Найти в Дзене
ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО!

Пушкин о своей жизни на страницах романа «Евгений Онегин» (Глава 5)

Пятая глава была написана в 1826 году. В ней нет прямых упоминаний об эпизодах из жизни поэта. И всё-таки его присутствие заметно. В первой строфе Пушкин дал описание зимнего пейзажа, открывшегося взору Татьяны. … Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом. Побелевший двор, куртины (вероятно, клумбы), кровли, забор и весёлые сороки – предметы, явно неромантические. И далее – ещё более прозаические, «низкие» картины в знаменитой строфе «Зима! Крестьянин, торжествуя…» «Низкие» картины - это продолжение дискуссии с романтиками. Пушкин отстаивал своё право на отражение обычной жизни в поэзии и понимал, что начал дело новое и не все читатели поймут его, поэтому обратился и к ним. Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Всё это низкая природа; Изящного не много тут. Согретый вдохнов

Пятая глава была написана в 1826 году. В ней нет прямых упоминаний об эпизодах из жизни поэта. И всё-таки его присутствие заметно.

В первой строфе Пушкин дал описание зимнего пейзажа, открывшегося взору Татьяны.

… Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

Побелевший двор, куртины (вероятно, клумбы), кровли, забор и весёлые сороки – предметы, явно неромантические. И далее – ещё более прозаические, «низкие» картины в знаменитой строфе «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

«Низкие» картины - это продолжение дискуссии с романтиками. Пушкин отстаивал своё право на отражение обычной жизни в поэзии и понимал, что начал дело новое и не все читатели поймут его, поэтому обратился и к ним.

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Всё это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенным богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег…

Правда, Пушкин тут же сказал, что с другим поэтом «бороться не намерен» так же, как и с «певцом финляндки молодой».

Эти сторонники романтизма - конкретные личности и друзья поэта.

«Другой поэт» – это П.А. Вяземский, автор стихотворения «Первый снег». Пушкин искренне восхищался талантом старшего друга, отмечая его «роскошный слог».

На празднике зимы красуется земля

И нас приветствует живительной улыбкой.

Здесь снег, как лёгкий пух, повис на ели гибкой,

Там тёмный изумруд, посыпав серебром,

На мрачной сосне он разрисовал узоры.

Рассеялись пары, и засверкали горы,

И солнца шар вспылал на небе голубом.

Волшебницей зимой весь мир преобразован…

«Певец финляндки молодой» - Евгений Баратынский, автор поэмы «Эда», написанной в 1824 году. В ней тоже есть зимний пейзаж, но главное – это судьба Эды, молодой финляндки, соблазнённой и брошенной молодым гусаром, а затем погибшей. История, ставшая литературным штампом, если вспомнить «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина и подобные сюжеты европейской литературы.

Пушкин и здесь вступил в полемику с законами сентиментализма и романтизма. Он показал иные взаимоотношения Татьяны и Онегина, отметил важные, с его точки зрения, психологические моменты. В итоге – вывел героиню и героя из рамок прежней литературной традиции и создал новую - реализм.

Пушкин писал пятую главу в Михайловском, где продолжалась его ссылка.

П.А. Вяземский говорил в письме А.И. Тургеневу в августе 1824 года:

Кто творец этого бесчеловечного убийства? Или не убийство – заточить пылкого, кипучего юношу в деревне русской?.. Должно быть богатырём духовным, чтобы устоять против этой пытки. Страшусь за Пушкина!

Вяземский волновался за душевное состояние друга, лишённого необходимого общения с друзьями и единомышленниками, находящегося в стороне от кипения жизни, – это естественно.

Но напрасен был страх Вяземского за своего молодого друга.

За годы ссылки в Михайловском поэт продолжил работу над «Евгением Онегиным», закончил «Цыган», «Бориса Годунова», создал многие стихотворные шедевры. Недостаток живого общения он восполнял обширной перепиской.

Пушкин явился истинным «богатырём духовным».