Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

ЖД узел Ожерелья в 2008: тут жили венгерские дизеля и советские тепловозы с тучами чёрного дыма. А поезд Луганск - Москва ездил ежедневно!

Ожерелье - легендарное место на карте России. Там давно уже нет красивых локомотивов - зелёных бубнящих и коптящих 2ТЭ10М, нет там малиновых ТЭП70 из депо Елец, нет там, конечно же, легендарных дизель-поездов Д1 по кличке "Венгерки"... Но люди всё равно едут туда, чтобы сделать красивые кадры на линии Ожерелье - Узловая, ведь очаровательная природа и рельеф Тульской области никуда не подевались. Ну а я, как старпёр, успел там побывать в те прекрасные времена и отснял кучу всяких эксклюзивов! Проблема только в том, что делал я это криворуко, и не менее криворуко обрабатывал. А в результате чего фотографии, которые могли бы быть приличными даже на ту плохенькую мыльницу, получились просто ужасными, и я по сей день кусаю локти от того, что "ну как можно было так испортить фотографии легендарных Д1"! Итак, ранним августовским утром 2008 года мы сели в бессменную электричку 06:20 Москва - Узуново и поехали. Рижская ЭР2-1262 всю дорогу выла, колбасилась на легендарных кривых рельсах Павеляги

Ожерелье - легендарное место на карте России. Там давно уже нет красивых локомотивов - зелёных бубнящих и коптящих 2ТЭ10М, нет там малиновых ТЭП70 из депо Елец, нет там, конечно же, легендарных дизель-поездов Д1 по кличке "Венгерки"... Но люди всё равно едут туда, чтобы сделать красивые кадры на линии Ожерелье - Узловая, ведь очаровательная природа и рельеф Тульской области никуда не подевались.

Ну а я, как старпёр, успел там побывать в те прекрасные времена и отснял кучу всяких эксклюзивов! Проблема только в том, что делал я это криворуко, и не менее криворуко обрабатывал. А в результате чего фотографии, которые могли бы быть приличными даже на ту плохенькую мыльницу, получились просто ужасными, и я по сей день кусаю локти от того, что "ну как можно было так испортить фотографии легендарных Д1"!

Итак, ранним августовским утром 2008 года мы сели в бессменную электричку 06:20 Москва - Узуново и поехали. Рижская ЭР2-1262 всю дорогу выла, колбасилась на легендарных кривых рельсах Павеляги, но всё же с довольно приличной скоростью везла нас навстречу рассвету и новым впечатлениям.

ЭР2-1262 на станции Ожерелье. Фото Avtobys Master, и да - мы ездили с ним вдвоём. Знакомы, кстати, с 2007 года.
ЭР2-1262 на станции Ожерелье. Фото Avtobys Master, и да - мы ездили с ним вдвоём. Знакомы, кстати, с 2007 года.

Незадолго до прибытия в Ожерелье на станции Жилёво был обнаружен грузовой поезд, а в его составе... Супер-дупер эксклюзивный тепловоз М62УП-0018! По информации от написавшего мне в ВК человека, который и перегонял этот тепловоз, ехал он из Кузбасса на ремонт в Даугавпилс. Всего таких тепловозов построено 40 штук с 1988 по 1996.

-2

Тянул всё это хозяйство ВЛ10У-590 1980 года выпуска, который катается по Московской железной дороге и сейчас, только уже не в зелёной, а в корпоративной окраске с противным оранжевым прямоугольником на физиономии. Забегая вперёд скажу также, что этот поезд мы встретили потом на тепловозке между Ожерельем и Узловой, на которую и направлялись.

-3

Приехав в Ожерелье, мы просто одурели с этой приманки в виде вкуснейшей Венгерки - дизель-поезда Д1-744 1985 года постройки, которая и повезла нас на тепловозный участок Ожерелье - Узловая. Депо Узловая, кстати, было одним из последних в России, где Д1 эксплуатировались до 2012 года.

Уезжать вглубь линии мы не стали, и вылезли из Венгерки на следующем после Ожерелья остановочном пункте 123 километр, который расположен в полях и слегка окружён деревьями. Сразу же я сфотографировал тележки головного вагона, которые у Д1 различаются, а особенно интересна передняя тележка, которая... имеет три колёсные пары, прямо как у тепловозов! А сделано это для того, чтобы уменьшить неподрессоренную нагрузку на рельсы от каждой колёсной пары, ведь на тележку ещё и устанавливался сам дизель, что делало её тяжелее. А вот задняя тележка была менее примечательна. Листайте.

Почему-то не догадавшись пройти и конец платформы, я сделал пару фотографий вслед уходящему дизелю, и они могли бы получиться вполне сносными, если бы не забор со знаком остановки на половину кадра. Почему я не подбежал к ним, чтобы исключить из композиции? Потому что потому.

Сам остановочный пункт - типичная российская картина: две низеньких платформы при том, что поезда на участке ездили тогда и ездят сейчас с высоким уровнем пола. Что МПС в Советском Союзе плевало на удобство пассажиров, что сейчас РЖД продолжает эту традицию - в этом плане наша страна стабильна: на всех ЖД линиях, кроме Москвы и Питера используется комбо из низких платформ с высокими поездами. Сделать платформы высокими? Денег нет, но вы держитесь... Крепче за поручень, карабкаясь на высоту больше собственного роста. Впрочем, при МПС хотя бы пригородных поездов курсировало поболее, чем сейчас.

-7

Но мы, конечно, хотели поймать и грузовые поезда с супер-зелёными, супер-коптящими, супер-бубнящими 2ТЭ10М, и один из них проехал почти сразу же после нашего дизеля - им оказался 2ТЭ10М-0717. Один из нас снимал на мыльницу, другой - на чернильницу, в общем, фотографии получились весьма посредственными как по качеству, так и по композиции. Первое - Автобус Мастера, а второе - моё. Не спрашивайте, почему всё так плохо.

Мы начали своё пешее железнодорожное путешествие в поисках красивых фотографий, но наши убогонькие камеры вместе с отсутствующим опытом сулили нам путешествие за фотографиями разве что пешее эротическое... Второй грузовой поезд, который проехал в направлении Ожерелья, я почему-то вообще не сфотографировал, а у Автобус Мастера получилось вот это...

Впрочем, на качество особо не смотрите. Я взял фотки из его страницы ВК, а они там дико сжатые, на его компьютере наверняка есть приличные оригиналы. Просто сейчас я не могу их быстро у него получить, так что простите уж.
Впрочем, на качество особо не смотрите. Я взял фотки из его страницы ВК, а они там дико сжатые, на его компьютере наверняка есть приличные оригиналы. Просто сейчас я не могу их быстро у него получить, так что простите уж.

Пройдя две длиннющих кривые, мы вышли к платформе 126 километр, где нас застал 2ТЭ10М-0873, который проехал резервом в сторону Узловой.

-10

Кто-то скажет, что трава и кусты на путях - это беспорядок. А на мой взгляд, это символ близости железной дороги и природы! Неужели прекрасные цветы до такой степени опасны для поездов, что железнодорожники готовы тратить сотни миллиардов и бесценных человеко-часов на борьбу с ними?

Спустя полчаса после резервного "Медведа" на Ожерелье прошмыгнул новенький на тот момент, и успевший надоесть, едва выйдя с завода, РА2-030. Спустя четыре года эти поезда полностью вытеснили Д1, а вдобавок ещё и потеряли свои заводские окраски, перекрасившись в РЖД-шный корпоратив, который, впрочем, на РА2 смотрится неплохо. А потом они вытеснили ещё и последние РЖД-шные ДР1А в депо Стерлитамак. И множество пригородных поездов на локомотивной тяге - тоже вытеснили. Комфортно? Да. Удобно с точки зрения технологии работы железной дороги? Конечно! Но до ужаса скучно и однообразно.

РА2-030
РА2-030

Через шесть минут мы оказались на холме, с которого открылся вид на замечательный вираж, и в этот момент из-за леса появился очень красивый поезд - сине-зелёные фирменные вагоны Северной железной дороги, возглавленные малиновым тепловозом ТЭП70-0543 приписки депо Елец! Я не знаю, было ли приятно ездить в таких вагонах, но вот что точно было приятно - так это фотографировать не красно-серое уныние, а это цветовое разнообразие.

Следом за пассажирским - ещё один грузовой, но по какой-то причине у меня нет его фотографии, а у моего друга получилось... То, что получилось. Короче, так снимать поезда не надо.

-14

Почти на полтора часа наступило затишье, в течение которого мы успели дойти до разобранной станции Пчеловодное. А раз было затишье, то вместо поездов - встречайте: Пустые перегоны! Время, потраченное впустую.

Без минуты полдень - проехал одинокий, но зато зелёный, с правильными полосками, ЧМЭ3-3645. Вот бы такие полосы, как у него, вернуть на экземпляры в корпоративных цветах! И наша страна, до сих пор использующая такие раритеты, как ЧМЭ3, тут же станет чуточку красивее.

Пять минут - и очередной резервный тепловоз на Узловую - 2ТЭ10М-3252. Скучно без вагонов.

-17

Раритетная табличка с расписанием пригородных поездов на станции Пчеловодная со страницы ВК Автобус Мастера. Как видите, раньше было на одну пару поездов больше, чем теперь, а ещё люди умели красиво рисовать сложные штуки от руки, вместо того, чтобы приляпывать саморезами к столбу кривую распечатанную бумажку в файлике.

-18

Идём дальше, в сторону станции Венёв, разевая рты от удивления. Как же красива наша Россия! А теперь представьте, что вы впервые в жизни видите такие виражи и такие просторы! Вот и я в тот день впервые их увидел. Смотришь на это и думаешь: какая красота, сколько жизненного пространства! И какой смысл чего-то там мутить западнее Белгорода, если у самих такой красоты хватает даже с избытком?

-19

Очередной пассажирский прошёл в направлении Ожерелья в половине первого. В тот день малиновый ТЭП70-0546 с синими вагонами нас не очень удивил, ведь мы были в самом начале своего железнодорожного пути и просто удивлялись всему подряд, а в 2025 году я увидел эти фотографии сквозь призму всех прошедших событий. Ведь это - международный поезд Луганск - Москва, который в те годы ездил в Россию, как к себе домой. А сейчас что? В Луганск из Москвы вообще нет прямого поезда, хотя этот город с 2022 года считается Российской Федерацией. Российская Федерация, может, пора бы уже как-то налаживать удобные связи между своими городами? Просто отсутствие такого поезда не очень ложится в концепцию "объединения земель русских" и прочей брехни, которая иногда проскальзывает по телевизору.

А поезда продолжали литься, будто из рога изобилия: уже через 20 минут был сфотографирован 2М62У-0127 с хозяйственным поездом. Конкретно этот тепловоз интересен тем, что в начале 2000-х годов работал в составе дизель-поезда ДПМ, который ездил из Москвы в Новомосковск и представлял собой две секции тепловоза 2М62У, а между ними - несколько прицепных вагонов электрички ЭД4М. Работало это хозяйство либо до 2007 либо до 2008 года.

Затем мы оказались на расхождении путей, где нас застал трёхсекционный 2ТЭ10М-2471, тянувший в Узловую тот самый грузовой поезд с перегоняемыми М62УП-0018 и красным 2ТЭ10У, который мы видели в Жилёво.

2ТЭ10М-2471. Сохранёнка из ВК Автобус Мастера, где-то она есть в нормальном качестве, но пока я не могу её для вас достать.
2ТЭ10М-2471. Сохранёнка из ВК Автобус Мастера, где-то она есть в нормальном качестве, но пока я не могу её для вас достать.

А потом почти на два часа наступило очередное затишье, и лишь кузнечики с кобылками чирикали в траве, пока мы продолжали свой поход до станции Мордвес. На расхождении были замечены плакаты и знаки, разграничивающие принадлежность перегона к разным дистанциям пути и отделениям Московской железной дороги. Интересно, стоят ли они там до сих пор?

Мы пришли на платформу 137 км, которая сейчас называется Даниловское... И всё это - пешком, уже 14 километров, на секундочку! Между прочим, сейчас вы уже так спокойно не погуляете вдоль линии Ожерелье - Узловая: к вам очень быстро приедут мужики в форме и популярно объяснят, что "время сейчас такое". Да и особо интересных поездов вы тут всё равно не встретите.

Платформа 137 км
Платформа 137 км

До Мордвеса 9 километров ещё оставалось, но вот у нас сил на эти 9 километров - нет. Поэтому мы дождались пригородного поезда РА2-030 в сторону Узловой и оставшуюся часть пути преодолели на нём. Листайте - там в конце будет бонусное фото молодого Автобус Мастера.

Почти час ожидания обратного дизеля до Ожерелья скрасил всего один грузовой поезд из Узловой, да и тот получилось снять так, что невозможно разобрать даже номер тепловоза. Зато композиция интересная!

-26

Я так устал, что ничего больше не фотографировал, а мой друг Автобус Мастер не поленился запечатлеть красивейший вокзал на станции Мордвес, построенный в псевдоготическом стиле.

-27

Наконец, подъехал Д1-647, который помимо нас забрал из Мордвеса ещё целую толпу пассажиров, желающих попасть в Ожерелье. Кучу фоток набабахал Автоубс Мастер, пока я снимал видео, доступное только для платных подписчиков. Приходите за ним на Бусти и приятного вам просмотра! И не забывайте листать фотки, ведь там в конце есть даже кабина Д1!

Ого, да это ж я в 2008 году, собственной персоной! И несколько дополнительных фотографий интерьера Венгерки.

Выйдя из поезда на станции Ожерелье, мы увидели как тепловоз 2ТЭ10М-0717 супермегаультранадымил на всю станцию. Вы тоже с наслаждением вспоминаете этот невероятный запах жжёной солярки?

-30

Я сделал прощальное фото нашей Венгерки на телефон, потом мы купили в магазинчике всякий пищевой мусор в виде чипсов и шоколадок, после чего загрузились в электричку и поехали домой.

Д1-647 на станции Ожерелье, август 2008
Д1-647 на станции Ожерелье, август 2008

Вот так и прошёл день 10 августа 2008 года. Для меня это стала первая серьёзная дальняя поездка, в которой я встал в 5 утра ради того, чтобы сделать фотографии поездов. Конечно, все они вышли либо кривыми изначально, либо были криво сжаты, и представляют даже сейчас сомнительную ценность, ведь и без нас в 2008 году были люди, которые фотографировали поезда с хорошими навыками и с хорошими камерами. Но зато впечатлений этот поход принёс столько, сколько сейчас не принесёт даже Поезд Деда Мороза, пойманный с серебристым электровозом ЧС6 на Ярославском направлении!

ЧС6-028 с поездом Деда Мороза в Семхозе, ноябрь 2025.
ЧС6-028 с поездом Деда Мороза в Семхозе, ноябрь 2025.

А всё потому, что когда не знаешь, что приедет, когда главное - не фотографии, а сам поход, когда впервые открываешь для себя новые места, когда впервые нюхаешь и слушаешь 2ТЭ10М - это просто не может не остаться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Со многими поездками это произошло: от них остались только фотографии в дебрях жёсткого диска, а эта так и останется одной из самых ярких, пусть и фотографии можно смело отправить в корзину.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Тыкайте палец вверх, пишите комментарии и подписывайтесь на мой личный ТГ-канал, ведь прямо сейчас я распродаю там новую партию сувенирных кружек со своими фотографиями поездов и другого транспорта.

Некоторые кружки. Пишите в ТГ или тут в комментариях, чтобы заказать. Цена 750, скидки при покупке нескольких, подробности расскажу в переписке.
Некоторые кружки. Пишите в ТГ или тут в комментариях, чтобы заказать. Цена 750, скидки при покупке нескольких, подробности расскажу в переписке.

До скорого!