Ожерелье - легендарное место на карте России. Там давно уже нет красивых локомотивов - зелёных бубнящих и коптящих 2ТЭ10М, нет там малиновых ТЭП70 из депо Елец, нет там, конечно же, легендарных дизель-поездов Д1 по кличке "Венгерки"... Но люди всё равно едут туда, чтобы сделать красивые кадры на линии Ожерелье - Узловая, ведь очаровательная природа и рельеф Тульской области никуда не подевались.
Ну а я, как старпёр, успел там побывать в те прекрасные времена и отснял кучу всяких эксклюзивов! Проблема только в том, что делал я это криворуко, и не менее криворуко обрабатывал. А в результате чего фотографии, которые могли бы быть приличными даже на ту плохенькую мыльницу, получились просто ужасными, и я по сей день кусаю локти от того, что "ну как можно было так испортить фотографии легендарных Д1"!
Итак, ранним августовским утром 2008 года мы сели в бессменную электричку 06:20 Москва - Узуново и поехали. Рижская ЭР2-1262 всю дорогу выла, колбасилась на легендарных кривых рельсах Павеляги, но всё же с довольно приличной скоростью везла нас навстречу рассвету и новым впечатлениям.
Незадолго до прибытия в Ожерелье на станции Жилёво был обнаружен грузовой поезд, а в его составе... Супер-дупер эксклюзивный тепловоз М62УП-0018! По информации от написавшего мне в ВК человека, который и перегонял этот тепловоз, ехал он из Кузбасса на ремонт в Даугавпилс. Всего таких тепловозов построено 40 штук с 1988 по 1996.
Тянул всё это хозяйство ВЛ10У-590 1980 года выпуска, который катается по Московской железной дороге и сейчас, только уже не в зелёной, а в корпоративной окраске с противным оранжевым прямоугольником на физиономии. Забегая вперёд скажу также, что этот поезд мы встретили потом на тепловозке между Ожерельем и Узловой, на которую и направлялись.
Приехав в Ожерелье, мы просто одурели с этой приманки в виде вкуснейшей Венгерки - дизель-поезда Д1-744 1985 года постройки, которая и повезла нас на тепловозный участок Ожерелье - Узловая. Депо Узловая, кстати, было одним из последних в России, где Д1 эксплуатировались до 2012 года.
Уезжать вглубь линии мы не стали, и вылезли из Венгерки на следующем после Ожерелья остановочном пункте 123 километр, который расположен в полях и слегка окружён деревьями. Сразу же я сфотографировал тележки головного вагона, которые у Д1 различаются, а особенно интересна передняя тележка, которая... имеет три колёсные пары, прямо как у тепловозов! А сделано это для того, чтобы уменьшить неподрессоренную нагрузку на рельсы от каждой колёсной пары, ведь на тележку ещё и устанавливался сам дизель, что делало её тяжелее. А вот задняя тележка была менее примечательна. Листайте.
Почему-то не догадавшись пройти и конец платформы, я сделал пару фотографий вслед уходящему дизелю, и они могли бы получиться вполне сносными, если бы не забор со знаком остановки на половину кадра. Почему я не подбежал к ним, чтобы исключить из композиции? Потому что потому.
Сам остановочный пункт - типичная российская картина: две низеньких платформы при том, что поезда на участке ездили тогда и ездят сейчас с высоким уровнем пола. Что МПС в Советском Союзе плевало на удобство пассажиров, что сейчас РЖД продолжает эту традицию - в этом плане наша страна стабильна: на всех ЖД линиях, кроме Москвы и Питера используется комбо из низких платформ с высокими поездами. Сделать платформы высокими? Денег нет, но вы держитесь... Крепче за поручень, карабкаясь на высоту больше собственного роста. Впрочем, при МПС хотя бы пригородных поездов курсировало поболее, чем сейчас.
Но мы, конечно, хотели поймать и грузовые поезда с супер-зелёными, супер-коптящими, супер-бубнящими 2ТЭ10М, и один из них проехал почти сразу же после нашего дизеля - им оказался 2ТЭ10М-0717. Один из нас снимал на мыльницу, другой - на чернильницу, в общем, фотографии получились весьма посредственными как по качеству, так и по композиции. Первое - Автобус Мастера, а второе - моё. Не спрашивайте, почему всё так плохо.
Мы начали своё пешее железнодорожное путешествие в поисках красивых фотографий, но наши убогонькие камеры вместе с отсутствующим опытом сулили нам путешествие за фотографиями разве что пешее эротическое... Второй грузовой поезд, который проехал в направлении Ожерелья, я почему-то вообще не сфотографировал, а у Автобус Мастера получилось вот это...
Пройдя две длиннющих кривые, мы вышли к платформе 126 километр, где нас застал 2ТЭ10М-0873, который проехал резервом в сторону Узловой.
Кто-то скажет, что трава и кусты на путях - это беспорядок. А на мой взгляд, это символ близости железной дороги и природы! Неужели прекрасные цветы до такой степени опасны для поездов, что железнодорожники готовы тратить сотни миллиардов и бесценных человеко-часов на борьбу с ними?
Спустя полчаса после резервного "Медведа" на Ожерелье прошмыгнул новенький на тот момент, и успевший надоесть, едва выйдя с завода, РА2-030. Спустя четыре года эти поезда полностью вытеснили Д1, а вдобавок ещё и потеряли свои заводские окраски, перекрасившись в РЖД-шный корпоратив, который, впрочем, на РА2 смотрится неплохо. А потом они вытеснили ещё и последние РЖД-шные ДР1А в депо Стерлитамак. И множество пригородных поездов на локомотивной тяге - тоже вытеснили. Комфортно? Да. Удобно с точки зрения технологии работы железной дороги? Конечно! Но до ужаса скучно и однообразно.
Через шесть минут мы оказались на холме, с которого открылся вид на замечательный вираж, и в этот момент из-за леса появился очень красивый поезд - сине-зелёные фирменные вагоны Северной железной дороги, возглавленные малиновым тепловозом ТЭП70-0543 приписки депо Елец! Я не знаю, было ли приятно ездить в таких вагонах, но вот что точно было приятно - так это фотографировать не красно-серое уныние, а это цветовое разнообразие.
Следом за пассажирским - ещё один грузовой, но по какой-то причине у меня нет его фотографии, а у моего друга получилось... То, что получилось. Короче, так снимать поезда не надо.
Почти на полтора часа наступило затишье, в течение которого мы успели дойти до разобранной станции Пчеловодное. А раз было затишье, то вместо поездов - встречайте: Пустые перегоны! Время, потраченное впустую.
Без минуты полдень - проехал одинокий, но зато зелёный, с правильными полосками, ЧМЭ3-3645. Вот бы такие полосы, как у него, вернуть на экземпляры в корпоративных цветах! И наша страна, до сих пор использующая такие раритеты, как ЧМЭ3, тут же станет чуточку красивее.
Пять минут - и очередной резервный тепловоз на Узловую - 2ТЭ10М-3252. Скучно без вагонов.
Раритетная табличка с расписанием пригородных поездов на станции Пчеловодная со страницы ВК Автобус Мастера. Как видите, раньше было на одну пару поездов больше, чем теперь, а ещё люди умели красиво рисовать сложные штуки от руки, вместо того, чтобы приляпывать саморезами к столбу кривую распечатанную бумажку в файлике.
Идём дальше, в сторону станции Венёв, разевая рты от удивления. Как же красива наша Россия! А теперь представьте, что вы впервые в жизни видите такие виражи и такие просторы! Вот и я в тот день впервые их увидел. Смотришь на это и думаешь: какая красота, сколько жизненного пространства! И какой смысл чего-то там мутить западнее Белгорода, если у самих такой красоты хватает даже с избытком?
Очередной пассажирский прошёл в направлении Ожерелья в половине первого. В тот день малиновый ТЭП70-0546 с синими вагонами нас не очень удивил, ведь мы были в самом начале своего железнодорожного пути и просто удивлялись всему подряд, а в 2025 году я увидел эти фотографии сквозь призму всех прошедших событий. Ведь это - международный поезд Луганск - Москва, который в те годы ездил в Россию, как к себе домой. А сейчас что? В Луганск из Москвы вообще нет прямого поезда, хотя этот город с 2022 года считается Российской Федерацией. Российская Федерация, может, пора бы уже как-то налаживать удобные связи между своими городами? Просто отсутствие такого поезда не очень ложится в концепцию "объединения земель русских" и прочей брехни, которая иногда проскальзывает по телевизору.
А поезда продолжали литься, будто из рога изобилия: уже через 20 минут был сфотографирован 2М62У-0127 с хозяйственным поездом. Конкретно этот тепловоз интересен тем, что в начале 2000-х годов работал в составе дизель-поезда ДПМ, который ездил из Москвы в Новомосковск и представлял собой две секции тепловоза 2М62У, а между ними - несколько прицепных вагонов электрички ЭД4М. Работало это хозяйство либо до 2007 либо до 2008 года.
Затем мы оказались на расхождении путей, где нас застал трёхсекционный 2ТЭ10М-2471, тянувший в Узловую тот самый грузовой поезд с перегоняемыми М62УП-0018 и красным 2ТЭ10У, который мы видели в Жилёво.
А потом почти на два часа наступило очередное затишье, и лишь кузнечики с кобылками чирикали в траве, пока мы продолжали свой поход до станции Мордвес. На расхождении были замечены плакаты и знаки, разграничивающие принадлежность перегона к разным дистанциям пути и отделениям Московской железной дороги. Интересно, стоят ли они там до сих пор?
Мы пришли на платформу 137 км, которая сейчас называется Даниловское... И всё это - пешком, уже 14 километров, на секундочку! Между прочим, сейчас вы уже так спокойно не погуляете вдоль линии Ожерелье - Узловая: к вам очень быстро приедут мужики в форме и популярно объяснят, что "время сейчас такое". Да и особо интересных поездов вы тут всё равно не встретите.
До Мордвеса 9 километров ещё оставалось, но вот у нас сил на эти 9 километров - нет. Поэтому мы дождались пригородного поезда РА2-030 в сторону Узловой и оставшуюся часть пути преодолели на нём. Листайте - там в конце будет бонусное фото молодого Автобус Мастера.
Почти час ожидания обратного дизеля до Ожерелья скрасил всего один грузовой поезд из Узловой, да и тот получилось снять так, что невозможно разобрать даже номер тепловоза. Зато композиция интересная!
Я так устал, что ничего больше не фотографировал, а мой друг Автобус Мастер не поленился запечатлеть красивейший вокзал на станции Мордвес, построенный в псевдоготическом стиле.
Наконец, подъехал Д1-647, который помимо нас забрал из Мордвеса ещё целую толпу пассажиров, желающих попасть в Ожерелье. Кучу фоток набабахал Автоубс Мастер, пока я снимал видео, доступное только для платных подписчиков. Приходите за ним на Бусти и приятного вам просмотра! И не забывайте листать фотки, ведь там в конце есть даже кабина Д1!
Ого, да это ж я в 2008 году, собственной персоной! И несколько дополнительных фотографий интерьера Венгерки.
Выйдя из поезда на станции Ожерелье, мы увидели как тепловоз 2ТЭ10М-0717 супермегаультранадымил на всю станцию. Вы тоже с наслаждением вспоминаете этот невероятный запах жжёной солярки?
Я сделал прощальное фото нашей Венгерки на телефон, потом мы купили в магазинчике всякий пищевой мусор в виде чипсов и шоколадок, после чего загрузились в электричку и поехали домой.
Вот так и прошёл день 10 августа 2008 года. Для меня это стала первая серьёзная дальняя поездка, в которой я встал в 5 утра ради того, чтобы сделать фотографии поездов. Конечно, все они вышли либо кривыми изначально, либо были криво сжаты, и представляют даже сейчас сомнительную ценность, ведь и без нас в 2008 году были люди, которые фотографировали поезда с хорошими навыками и с хорошими камерами. Но зато впечатлений этот поход принёс столько, сколько сейчас не принесёт даже Поезд Деда Мороза, пойманный с серебристым электровозом ЧС6 на Ярославском направлении!
А всё потому, что когда не знаешь, что приедет, когда главное - не фотографии, а сам поход, когда впервые открываешь для себя новые места, когда впервые нюхаешь и слушаешь 2ТЭ10М - это просто не может не остаться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Со многими поездками это произошло: от них остались только фотографии в дебрях жёсткого диска, а эта так и останется одной из самых ярких, пусть и фотографии можно смело отправить в корзину.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Тыкайте палец вверх, пишите комментарии и подписывайтесь на мой личный ТГ-канал, ведь прямо сейчас я распродаю там новую партию сувенирных кружек со своими фотографиями поездов и другого транспорта.
До скорого!