Ликвидация ООО с одним участником — процедура достаточно простая по сравнению с ликвидацией компании с несколькими участниками. Всё потому, что единоличный участник принимает решения сам и реализует их без необходимости согласования с другими сторонами. Тем не менее порядок действий остается структурированным и регламентированным законом. В этой статье мы расскажем, как провести ликвидацию ООО по шагам, с учетом действующего законодательства РФ.
1. Принятие решения о ликвидации и назначение ликвидатора
Первым шагом является принятие единоличным участником компании решения о ликвидации ООО. Этот документ оформляется в виде приказа или решения, подписываемого участником. В случае, когда участник — это лицо, действующее на основании устава, — он самостоятельно принимает решение и подтверждает его своей подписью.
В решении необходимо указать дату, причины ликвидации, а также срок ликвидации, который не может превышать 1 год.
Одновременно с решением определяется лицо, ответственное за проведение процедуры ликвидации — ликвидатор. Им может выступать сам участник или иное лицо, назначенное им. В случае самостоятельного назначения ликвидатора потребуется его согласие и оформление соответствующего приказа или решения.
2. Подготовка и подача заявления в налоговую инспекцию
На этом этапе необходимо подготовить пакет документов для регистрации. В него входит:
· Заявление по форме Р15016, заверенное у нотариуса (если требуется).
· Учредительные документы, устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт (ИНН).
· Решение о ликвидации и назначении ликвидатора.
· Документы, подтверждающие полномочия ликвидатора.
· Документ об оплате государственной пошлины, за исключением случаев подачи заявления в электронном виде через сервис налоговой, МФЦ или нотариуса.
На подачу заявления дается три рабочих дня с момента принятия решения о ликвидации. Подать заявление можно как в бумажном виде, так и в электронном, в том числе с использованием сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
Перед подачей заявления рекомендуется проверить актуальность сведений в ЕГРЮЛ для исключения ошибок или неточных данных и сведения о сдаче отчетности, в частности, в Социальный фонд РФ.
3. Обнародование сведений о ликвидации и уведомление кредиторов
Закон требует опубликовать информацию о ликвидации в открытых источниках. В частности, публикация осуществляется в:
· Журнале «Вестник государственной регистрации» («ВГР»).
· Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц (Федресурс).
Объявление должно содержать информацию о ликвидации фирмы, а также о сроке, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования (он должен быть не менее двух месяцев).
Одновременно необходимо уведомить всех известных кредиторов, направляя им письменные уведомления о предстоящей ликвидации.
4. Подготовка промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) и уведомление регистрирующего органа
После истечения срока для предъявления требований кредиторов (обычно 2 месяца) составляется промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Он отражает текущие активы и обязательства компании.
ПЛБ подготавливается не раньше, чем истек срок для заявлений кредиторов, а в случае налоговой проверки — после её завершения.
Об окончании подготовки ПЛБ необходимо уведомить регистрирующий орган, подать его копию и запросить соответствующую запись о ходе ликвидации.
5. Расчёты с кредиторами
Перед завершением ликвидации компания должна полностью урегулировать все обязательства перед кредиторами, выплатить долги и погасить обязательства по заработной плате и налогам.
Не забываем подавать сведения о работниках и исполнителях по гражданско-правовым договорам. Перечень таких сведений установили в п.п 2, 8, 11 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ. На это отводится один месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Если не сдать отчетности в СФР, откажут в ликвидации компании.
После завершения расчетов составляется окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ), который подтверждает отсутствие обязательств и отражает текущие активы, если они имеются.
Регистрирующий орган после проверки внесет запись в ЕГРЮЛ о ликвидации.
6. Закрытие предприятия и распределение активов
Когда все процедуры завершены, регистрирующий орган издает окончательное решение о ликвидации, и компания считается официально ликвидированной.
Если по итогам остаются какие-либо активы, единственный участник вправе оформить их на себя. Этот шаг — логическое завершение процесса ликвидации.
Обратите внимание:
Все этапы должны выполняться в строгой последовательности и в соответствии с требованиями закона.
В случае необходимости можно обратиться за консультацией к специалистам или юристам, специализирующимся на ликвидации юридических лиц.
Также напоминаем, что у субъектов малого и среднего предпринимательства есть возможность ликвидировать компанию в упрощенном порядке. Однако для этого должны выполняться несколько условий. Все подробности мы рассказали в нашей статье.
Подписывайтесь на наш канал и получайте еще больше полезных советов и информации для бизнеса.
Информацию об оказании услуг нашей юридической компанией вы можете получить на сайте:
– о ликвидации юридических лиц,
– о выездных налоговых проверках.