Изучение трудов Владимира Ильича Ленина выявляет значительное число ссылок на библейские тексты — около 700 случаев. Данный факт доказывает хорошее знакомство автора с содержанием Священного Писания. Примечательно, что в молодости Ленин участвовал в исполнении церковных песнопений, что дополнительно подтверждает его осведомленность в религиозных текстах.
Сегодня российские политические деятели редко обращаются к цитированию Библии, хотя позиционируют себя как глубоко православных людей. Возникает естественный вопрос: знакомы ли они с содержанием основного текста православной традиции?
Пример использования библейского высказывания Ленином особенно примечателен. Он неоднократно цитировал апостола Павла: «Кто не работает, тот пусть и не ест». Ленин считал эту фразу основополагающим принципом нового социалистического общества и настаивал на включении её в Конституцию Советского Союза.
Ещё одно интересное наблюдение касается взглядов Ленина на религию. В ряде выступлений и статей он допускал возможность присутствия верующих членов в составе партии большевиков. Сам Ленин негативно относился не к самим верующим, а к попыткам религиозных организаций вмешиваться в политику и экономику, а также поддержке ими антисоветского белого движения.
Фразеологизмы с участием слова «Бог»:
Ленин многократно использует выражение «Ради Бога», «Слава Богу», «Побойтесь Бога», «Бог знает», «Бога для», придаёт им новые смыслы и контексты.
Изречения из Евангелия:
Ленин воспроизводит фразу «Благодарим тебя, Господи, что мы не похожи на этих мытарей», применяя её в другом ключе, разоблачая приспособленческие настроения.
Другое известное выражение:
Фразу «Что делаешь, делай скорее!» (использованную Иисусом по отношению к Иуде) Ленин берёт как призыв к немедленным действиям.
Евангельское выражение «Толцыте, и отверзнется»:
Применяется в качестве первого и главного принципа, характеризуя необходимость настойчивости и решительности.
Основное правило советского общества:
Слова из Нового Завета «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» Ленин трактует как основной закон нового общественного устройства, закладывая фундамент принципов социализма.
Таким образом, Ленин широко пользовался элементами библейской лексики, обогащая и переосмысляя их в духе революции и построения нового общества.
Как Ленин относился к религии
Отношение Ленина к религии характеризуется осторожностью и продуманностью подхода. На первом Всероссийском съезде работниц в 1918 году он выразил следующую точку зрения:
«Бороться с религиозными предрассудками надо крайне осторожно: много вреда приносят те, кто вносит в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения».
Эта позиция нашла отражение и в последующей деятельности Ленина. В письме 1921 года, адресованном Вячеславу Молотову, он критиковал предложение публично разоблачать лживость религии накануне Пасхи, считая это неуместным и тактически неверным решением. Ленин настоятельно рекомендовал воздерживаться от любых акций, направленных на оскорбление религиозных убеждений граждан.
Весной 1919 года рабочие Курской железной дороги направили Владимиру Ленину обращение с просьбой пересмотреть решение о закрытии местной железнодорожной церкви. Получив ходатайство, Ленин поручил изучить ситуацию соответствующим органам, подчеркнув важность объективного рассмотрения вопроса.
Комиссия, созданная в рамках Наркомата юстиции, провела проверку и установила, что церковь расположена в отдельном помещении и не имеет существенных ограничений для предоставления в пользование верующим. После завершения расследования комиссия рекомендовала удовлетворить просьбу рабочих и передать храм группе верующих.
В чём ошибка Ленина
Этот эпизод иллюстрирует готовность Ленина прислушиваться к мнению верующих и проявлять гибкость в подходе к решению проблем, связанных с деятельностью религиозных общин. Ленин долгое время стремился избегать конфликтов на почве религии.
Он позволил церкви избрать 5(18) ноября патриарха (а мог и не позволить), и конечно не ожидал от Тихона (Беллавина) такого рьяного вмешательства в политику вплоть до проклятия Советской власти, призывов сражаться против власти антихриста, открытого вооружённого сопротивления и помощи белой гвардии.
Ленин и его соратники допустили главную ошибку – не задавили в корне разрастающийся церковный протест со стороны сторонников Тихона. Советская власть поддержала обновленческую церковь, затем на её сторону перешли митрополит Сергий (Страгородский) с паствой.
«Тихоновцы» продолжили контрреволюционную борьбу, став уголовными преступниками. Придя к власти в церкви в 1991 году, они объявили «сергиан» еретиками, а себя мучениками за Христа, утверждая о «гонениях» на церковь, правда не уточняя на какую, поскольку от Тихона откололись обновленцы, «иосифляне», «викториане», «буевцы», «сергиане». Но об этом более подробно в статьях:
Гражданской войны могло и не быть, если бы в 1917 году Тихон (Беллавин) не был избран патриархом
Как церковь призывала Запад к крестовому походу против советской власти
Провокации церкви в период 1921-1922 годов, кампания по изъятию церковных ценностей Часть I
Церковная контрреволюция стала причиной Гражданской войны
.Ваши донаты помогают развитию канала