Несколько лет назад был проведен опрос Rambler&Co, который показал: менее 30% россиян понимаю, что у детей должно быть время на отдых и свободную игру. Большинство считает, что ребенок должен быть занят постоянно.
Часто возникает ситуация, когда внешние успехи ценятся больше, чем сбалансированное развитие и внутренняя гармония ребенка. Конкуренция за места в престижных школах и вузах, требования рынка труда и непонимание родителей, как правильно развивать и направлять детей, формируют мощное давление на ребенка. Этот тренд получил название «токсичная продуктивность» или «культ успеха».
Когда продуктивность во вред
Здоровая продуктивность сочетает в себе труд и отдых. Она строится на уважении к особенностям конкретного ребенка, учитывает его сильные и слабые стороны и нацелена на гармоничное развитие всех сфер жизни. Но в некоторых семьях создается образ поведения, при котором ценность ребенка сводится к его результатам и занятости, а отдых и творчество воспринимаются как лишнее. Каждую свободную минуту нужно что-то делать, иначе «теряется время». Результат требуется любой ценой. Причем родитель отталкивается не от индивидуальных особенностей ребенка, а руководствуется своими амбициями и внешними мотивами.
Социальные сети подкрепляют этот тренд, выдавая за норму идеализированные картинки успеха и создавая постоянное поле для сравнения. Это давит и на родителей, и на детей. Родители боятся «упустить шанс», из-за чего заполняют детское расписание секциями и занятиями, но забывают о ресурсе и особенностях самого ребенка. А так как у некоторых детей есть склонность к перфекционизму, высокий уровень тревожности и повышенное стремление к одобрению взрослых и сверстников, это делает их особенно уязвимыми к этому давлению.
Чем это грозит детям?
Результатом такой продуктивности будут определенные достижения (и часто большие), но платой за них станет эмоциональное благополучие ребенка. Дети могут испытывать хроническую усталость, тревогу, потерю интереса к любимым занятиям, раздражительность. Портятся отношения с родителями и друзьями. Из-за завышенных требований и постоянного напряжения может произойти эмоциональное выгорание.
Кроме того, страдает самооценка. Когда ребенок смотрит на себя только через призму достижений, он не узнает себя, не учится рефлексии. Его самооценка, уверенность и психологическая устойчивость зависят от внешних факторов, от чужой оценки. Это снижает толерантность к неудачам в дальнейшем.
А еще токсичная продуктивность ограничивает творческое и критическое мышление, потому что фокус переносится на «правильный ответ» и внешние подтверждения, а не на любопытство и исследование.
Важно! Разорвать замкнутый круг токсичной продуктивности непросто даже во взрослом возрасте. Согласно исследованиям Harvard Business Review, взрослые люди по всему миру сталкиваются с проблемой трудоголизма. Им сложно поддерживать баланс между работой и отдыхом, так как во время отдыха они ощущают стыд и вину.
Как защитить ребенка от токсичной продуктивности?
Узнав о вреде культа успеха, некоторые родители вовсе отказываются ставить своим детям какие-либо цели и пускают развитие на самотек. Это большая ошибка. Я часто вижу таких детей. Они ничего не хотят, ни к чему не стремятся, у них нет целей и интересов. Вырастая, они не могут найти свое место в мире, часто уходят в пагубные привычки и плохие компании.
Цели и результаты крайне важны для гармоничного развития детей. Ребенок должен понимать, куда он стремится, и идти за зримым результатом. У него должна быть цель и направление развития. Но нельзя делать из цели культ — это самое важное, что стоит помнить родителям.
В постановке экологичных целей мы должны отталкиваться от способностей и интересов самого ребенка. Нужно предлагать разные сферы на выбор и спрашивать, что его интересует, чему он хочет научиться, в чем бы он хотел преуспеть? Эти желания и способности ни в коем случае нельзя игнорировать. Только имея интерес у выбранному делу, ребенок сам захочет добиться результата. И у него будет на это достаточно мотивации и энергии. Если же взрослые перекладывают свои комплексы и амбиции на ребенка и ставят ему цели, исходя из своих желаний, у него не будет истинной мотивации и он столкнется с эмоциональным выгоранием.
Когда ребенок определится с деятельностью, которая ему нравится, нужно помочь ему поставить реалистичную цель и обсудить способы ее достижения. Что действительно важно? Сколько времени и энергии на это потребуется?
Совет! При планировании расписания я рекомендую сразу вносить в него время на отдых, свободную игру, творчество, общение со сверстниками. Эти важные жизненные сферы нужны для восстановления ресурса, поддержания стабильного эмоционального состояния ребенка, гармоничного развития.
Также нужно развивать у детей способность к саморефлексии. Ребенок должен понимать себя, знать свои пределы, адекватно оценивать свои силы, развивать навыки саморегуляции.
Опасной тенденцией культа успешности является концентрация на негативе. Большое внимание уделяется промахам и ошибкам, а достижения, особенно не очень значимые в глазах общества, воспринимаются как должное. Но я советую смещать фокус внимания на то хорошее, что получилось, а неудачи рассматривать как материал для развития и обучения. Например, подростку можно предложить вести рефлексивные записи в дневнике о том, что он сделал за день, чему научился, что получилось, а что — не очень, и как в следующий раз можно избежать промаха. С детьми можно обсуждать это устно. Если ребенок боится ошибиться, нужно объяснить, что ошибки — часть обучения, и предложить вместе разобрать, что получилось и что можно попробовать сделать по‑другому.
Родителям следует ставить детям реалистичные цели и смягчать собственные ожидания. В воспитании и развитии детей отталкивайтесь от их индивидуальности, а не руководствуйтесь требованиями внешнего мира или своими желаниями. Интересуйтесь ребенком — его мыслями, мечтами и идеями. Только в этом случае развитие и взросление будет гармоничным, а достижения — продиктованы истинной мотивацией самого ребенка.