Найти в Дзене
LUCKY DUCK

Устройство вариатора TAV2-30. Схемы и краткий обзор

Что такое вариатор? Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте вспомним, сколько скоростей имеют механическая и автоматическая коробки передач. Первая – пять, шесть, вторая - до девяти – ответят грамотные водители. Так вот, вариатор имеет ступеней переключения скоростей намного больше, по сути – бесконечное количество. Итак, вариатор – это бесступенчатая трансмиссия, которая даёт водителю возможность изменять передаточное число не рывками, а плавно, в соответствии с оборотами двигателя и внешней нагрузкой, что позволяет использовать мощность мотора максимально эффективно и обеспечить комфорт во время движения. Сегодня устанавливают вариаторы двух типов: клиноременной и тороидный, хотя в технике подобных конструкций существует великое множество. Вариаторы клиноременного типа известны достаточно давно. Главными деталями этого вариатора являются раздвижные шкивы и трапецеидальный (клиновой) или прямоугольная трапеция (полу клиновой) в сечении ремень, который их соединяет. Если в ведущем шк

Что такое вариатор? Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте вспомним, сколько скоростей имеют механическая и автоматическая коробки передач. Первая – пять, шесть, вторая - до девяти – ответят грамотные водители. Так вот, вариатор имеет ступеней переключения скоростей намного больше, по сути – бесконечное количество.

Итак, вариатор – это бесступенчатая трансмиссия, которая даёт водителю возможность изменять передаточное число не рывками, а плавно, в соответствии с оборотами двигателя и внешней нагрузкой, что позволяет использовать мощность мотора максимально эффективно и обеспечить комфорт во время движения.

Сегодня устанавливают вариаторы двух типов: клиноременной и тороидный, хотя в технике подобных конструкций существует великое множество.

Вариаторы клиноременного типа известны достаточно давно. Главными деталями этого вариатора являются раздвижные шкивы и трапецеидальный (клиновой) или прямоугольная трапеция (полу клиновой) в сечении ремень, который их соединяет. Если в ведущем шкиве сдвинуть его половинки, они вытолкнут ремень наружу подобно попавшему между ними клину (именно потому данный вариатор имеет такое название). При этом радиус шкива, с которым работает ремень, увеличится, что, в свою очередь, приведёт к увеличению передаточного отношения. Если же половинки ведомого шкива раздвинуть, ремень уйдёт внутрь, а радиус его работы уменьшится, что повлечёт за собой уменьшение передаточного отношения. При работе обоих шкивов в промежуточном положении передача будет прямой.

Вариатор TAV2-30 который в России встречается под название Ориент. Данный вариатор был разработан специально для мототехники мощностью от 5 до 9 л.с. Вариатор состоит из ведущего вариатора, еще его называют шкив вариатора ведущий и ведомого вариатора его называют шкив вариатора ведомый.
На схемах ниже показано устройство вариатора, а в таблице описание и название деталей и частей.
Схема ведущего вариатора TAV2-30 (ТАВ2-30), Ориент

№	Артикул	Наименование	
1	TAV30-01	Диск вариатора ведущего неподвижный 
2	TAV30-02	Втулка вариатора латунная
3	TAV30-03	Диск вариатора ведущего подвижный 
4	TAV30-04	Втулка вариатора направляющая Comet 
5	TAV30-05	Пружина вариатора ведущего
6	TAV30-06	Грузики вариатора 
7	TAV30-07	Грузики вариатора с пружинами 
8	TAV30-08	Крышка вариатора ведущего 
17	TAV30-17	Втулка шайба болта крепления вариатора
№ Артикул Наименование 1 TAV30-01 Диск вариатора ведущего неподвижный 2 TAV30-02 Втулка вариатора латунная 3 TAV30-03 Диск вариатора ведущего подвижный 4 TAV30-04 Втулка вариатора направляющая Comet 5 TAV30-05 Пружина вариатора ведущего 6 TAV30-06 Грузики вариатора 7 TAV30-07 Грузики вариатора с пружинами 8 TAV30-08 Крышка вариатора ведущего 17 TAV30-17 Втулка шайба болта крепления вариатора

Схема ведомого вариатора TAV2-30 (ТАВ2-30), Ориент

№	Артикул	Наименование	
1	TAV30-01	Диск вариатора ведущего неподвижный 
2	TAV30-02	Втулка вариатора латунная 
3	TAV30-03	Диск вариатора ведущего подвижный 
4	TAV30-04	Втулка вариатора направляющая 
5	TAV30-05	Пружина вариатора ведущего 
6	TAV30-06	Грузики вариатора 
7	TAV30-07	Грузики вариатора с пружинами 
8	TAV30-08	Крышка вариатора ведущего 
17	TAV30-17	Втулка шайба болта крепления вариатора
№ Артикул Наименование 1 TAV30-01 Диск вариатора ведущего неподвижный 2 TAV30-02 Втулка вариатора латунная 3 TAV30-03 Диск вариатора ведущего подвижный 4 TAV30-04 Втулка вариатора направляющая 5 TAV30-05 Пружина вариатора ведущего 6 TAV30-06 Грузики вариатора 7 TAV30-07 Грузики вариатора с пружинами 8 TAV30-08 Крышка вариатора ведущего 17 TAV30-17 Втулка шайба болта крепления вариатора

Каким образом изменяется передаточное число? Ведущий шкив, который вращается при помощи коленвала, устроен таким образом, что под воздействием центробежных сил его щёки плавно сжимаются и выталкивают трапециевидный ремень всё дальше от центра шкива. При этом ведомый шкив, напротив, разжимается, и ремень погружается всё глубже, приближаясь к центру шкива. Чем выше у двигателя обороты, тем сильнее сжимается ведущий и разжимается ведомый шкив, что приводит к изменению передаточного числа от коленвала к ведущему мосту.

-4

Принцип устройств, называемых ныне вариаторами, не является новоизобретённым. Идеи о бесступенчатых трансмиссиях приходили в головы конструкторов ещё тогда, когда на транспорте начали применяться поршневые ДВС. А развитие современных технологий производства материалов и достижения электроники позволили усовершенствовать конструкции вариаторов, которые сегодня получают всё большее распространение на автомобильном транспорте. При этом принцип их работы, несмотря на новые конструкторские находки, остаётся неизменным.

Несмотря на множество исследований и испытаний, современные вариаторы пока не удалось избавить от некоторых проблем, которые весьма существенно влияют на их работу.

Так, «слабым звеном» в работе клиноременного вариатора является ремень. С этими проблемами пытаются бороться путем использования специальных высокотехнологичных материалов, что в значительной степени повышает надёжность вариаторов.

В завершение хотим отметить, что, в сравнении с традиционными коробками-автоматами, вариаторы являются значительно более совершенным типом трансмиссии. Их преимущество проявляется в значительно более высоких показателях динамики разгона, экономии топлива, плавному процессу езды. Весте с тем, конструкция вариаторов проще, чем у других коробок передач, что сказывается на их стоимости и надёжности.