Найти в Дзене
МировыеРусские

Чем главный музей Тюмени меня поразил: стоит ли тратить 750 рублей и три часа своего времени?

Коренная тюменка провела в Музее им. Словцова несколько часов и сделала для вас максимально честный обзор: что вы реально узнаете о Тюмени, насколько музей подходит туристам и стоит ли тратить на него деньги и время. Для многих Тюмень — это просто «нефтяная столица где-то в Сибири». В России об этом городе знают удивительно мало. Это мой родной город. Я прожила здесь до 17 лет, затем переехала в Москву. А теперь решила открыть его для себя заново и начинаю серию статей с максимально честными обзорами: что посетить, куда съездить и где попробовать местную кухню. Тюмень — старейший город Сибири, основан в 1586 году. Сегодня это динамичный город-миллионник (хотя официально население чуть меньше), входящий в топ российских городов по уровню жизни. Начну с места, которое сегодня позиционируют как культурный флагман всего региона — Музейного комплекса имени И.Я. Словцова. За три часа я исходила его вдоль и поперёк и готова к максимально объективному разбору. Время посещения: обед 14 ноября 2
Оглавление

Коренная тюменка провела в Музее им. Словцова несколько часов и сделала для вас максимально честный обзор: что вы реально узнаете о Тюмени, насколько музей подходит туристам и стоит ли тратить на него деньги и время.

Для многих Тюмень — это просто «нефтяная столица где-то в Сибири». В России об этом городе знают удивительно мало. Это мой родной город. Я прожила здесь до 17 лет, затем переехала в Москву. А теперь решила открыть его для себя заново и начинаю серию статей с максимально честными обзорами: что посетить, куда съездить и где попробовать местную кухню.

Тюмень — старейший город Сибири, основан в 1586 году. Сегодня это динамичный город-миллионник (хотя официально население чуть меньше), входящий в топ российских городов по уровню жизни.

Начну с места, которое сегодня позиционируют как культурный флагман всего региона — Музейного комплекса имени И.Я. Словцова. За три часа я исходила его вдоль и поперёк и готова к максимально объективному разбору. Время посещения: обед 14 ноября 2025г.

Иван Яковлевич Словцов — выдающийся сибирский учёный-краевед. Именно его уникальная коллекция, собранная в XIX веке, положила начало всему музейному фонду Тюмени.

Музей Словцова: как добраться, режим работы и цены на 2025 год

📍 Как добраться: г. Тюмень, ул. Советская, 63. Музей находится в самом центре города. Ближайшие остановки общественного транспорта — «Цветной бульвар» и «Центральная площадь». У музея есть платная парковка.

🕒 Режим работы: Вторник — воскресенье: с 11:00 до 20:00. Понедельник: выходной. Касса закрывается за час до окончания работы музея.

💵 Цены на билеты — и первый серьёзный минус

-2

Уже на входе меня ждало первое разочарование. Посетителя встречает очень запутанная система цен - целый веер вариантов. В моем случае их было аж 7 - а ценность каждого из описания понять крайне сложно. Мне пришлось долго расспрашивать кассира, но ясности разговор в шумном зале не добавил, поэтому просто взяла полный билет на основные выставки за 750 рублей. И это просто грабеж. Почему? Давайте разберемся, за что вы платите.

Что посмотреть в музее Словцова: обзор главных выставок и коллекций

В музее 5 этажей. Основные экспозиции расположены на 1, 3 и 4 этажах. На 5 этаже и в отдельных залах проходят временные выставки.

Тюменский махровый ковер (4 этаж)

Это большой зал, полностью посвященный тюменским коврам — местному бренду, который активно продвигают в последние годы. На фото в самом начале статьи найдете типичных представителей этого вида - яркий цветочный узор на черном фоне.

Я не припомню, чтобы такие ковры были у моих родственников или знакомых дома во времена моего детства. Нам не рассказывали о них в школе, не показывали в музее. Такого бренда в городе просто не было.

Ковры изготавливались мастерицами вручную в деревнях Тюменской области, в XIX веке к ним пришло признание и популярность. В советское время ручное производство пришло в упадок, его сменили артели, а затем фабричное производство, что снизило качество и художественную ценность. К концу XX века ковер был практически забыт.

Лично меня ковры не поразили изяществом — краски яркие, рисунок крупный и грубоватый. Оцените ковер на фото ниже - честно, я такое творение не то что в музее, на даче бы не оставила.

-3

На стендах я нашла этому объяснение: эти ковры в XIX веке продавались в первую очередь ямщикам, которые ехали по Сибирскому тракту. Зимой они были нужны для утепления саней и самих лошадей, отсюда их утилитарность и яркость, чтобы быть заметными в метель.

По сути, зал просто завешан разными коврами. Для разбавления по всему залу размещены детали ткацких станков. Информация на стендах подана очень сухим, академическим языком, и осилят ее только большие энтузиасты.

Вердикт: Сам феномен тюменского ковра интересен и заслуживает внимания, но всю эту экспозицию можно было бы смело сократить вдвое, освободив пространство для других особенностей края. О которых в этом музее вы не узнаете.

«Шедевры» изобразительного искусства (3 этаж)

Это самая большая часть экспозиции, где представлены основные этапы развития русского искусства, в основном XIX-XX веков, а также работы западноевропейских художников. Однако название «шедевры» здесь явно себя не оправдывает.

Творений уровня Третьяковской галереи вы здесь не найдете. Есть по одной работе Шишкина, Айвазовского, Верещагина и еще парочки известных русских мастеров - почти все они сконцентрированы в этом маленьком зале. Но это не ключевые полотна, а произведения «второго ряда», о которых вы вряд ли слышали. Среди европейских работ очень много неизвестных авторов.

-4

Осматривая полотна, я не могла отделаться от сравнения с другими сильными региональными музеями. В отличие от Тюмени, во многих из них хранятся работы, ради которых туда стоит зайти целенаправленно. Например, в Туле можно увидеть подлинник Франсиско Гойи, а в Самаре — картины Малевича и Кандинского.

Конечно, не каждый город может похвастаться такими «хитами», но именно в этом и заключается задача хорошего областного музея — либо иметь несколько таких магнитов, либо так выстроить экспозицию, чтобы через местных художников раскрыть уникальность своего края. К сожалению, в Музее Словцова не случилось ни того, ни другого.

Отдельное большое упущение — местные тюменские художники представлены здесь катастрофически мало, их работы составляют не более 2-3% от всей коллекции. А ведь именно они могли бы рассказать о местной культуре! Но организаторы выделили им совсем крохи - во всей экспозиции тюменским творцам выделили всего два закуточка.

Один посвящен местному самородку - художнику-самоучке Ивану Калганову. Я, как художник-любитель, могу утверждать, что его четыре полотна на острые социальные темы в разы интереснее большой части собранной коллекции.

Другой закуточек посвящен северному избирательному стилю - это художники коренных северных народов Тюменской области, которые обучались в советские времена в Санкт-Петербурге и активно использовали местные мотивы в своем творчестве. Эти работы действительно интересны, но им не уделено должного внимания. Две картины и три экспоната. На этом все.

-5

Вердикт: В целом, это абсолютно средняя по уровню, ничем не примечательная коллекция областного музея. О самой Тюменской области вы из нее почти ничего не узнаете.

Временные выставки: крупица ценного и экспонаты для галочки

Помимо постоянной экспозиции, в музее целый веер маленьких выставок на разных этажах. Если честно, из всего этого разнообразия я бы выделила всего одну, которая действительно стоит внимания.

На первом этаже притаился маленький зал, посвященный семейной паре местных художников-косторезов. Семейная пара Кривошеиных десятилетиями создавала из костей мамонтов фигурки в стиле коренных народов Тюменской области — ханты и манси. Уникальное, аутентичное и очень красивое ремесло. Но что обидно: вся экспозиция — это буквально пара стендов. Ни достойного объяснения сложной техники, ни рассказа о ценности этого искусства.

Остальные выставки оставили ощущение, что их сделали просто для заполнения пространства. Например, Выставка о Великой Отечественной на первом этаже. Тема, которая трогает каждую семью, но здесь ее решили раскрыть просто завесив стены плакатами с текстом. Местных историй, личных вещей или уникальных экспонатов практически нет. Выставка предсказуемо пустует.

Финальный вердикт: стоит ли посещать музей Словцова?

Я побывала в десятках музеев в России и мире, но здесь собрали просто все возможные ошибки. Хотите знать какие и принять для себя окончательное решение? Тогда читайте полную версию статьи здесь.

Еще больше статей и видео о Тюмени вы найдете здесь.

Если нравится мой контент и хотите меня поддержать, можете сделать это здесь.