Найти в Дзене
Юрий Енцов

Тирания выбора: Как многообразие каналов обесценило тихую мощь слова

Интернет — это не просто новый медиум. Это метасреда, поглотившая все предыдущие: здесь есть и текст, и аудио, и видео. И именно здесь снижение значения классического писательского труда достигло пика. Сегодня донести «себя» может каждый. Блог, ютьюб-канал, телеграм-канал, тред в твиттере, рилс в инстаграме. Писательский труд в его традиционном понимании — с редакторами, корректорами, вычиткой — стал элитарной практикой в мире, где ценятся спонтанность и немедленная реакция (смотри пост "В начале было Слово. И долгие века оно оставалось...). Зачем ждать год, пока книга будет написана и издана, если твой пост на тысячу лайков может собрать за час? Современный человек потребляет информацию клипово, перескакивая с ссылки на ссылку. Роман, требующий 20 часов непрерывного внимания, проигрывает сериалу, который можно смотреть с телефоном в руке, или подкасту, который сопровождает поездку в метро. Писательство стало конкурировать не только с другими формами искусства, но и с бесконечным скро

Интернет — это не просто новый медиум. Это метасреда, поглотившая все предыдущие: здесь есть и текст, и аудио, и видео. И именно здесь снижение значения классического писательского труда достигло пика.

Сегодня донести «себя» может каждый. Блог, ютьюб-канал, телеграм-канал, тред в твиттере, рилс в инстаграме. Писательский труд в его традиционном понимании — с редакторами, корректорами, вычиткой — стал элитарной практикой в мире, где ценятся спонтанность и немедленная реакция (смотри пост "В начале было Слово. И долгие века оно оставалось...). Зачем ждать год, пока книга будет написана и издана, если твой пост на тысячу лайков может собрать за час?

Современный человек потребляет информацию клипово, перескакивая с ссылки на ссылку. Роман, требующий 20 часов непрерывного внимания, проигрывает сериалу, который можно смотреть с телефоном в руке, или подкасту, который сопровождает поездку в метро. Писательство стало конкурировать не только с другими формами искусства, но и с бесконечным скроллингом соцсетей.

Ролан Барт провидчески говорил об этом в теории, но интернет воплотил на практике. Образ автора рассыпался на тысячи цифровых следов: посты, комментарии, сторис. Его авторитет больше не проистекает из его текста, а складывается из его медийности, харизмы, умения вести личный бренд. Великий затворник вроде Кафки сегодня — маркетинговая катастрофа.

Означает ли все это смерть писательского труда? Нет. Это означает его болезненную, но необходимую трансформацию.

Книга становится элитарным артефактом. Как виниловая пластинка в мире стриминга. Ее ценность — в глубине, в возможности создать целостный, неспешный, сложный мир, который не создать в другом формате. Чтение становится осознанным выбором в пользу медлительности и концентрации.

Писатель сегодня — не демиург, а куратор смыслов. Его роль сместилась от «творца миров» к «проводнику в лабиринте хаоса». В эпоху информационного шума именно он может выстроить нарратив, найти связи, предложить не поверхностную, а системную картину реальности.

В каком-то смысле мы наблюдаем круг. Если раньше писатель был голосом для немногих грамотных, то сегодня он снова становится голосом для тех, кто устал от поверхностного шума и ищет глубины. Его труд снова становится сакральным — не для всех, а для избранной общины понимающих.

Значение писательского труда не столько снизилось, сколько специализировалось. Он ушел с центральной площади массовой культуры в тихие, но прочные ниши. Раньше писатель был гигантом, потому что стоял на пустом поле. Сегодня он — один из многих голосов в оглушительном хоре.

Но именно его голос, прошедший через горнило долгого, одинокого размышления, обладает той уникальной частотой, которая способна прошибать информационный гул и достигать тех, кто еще способен слушать. И пока есть потребность в целостном, а не клиповом понимании мира, в сложности, а не в упрощении, в тишине диалога двух сознаний — труд того, кто облекает мысль в выверенную, вечную форму слова, будет сохранять свою высочайшую ценность. Просто находить его теперь нужно не на афишах, а в тихих залах библиотек своего времени и ума.

Подписаться