В последнее время всё сложнее найти ту самую книгу, в которую проваливаешься с головой. Читаешь вроде бы хорошую вещь, умную, хваленую критиками, а сама поглядываешь на часы и думаешь: «Так, еще главу дочитаю и пойду запущу стиралку». Магия исчезла.
Я решила устроить себе челлендж. Взяла семь самых обсуждаемых российских новинок этого года. Я честно прочитала все семь. И знаете что? Шесть из них были нормальными.
Но только одна заставила меня забыть, что мне нужно готовить ужин, отвечать на рабочие письма и что вообще-то уже три часа ночи. А мне вставать в семь.
Давайте пробежимся по списку, чтобы вы понимали, с кем пришлось конкурировать. Спойлер: компания подобралась очень серьезная.
1. Виктор Пелевин — «Круть»
Ну, тут всё стабильно, как смена времен года. Это уже не просто литература, это какой-то ежегодный ритуал, вроде проверки счетчиков. Читать Виктора Олеговича нужно хотя бы для того, чтобы понимать мемы в интернете следующие полгода.
Читается? Да, интересно. Местами очень смешно, местами — «как он это подметил». Но забыла ли я о делах? Нет. Пелевин заставляет мозг работать на полных оборотах.
Ты останавливаешься, гуглишь термины, обдумываешь аллюзии. Это не отдых, это кроссфит для интеллекта. Ты восхищаешься автором, но не растворяешься в тексте.
2. Светлана Тюльбашева — «Лес»
А вот это было страшно. Если вы любите пощекотать нервы — вам сюда. Тюльбашева ворвалась в топы еще со своим дебютом, и в 2025-м держит планку.
Это тот самый модный сейчас жанр — что-то вроде «карельского нуара». Лес здесь — не просто декорация, где грибочки собирают. Это живое, дышащее и очень враждебное существо. Героини, потерявшиеся в лесу (и в жизни), атмосфера липкого ужаса, тайны прошлого...
Книга держит в напряжении? Безусловно. Но это такое напряжение, от которого хочется иногда вынырнуть в реальность, просто чтобы убедиться, что у тебя дома горит свет и двери закрыты на замок.
Я читала её с перерывами, просто чтобы успокоить сердцебиение. Это очень сильная вещь, но она не расслабляет. Она, наоборот, заставляет тебя вздрагивать от каждого шороха.
3. Михаил Шахназаров — «Тетерев мечты»
Это сатира, причем сатира сочная, яркая, местами злая, но очень узнаваемая. Шахназаров пишет о нашей богеме, о медийных персонажах, о тех типажах, которые мы видим по телевизору.
Я хохотала в голос. У него потрясающий язык, очень живые диалоги. Это как сидеть на кухне с очень остроумным другом, который в лицах пересказывает сплетни о знаменитостях. Читается легко, но... это формат фельетона, растянутого на роман.
Ты можешь прочитать главу, посмеяться, отложить книгу и пойти варить борщ. Она не тянет тебя магнитом обратно. Это классное развлечение, но не «запойное» чтение.
4. Анна Чапман — «БондиАнна»
Да-да, та самая Анна Чапман. Я, честно говоря, взяла эту книгу из чистого любопытства. Думала: «Ну что может написать шпионка?». Оказалось, может.
«БондиАнна» — это, конечно, игра слов и игра с читателем. То ли автобиография, то ли вымысел, то ли женская версия Джеймса Бонда в российских реалиях. Гламур, интриги, секретные миссии, роковые мужчины и не менее роковые женщины.
Это качественный, дорогой боевик в твердой обложке. Читается как смотрится блокбастер под попкорн. Картинка яркая, динамика бешеная. Но, знаете, есть ощущение какой-то... глянцевости. Ты не переживаешь за героиню по-настоящему, потому что знаешь: она всё равно выйдет сухой из воды, с идеальной укладкой и на шпильках. Это развлекает, но не трогает за душу.
5. Юрий Стоянов — «Игра в городки»
А вот тут готовьте носовые платочки. Юрий Николаевич Стоянов — это любовь. Его книга — это не совсем роман, это скорее поток воспоминаний, баек, размышлений.
Ты читаешь и слышишь его голос. Тот самый, родной, из «Городка». Это очень теплая, очень уютная и немного грустная книга. Об ушедших друзьях (конечно, об Илье Олейникове), о детстве, о театре, о том, как менялась наша страна.
Она «заземляет», возвращает к корням, а не уносит в другие миры.
6. Алексей Иванов — «Вегетация»
«Вегетация» — это мощно. Представьте себе мир, где природа победила цивилизацию, где машины стали частью биомассы. Новый постапокалипсис на руинах индустриального Урала (ну, это я упрощаю, там все сложнее).
Язык — густой, плотный, как нефть. Продираешься сквозь текст, как сквозь тайгу. Это восхитительно написано, но это трудно. Ты не можешь читать Иванова, пока у тебя варится каша.
Тебе нужно сесть, выключить телефон и вдумываться в каждое предложение. Это хорошая литература, но она высасывает силы. После нее чувствуешь себя так, будто разгрузила вагон с углем — с чувством выполненного долга, но дико уставшая.
7. И, наконец, ОНА: Сергей Лукьяненко — «Седьмой»
Старый добрый мэтр отечественной фантастики. Казалось бы, что нового? Но «Седьмой»... Друзья, это просто машина времени, которая вернула меня в мои 15 лет.
Сюжет хватает тебя за шкирку с первой страницы. Главный герой (не буду спойлерить, кто он и почему он «седьмой» — это главная интрига!) попадает в такой переплет, что ты грызешь ногти от волнения.
В чем магия Лукьяненко? В легкости. Текст летит. Ты не спотыкаешься о сложные слова. Герои — как твои соседи, только с бластерами и на звездолетах. Ты им веришь. Ты в них влюбляешься.
Там есть и загадка, и драйв, и немного романтики (куда без нее), и тот самый фирменный лукьяненковский вопрос: «А человек ли ты, если...».
Я проглотила её за выходные. Я забыла про дела. Я забыла позвонить подруге. Я просто жила там, на борту корабля, среди звезд. Это было то самое чувство полета, которого мне так не хватало весь год.
Так что, мои хорошие, если вы устали быть взрослыми, серьезными и ответственными — берите «Седьмого». Пелевин сделает вас умнее, Иванов — мудрее, Стоянов — добрее. А Лукьяненко просто подарит вам крылья и пару бессонных, но абсолютно счастливых ночей.
А вы что-то уже читали из этого списка?
#книга #фэнтези #детектив #литература #цитаты #общество #чтение