Роден не только самый крупный скульптор за последние 100 лет, но и одно из самых ярких и своеобразных явлений в искусстве всех времен – А.Г. Ромм, 1937 г.
1840 год. Призвание
Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру. Это увлечение было приобретено сначала случайно, как следствие отсутствия денег на краски и холст, но со временем скульптура настолько захватила Родена, что стала для него самым главным видом искусства. По странному стечению обстоятельств, окончив школу, Роден трижды не смог поступить в Школу изящных искусств. Начинающему скульптору предстояло еще на протяжении 20-ти лет работать подмастерьем декораторов и на общественных работах.
1862 год. Сестра
Умирает Мари Роден – сестра скульптора, с которой его связывала очень близкая дружба. Роден настолько тяжело переносит утрату, что принимает решение уйти в монастырь и становится послушником. Но на его жизненном пути встречается удивительный человек – священник Пьер Эймар, который убеждает Родена вернуться к своему истинному призванию и продолжить занятия скульптурой.
1864 год. Любовь
Роден встречает свою первую и вечную любовь – швею Розу Берё. В 1866 году у пары, которая так и не связала отношения брачными узами, рождается сын Огюст Берё. Образ Розы часто встречается в работах Родена.
Роза Берё была верна ему всю жизнь, но предложение руки и сердца получила лишь в возрасте 77 лет, когда была уже тяжелобольной. Роза скончалась через 25 дней после свадебного торжества, Роден – через 10 месяцев. Эта женщина прощала ему все, даже присутствие огромного количества женщин в его жизни.
1875 год. Характер
Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона. Меняются нравы и отношение к реалистичному изображению – теперь не подчеркнутая красота человека волнует художников, а его естественный образ, со всеми изъянами. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело».
1876 год. Микеланджело
Еще мальчиком, Роден, увидев в библиотеке книги с гравюрами Микеланджело, испытал невероятное потрясение и решил стать художником. Но очная встреча с его великими творениями происходит намного позже, во время путешествия 36-летнего Родена по Италии, где он посещает Геную, Флоренцию, Венецию, Неаполь и, конечно же, Рим. Творчество Микеланджело поражает Родена, он переосмысливает построение скульптурной формы и увлекается ей до страсти. Именно с этого периода начинается взлет и расцвет таланта Родена.
Самое трудное и вместе с тем самое высокое, словом, предельная черта искусства – выражаться просто и естественно. Если Вы смотрите на картину и не замечаете ни рисунка, ни колорита, ни стиля, но вы потрясены до глубины души – не бойтесь ошибки: техника рисунка, колорита и стиля безупречна – О. Роден
Другим открытием Родена во время путешествия становится город Реймс и центральный готический собор этого города. Готика влюбляет в себя скульптора на всю жизнь.
Вернувшись из Италии, Роден погружается в работу над скульптурой «Бронзовый век», которая длится 8 лет. Сходство с произведениями Микеланджело бесспорно. Но при этом насколько иное воплощение идеи: Микеланджело рассказывает о страдании пленного раба, а Роден, живя уже в другом измерении, показывает пробуждение пульсирующей в каждой клетке человека жизни. В этой скульптуре нет ни одного безразличного, не наделенного жизнью и связью с внешней средой участка тела человека.
«Бронзовый век» производит сенсацию – впервые зрители видят такое невероятное сочетание совершенства пропорций, красоты тела и естественности позы. Кроме того, случается скандал – Родена обвиняют в том, что он сделал муляж, простой слепок с модели натурщика. Этому способствовал тот факт, что рост натурщика и высота скульптуры совпадают. Много усилий прилагает Роден, чтобы снять обвинения. Показания свидетелей помогают быть оправданным.
1880 год. Успех
Получен первый заказ от государства на создание портала для здания нового музея декоративно-прикладного искусства в Париже. Вдохновившись «Божественной комедией» Данте Алигьери, Роден создает грандиозные 7-ми метровые «Врата ада», в которых воплощает целый мир человеческих чувств.
Это произведение состоит из 186 фигур, среди которых: «Мимолетная любовь», «Поцелуй», «Адам и Ева», «Три тени» а также «Мыслитель», задуманный как портрет Данте. Зданию не суждено было стать построенным и все скульптуры Родена обрели самостоятельную жизнь.