Найти в Дзене
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Настоящие хозяева России попытались отобрать у людей последние копейки, но в Госдуме дрогнули

В Государственной Думе РФ произошло событие, которое политологи уже окрестили «малым чудом». Впервые депутаты от всех фракций единым фронтом выступили против интересов всесильного финансового лобби. Речь идет о предложении банков запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате товаров картами их же аффилированных банков. Инициатива, лоббируемая кредитными организациями, была встречена в парламенте не просто с прохладцей, а с резкой критикой. Сложилось впечатление, что народные избранники на мгновение вспомнили, чьи интересы они, по идее, должны представлять. Чтобы понять суть схватки, нужно разобраться, что же на самом деле предлагали банкиры. Под благовидным предлогом «борьбы с недобросовестной конкуренцией» они пытались законодательно запретить маркетплейсам (таким как Ozon, Wildberries и др.) делать скидки покупателям, которые расплачиваются картами «родных» банков этих площадок (например, Ozon Bank). Причина их настойчивости проста и цинична: они теряют монополию и клиент
Оглавление

В Государственной Думе РФ произошло событие, которое политологи уже окрестили «малым чудом». Впервые депутаты от всех фракций единым фронтом выступили против интересов всесильного финансового лобби. Речь идет о предложении банков запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате товаров картами их же аффилированных банков.

Инициатива, лоббируемая кредитными организациями, была встречена в парламенте не просто с прохладцей, а с резкой критикой. Сложилось впечатление, что народные избранники на мгновение вспомнили, чьи интересы они, по идее, должны представлять.

Банковский капкан: почему «хозяева денег» так хотели этот закон?

Чтобы понять суть схватки, нужно разобраться, что же на самом деле предлагали банкиры. Под благовидным предлогом «борьбы с недобросовестной конкуренцией» они пытались законодательно запретить маркетплейсам (таким как Ozon, Wildberries и др.) делать скидки покупателям, которые расплачиваются картами «родных» банков этих площадок (например, Ozon Bank).

Причина их настойчивости проста и цинична: они теряют монополию и клиентов. Крупные маркетплейсы, обзаведясь собственными банками, создали замкнутую финансово-торговую экосистему. Потребитель, покупая товар со скидкой за оплату «своей» картой, получает выгоду. Маркетплейс укрепляет лояльность клиента. А традиционные банки остаются не у дел, теряя комиссии и обороты по картам.

Как метко заметил первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев: «Я готов поддержать маркетплейсы, потому что не понимаю, зачем банки влезают не в свою сферу деятельности. Может, они просто теряют прибыль и клиентов, которые уходят от них в банковские структуры интернет-площадок? Но ведь маркетплейсы не лезут в дела банков. Если сейчас, в условиях инфляции и неблагоприятной экономической ситуации, какие-то организации делают скидки населению, то это позитивное явление».

По сути, банки, годами наживавшиеся на грабительских процентах и комиссиях, решили протащить закон, который лишил бы рядового россиянина одной из немногих возможностей сэкономить. Им стало мало сверхдоходов от кредитов и валютных спекуляций – они возжелали прибрать к рукам и ту последнюю копейку, которую народ пытается сохранить с помощью скидок.

Народный гнев как аргумент: почему депутаты внезапно вспомнили о людях?

Отказ Думы поддерживать банковскую инициативу имеет простое и ясное объяснение. В отличие от закона о налогообложении сверхдоходов банков, который можно было спрятать в дебрях бюджетной политики, отмена скидок на маркетплейсах ударила бы по каждому и была бы заметна немедленно.

Депутаты в этот раз испугались. Они поняли, что подставляться под всеобщий гнев – себе дороже. И их заявления – прямое тому доказательство.

Глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов четко обозначил социальный аспект: «В условиях современной экономической ситуации отмена скидок будет очевидно социально чувствительной темой. Тем более, что потребители в основном покупают там повседневные товары. Зачастую это люди с невысокими доходами, которые не могут себе позволить дорогие магазины. Им важна конечная цена конкретного товара».

Его коллега, глава комитета по развитию гражданского общества Яна Лантратова, добавила: «Дискуссия вокруг скидок на маркетплейсах волнует десятки миллионов россиян, которые покупают товары первой необходимости онлайн. У части жителей нашей страны просто нет иного способа, кроме как покупать одежду себе, своим детям, пожилым родителям через онлайн-платформы. Волнение вызывает то, что сопутствующей жертвой этой "войны" неизбежно станут самые незащищенные слои населения».

Особенно весомо прозвучали слова лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, который привел конкретные цифры: «Сегодня каждая российская семья в среднем экономит около 50 тыс. рублей в год благодаря скидкам. Но теперь есть риск, что...» — и этот риск, исходящий от банков, депутаты, к счастью, осознали.

Битва выиграна, но война продолжается

Нынешний отпор, данный Госдумой финансовому лобби, – явление исключительное. Он показал, что даже в стенах, где традиционно удовлетворяются интересы крупного капитала, есть предел. Предел этот – народное терпение. Когда речь заходит о прямом, ощутимом и массовом ударе по карману избирателя, депутаты вынуждены менять свою повестку.

Однако было бы наивно полагать, что банкиры смирятся с поражением. Они будут искать новые лазейки, придумывать другие схемы для того, чтобы компенсировать свои «упущенные» сверхприбыли. Борьба между разными группами капитала за кошелек рядового гражданина продолжается.

Нынешний инцидент – это яркий сигнал. Сигнал о том, что любой закон, ухудшающий и без того тяжелое положение простых людей, должен встречать самое жесткое сопротивление. И то, что депутаты на этот раз дрогнули и не пошли против народа, должно стать не случайным эпизодом, а суровой нормой.

И надо быть готовым к тому, что финансовое лобби, во главе с Набиуллиной, непременно попытаются провести свое решение, но выбрав другой механизм.

И вот, мы как в воду глядели. Эльвира Набиуллина направила письмо министру экономразвития Максиму Решетникову с предложением запретить маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты, а также предлагать на своих площадках продукты дочерних банков. Глава ЦБ считает, что такие продукты «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка» и хочет привлечь ФАС для соблюдения правил.

В Минэкономразвития заявили, что прорабатывают предложение ЦБ.

Не сомневаемся в том, какой результат "проработки" будет на выходе...