И ещё немного подумала о страхах, которые испытывают люди по отношению к тем или иным животным. Хотя лично я страхами бы это не назвала. Скорее, речь идёт о неприятии – необъяснимом или сложившимся под влиянием внешних обстоятельств – того или иного представителя животного мира.
К примеру, я с детства не люблю насекомых. Комаров не люблю – за то, что кусают. С трудом терплю мух – так как помню, что на своих лапках они могут переносить разную заразу. Испытываю отвращение при виде тараканов, в которых меня раздражает всё, начиная от внешнего вида – всех этих усиков, сочленений и ножек и заканчивая воспоминанием о том, как они хрустят под ногой, когда ты их давишь.
Но вчера я задумалась, что вряд ли только внешние факторы сформировали во мне неприязнь по отношению к насекомым. Есть в этом отвращении некий элемент… чуждости – их ко мне. Бесконечной эволюционной пропасти между человеком и насекомым. Словно они и не земные создания вовсе. А закинуты к нам из космоса, чтобы следить, вредить, уничтожать.
Да, фильм «Звёздный десант» я люблю, конечно, и «Превращение» Кафки не прочь перечитать снова, но эти произведения появились в моей жизни, когда моя антипатия по отношению к насекомым уже полностью сформировалась.
А вот к мышам я всегда относилась более-менее равнодушно. Так как почти никогда с ними не пересекалась - по причине того, что у нас были отличные коты. Про мышей я знала только то, что они – вредители и их «боятся женщины». Что и подтверждалось неизменным визгом бабушки, обнаружившей очередную дохлую мышь, принесённую ей Пушком, а затем – Барсиком.
В Риге я мышей обычно отбивала у нашего чёрного кота Армани (его не стало в 2024 году), но и ловил он, как правило, грызунов диких, один из которых – европейский лесной мышонок (Мышаня) - у нас благополучно перезимовал в 2023-2024 году, став неиссякаемым источником впечатлений и бесконечным фолиантом знаний, рассказывающим об истинной природе всей грызущей братии!
Когда я поняла, что Мышане нужно грызть просто для того, чтобы жить (мышкам нужно стачивать зубки, иначе они не смогут есть, а сами зубы начнут расти в обратном направлении – им в головку), а сам по себе он – воспитанный, умный, деликатный зверёк – в грызунов я влюбилась окончательно и бесповоротно!
Хотя вынуждена признать, что пока я ходила по нижегородскому зоопарку «Лимпопо», никто из них не затронул моё сердце так, как Мышаня. Оно и понятно. С животным нужно взаимодействовать, чтобы его полюбить. И эта любовь навсегда с ним. В том времени. В тех событиях. Без переноса на тех, кого ты видишь мельком. В основном, спящих. Так как грызуны, как и хищники (да, собственно, они и есть – маленькие хищники), предпочитают вести ночной образ жизни.
Те же летучие мыши, к примеру, раньше сумерек на охоту не вылетают. В Риге они тоже есть – их встречают в разных районах города, начиная от центра и заканчивая Межциемсом – и я как-то раз поймала себя на мысли, что…начинаю странно выглядеть, когда гуляю ночью с чёрным котом в районе оранжевых тыкв, а у меня над головой вьются летучие мыши.
Смешно, но… всё это «ведьмовство» формируется… скажем так, биологическими законами жизни: мыши (доказано опытным путём на Мышане) без ума от тыквенных семечек, кот любит охотится на мышей, я люблю гулять с котом, меня любят кусать насекомые, насекомых едят летучие мыши. Соответственно, как только в конце лета-начале осени я выхожу за порог, пазл складывается! И никакой тебе мистики!