Найти в Дзене

Медицинские осмотры в гражданской авиации: что важно знать специалистам по охране труда 🛩️

В гражданской авиации безопасность труда напрямую связана с безопасностью полётов. Ошибка техника, диспетчера или пилота может стоить жизни сотням людей. Поэтому система медицинских осмотров здесь строже, чем на большинстве производств. Для специалистов по охране труда из других отраслей авиация интересна как пример: как медосмотр превращается из формальности в реальный инструмент управления рисками. Перечень авиационного персонала закреплён приказами Минтранса. В него входят пилоты, штурманы, диспетчеры управления воздушным движением, бортпроводники, инженеры по техобслуживанию воздушных судов и др. Сотрудники службы авиационной безопасности с 2024 года исключены из этого списка. Для них действует отдельный порядок как для подразделений транспортной безопасности. Для авиационного персонала применяются три уровня контроля здоровья: Перед сменой диспетчер обязан пройти осмотр у врача или фельдшера, имеющего подготовку по авиационной медицине. Проводят: По показаниям проводятся дополните
Оглавление

Почему эта тема особенная

В гражданской авиации безопасность труда напрямую связана с безопасностью полётов. Ошибка техника, диспетчера или пилота может стоить жизни сотням людей. Поэтому система медицинских осмотров здесь строже, чем на большинстве производств.

Для специалистов по охране труда из других отраслей авиация интересна как пример: как медосмотр превращается из формальности в реальный инструмент управления рисками.

Кто обязан проходить медосмотры

Перечень авиационного персонала закреплён приказами Минтранса. В него входят пилоты, штурманы, диспетчеры управления воздушным движением, бортпроводники, инженеры по техобслуживанию воздушных судов и др.

Сотрудники службы авиационной безопасности с 2024 года исключены из этого списка. Для них действует отдельный порядок как для подразделений транспортной безопасности.

Виды осмотров

Для авиационного персонала применяются три уровня контроля здоровья:

-2

Как проходят предсменные осмотры

Перед сменой диспетчер обязан пройти осмотр у врача или фельдшера, имеющего подготовку по авиационной медицине. Проводят:

  • опрос о самочувствии, жалобах на состояние здоровья, предшествующем отдыхе, качестве сна и питания;
  • визуальный осмотр с оценкой координации движений и походки, речи, мимики, эмоционального состояния;
  • осмотр видимых слизистых и кожных покровов;
  • исследование пульса;
  • общую термометрию бесконтактным способом.

По показаниям проводятся дополнительные исследования:

  • измерение артериального давления на периферических артериях;
  • количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе (при положительном результате обязательным является повторное проведение через 20 минут с использованием прибора индикации алкоголя другого типа).

Норма для допуска: пульс 60–90 уд/мин, давление 100/60–140/90 мм рт. ст. Любое отклонение фиксируется, при необходимости проводится повторная проверка.

Причины недопуска:

-3

Если диспетчера отстранили, об этом сообщается руководству аэропорта и контролирующим органам.

Чем отличаются осмотры экипажей

Члены экипажа проходят предполётный медосмотр за 2 часа до рейса. Если рейс задерживается более чем на 6 часов, осмотр проводят повторно. Для экипажа это обязательная процедура: без отметки врача в журнале полёт не состоится.

Особенности для транспортной безопасности

Сотрудники подразделений транспортной безопасности (например, инспектор по досмотру) ежегодно проходят профилактический медосмотр с ХТИ. Для них действует отдельный приказ Минздрава (с 2025 года — № 194н). Это важно: они не относятся к авиационному персоналу, но их роль также критична для безопасности полётов и транспортной безопасности.

Новый перечень противопоказаний

С 2026 года вступает в силу приказ Минздрава № 451н с перечнем заболеваний, при которых работа авиационным персоналом запрещена. Он охватывает 64 группы болезней по МКБ-10 — от инфекций до психических расстройств и болезней сердца. Решение о профпригодности принимает комиссия с участием соответствующих врачей-специалистов.

Что важно вынести специалистам по охране труда

-4
📌 Главный вывод: гражданская авиация формирует эталон, где медицинские осмотры становятся не «барьером для работника», а частью общей архитектуры управления рисками. Для специалистов по охране труда важно изучать эту практику и адаптировать её в других высокоопасных отраслях.

Статью подготовила:

-5

Комментарий эксперта:

Гузалия Христенко, руководитель учебного центра "Вертикаль"

Для специалистов по охране труда в промышленности, строительстве, энергетике и других отраслях авиационная модель может стать ориентиром зрелости культуры безопасности. Она показывает, как медицинский контроль способен:

  • предотвращать инциденты ещё до выхода сотрудника на смену;
  • выявлять скрытые угрозы (усталость, стресс, интоксикации);
  • повышать доверие к системе охраны труда внутри коллектива.

💬 А теперь слово вам, коллеги!

Как вы считаете, возможно ли внедрить подобную систему предсменных осмотров или ХТИ в других отраслях? Делитесь опытом в комментариях 👇

📲 Подписывайтесь на наш канал, чтобы получать новые аналитические разборы и практики из мира охраны труда, промышленной и транспортной безопасности.
#охранатруда #гражданскаяавиация #медосмотр #безопасность #управлениерисками