Картина Поля Гогена «Матамое (Смерть). Пейзаж с павлинами» привлекает внимание контрастом мрачного названия и жизнеутверждающего пейзажа таитянского леса. В углу картины художник своей рукой оставил надпись «смерть» на таитянском языке. Марина Александровна Бессонова, легендарный искусствовед Пушкинского музея, предложила интересную трактовку этого противоположения. Она ссылается на дневник Гогена «Ноа Ноа», где художник описывает, как во время рубки деревьев бок о бок с таитянами ощутил в себе «смерть» европейца. Марина Бессонова стала рассматривать эту картину как символ, рассказ Гогена о «гибели европейского сознания и рождении нового человека» в тропических лесах Таити. До 18 января в Пушкинском музее проходит выставка «Выбор Марины Бессоновой», посвящённая жизни и работе гениального искусствоведа. Выставку сопровождают тексты о произведениях в постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, к исследованию и атрибуции которых имела отношение Марина Бесс