Найти в Дзене
АР-МЕДИА

Это всё же случилось! «Ростех» и «Аэрофлот» подписали твердый контракт на поставку самолетов Ту-214Это всё же случилось! «Ростех» и «Аэрофло

Стало известно, что «Ростех» и группа компаний «Аэрофлот» всё же подписали твердый контракт на поставку многострадальных самолетов Ту-214. Об этом сообщил генеральный директор госкорпорации Сергей Чемезов.

По его словам, «Ростех» в ближайшие годы поставит «Аэрофлоту» 11 бортов Ту-214. Однако когда именно самолет начнет поступать крупнейшему российскому авиаперевозчику, глава госкорпорации не сообщил.

«Сроки поставки мы сейчас прорабатываем. В перспективе они хотят еще, конечно. У них при этом еще есть общее пожелание к доработке этих самолетов — у нас они рассчитаны на трех членов экипажа, просят перевести на двух членов экипажа. Сейчас мы в этом направлении как раз работаем», — поделился Чемезов в интервью информагентству РБК.

Стоит отметить, что в сентябре 2022 года стало известно, что «Аэрофлот» подписал соглашение с госкорпорацией о закупке 339 российских пассажирских самолетов.

В рамках данного предварительного соглашения, «Ростех» до 2030 года должен был поставить национальному авиаперевозчику самолеты линейки МС-21, J-100, а также 40 бортов Ту-214.

Согласно подписанному документу, сумма всех твердых контрактов с производителями самолетов должна была составить рекордные 1 трлн. рублей.

-2

Ту-214

Несмотря на то, что соглашение всё же не является твёрдым контрактом, тем не менее позже и оно было пересмотрено. Так весной 2023 года «Аэрофлот» выдвинул ряд конструктивных требований к самолету Ту-214 еще советской разработки, которые производитель должен был доработать под современные требования, и только на этих условиях Казанскому авиазаводу (КАЗ) удалось подписать новое соглашение.

Как бы там ни было, но каких-то подробностей по конкретным требованиям «Аэрофлота» к поставляемому самолету Ту-214 тогда не разглашались, кроме того, что в рамках нового соглашения, их количество снизилось с 40 до 11 бортов.

Планировалось, что первые 3 доработанных версии казанской Тушки должны были быть поставлены «Аэрофлоту» еще до конца 2023 года. Но видимо тогда что-то пошло не по плану, и в конце 2023 года сроки поставок Ту-214 были перенесены на 2024 год.

В марте 2024 года, глава госкорпорации Сергей Чемезов заявил, что в сроки поставок полностью отечественных лайнеров, в число которых также вошел и Ту-214, в очередной раз переносится на 2025 год.

После этого в издании «Комерсантъ» сообщили, со ссылкой на свои источники в Объединенной авиастроительной корпорации, что перенос сроков поставок заказчикам российских самолетов связан с неготовностью многих ключевых компонентов самолетов и необходимостью дальнейших испытаний.

Также стало известно, что авиакомпания «Аэрофлот» предъявила 99 требований производителю Ту-214, для доведения его до современных стандартов. Одним из самых основных и наиболее важных для авиаперевозчика, было требование по модернизации кабины пилотов под двух членов экипажа.

-3

Кабина пилотов Ту-214

То есть самолет Ту-214 должен поставляться заказчику с современным бортовым оборудованием, исключающим наличие на борту дополнительно члена экипажа — бортинженера, которого в свою очередь еще с конца 80-х годов начали исключать во всех западных лайнерах Boeing и Airbus, а его функции стал выполнять бортовой компьютер и автоматика.

Такое решение позволит сократить не малые расходы на дополнительного члена экипажа и повысить экономическую эффективность эксплуатации самого самолета, ежедневно выполняющего коммерческие авиаперевозки.

Стоит отметить, что ранее «Аэрофлот» уже имел негативный опыт эксплуатации самолетов этой линейки. В парке крупнейшего национального авиаперевозчика было 18 бортов Ту-214, от большинства из которых они еле избавились в 2010-х годах. На сегодняшний же день в головной компании группы «Аэрофлот» числятся только зарубежные машины.

Помимо наличия дополнительного члена экипажа, ресурс, топливная эффективность и трудоёмкость в обслуживании и эксплуатации Ту-204/214 с двигателями линейки ПС-90А оставляла желать лучшего и существенно уступала западным аналогам.

Согласно официальным данным, американский Boeing 737 и Airbus A321 превосходил нашу Тушку по ресурсу двигателей практически в 2 раза, а по топливной эффективности примерно на 30%.

-4

Ту-214

В то время ряд эксплуатантов Ту-204/214, среди которых были и известные на то время авиакомпании такие, как Красноярские авиалинии, Кавминводыавиа и Дальавиа, банально обанкротились, не выдержав жесткой конкуренции с авиакомпаниями, которые эксплуатировали западные лайнеры Boeing, Airbus и Embraer.

Конечно, сегодня ряд этих проблем по двигателю линейки ПС-90А частично были решены и эту разницу довели до более-менее приемлемого уровня. Но то, что даже современные версии двигателя ПС-90А1 и ПС-90А3 до сих пор уступают западным силовым установкам в аналогичном классе процентов на 10%, давно уже известный и неоспоримый факт. И то, что компания «Аэрофлот» выдвигает свои требования к закупаемым самолетам разработки 80-х годов, нет ничего удивительного.

-5

Ту-214

Как бы там ни было, но компания КРЭТ, Росэлектроника, входящие в госкорпорацию, а также еще ряд других смежных отечественных поставщиков систем и комплектующих, на сегодняшний день уже имеют в наличии свою авионику и другое бортовое оборудование под новую кабину Ту-214, с которым бы Казанский авиазавод смог бы довести машину до приемлемого уровня.

С большой долей вероятности, задержки в поставках этих машин связанны именно с решением данной задачи. Более того, на сегодняшний день более правильным и рентабельным решением выглядели бы работы по унификации бортового оборудования для Ту-214, разработанного для МС-21. Возможно, сегодня в Ростехе уже сделали ставку и на это решение.

Согласно инвестиционного проекта по льготному лизингу этих самолетов, принятом кабинетом министров в 2023 году, собственником этих 11 заказанных «Аэрофлотом» Ту-214 выступит компания «Авиакапитал-Сервис», являющейся лизинговой дочкой «Ростеха».

По условиям инвестпроекта, «Авиакапитал-Сервис» выкупит эти самолеты у ОАК на выделенные средства из Фонда Национального Благосостояния в размере 175,4 млрд. руб. и передаст их в лизинг авиакомпании «Аэрофлот». Авиаперевозчик же будет гасить их стоимость с доходов от эксплуатации и должен расплатиться за них в течение 18 лет с момента получения самолетов.

-6

Ту-214

То есть изначально заложенная стоимость одного самолета Ту-214 составляет чуть менее 16 млрд руб., что сопоставимо на сегодняшний день с лизинговой стоимостью Боинг-737 и Аэрбас-А320.

В таком случае для «Аэрофлота» подобное решение выдвинуть требование к производителю по доводке самолета до более приемлемой современной версии выглядит более чем обоснованным.

Так что будем надеяться, что работы в этом направлении сегодня уже активно ведутся, и в ближайшие годы мы все же увидим в небе не только новейший МС-21, но и конкурентоспособный Ту-214, который раньше времени чуть не задвинули на «свалку» истории отечественного авиастроения.

Однако поступят ли в парк «Аэрофлота» все 11 бортов Ту-214 из этой партии с двумя членами экипажа или Казанский авиазавод все же поставит только часть модернизированных самолетов, глава Ростеха Сергей Чемезов пока затруднился ответить, сообщает информагентство РБК.