«Всё полно богов,» — так говорил родоначальник древнегреческой философии Фалес Милетский. К этому утверждению он пришёл, размышляя над множеством удивительных процессов в мире: как, например, янтарь производит электричество, и как магнит притягивает железо? Пытаясь ответить на эти вопросы, Фалес пришёл к выводу, что янтарь и магнит — вещества одушевлённые.
Современным людям мысли древнегреческого мудреца могут показаться смешными: нам легче считать, что процессы природы происходят сами собой, и не приписывать их каким-то невидимым существам. Так же сложно нам поверить и в существование Ангельского мира. Мы верим в то, что есть Бог, и познаём Его в явлении благодати и в Его промысле о жизни нашей, мы верим в святых и познаём их через след, оставленный ими в истории, но как нам верить в Ангелов, сам образ бытия которых остаётся для нас туманным? Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к временам, когда православное учение об Ангелах ещё не было сформулировано.
Давным-давно практически всё человечество рассуждало подобно Фалесу Милетскому. Величественные явления природы так поражали людей, что они приписывали каждому из них своего бога-покровителя. Люди боялись мощи молний, — и появилось почитание богов-громовержцев. Люди не могли взять под контроль погодные условия для сельскохозяйственного цикла, — и появилось почитание богинь плодородия. Люди оказались совершенно бессильными перед смертью, — и появилось почитание божеств загробного мира. Мы скажем, что этих богов никогда не было на самом деле, и что всё это сказки? Безусловно. Но в основании каждой сказки есть доля истины.
Божества древнего мира не были только пустой фантазией, за их личинами научились скрываться вполне реальные личностные существа. «Все боги язычников — бесы,» (Пс 95:5) — говорит псалмопевец. В отпадшем от Бога состоянии люди пытались найти покровителей в мире духов и договориться, чтобы они защищали их от крайне неприветливых условий падшего мира. Идолам молились, приносили жертвы и разрабатывали сложную систему ритуалов, которая должна была побудить так называемых богов делать то, что угодно человеку. И нельзя сказать, что люди не получали ответа. Если бы это было так, то язычество погибло бы в своём зародыше.
Священное Писание говорит нам о том, как египетские жрецы повторили перед фараоном чудеса, совершённые Моисеем: превратили жезл в змею, воду в кровь и вывели жаб из вод Египта (Исх 8–9). Священное Предание представляет нам житие св. Иоанна Богослова, в котором говорится, что бес жил в храме богини Артемиды. Современный же житейский опыт показывает нам людей, которые практикуют оккультные ритуалы, ворожат и гадают, и, к сожалению, — с той стороны им отвечают.
С доисторических времён и до наших дней люди обращаются за помощью к миру духов. Сложно помыслить, чтобы так долго приносили жертвы и строили храмы тем, кто совсем никак не отвечает на людские просьбы. Наука не может доказать существование духов, но житейский опыт наглядно убеждает в реальности их бытия.
Но если мы признаём, что есть злые духи, то уж тем более следует признать и существование духов добрых. Тогда как к ним относиться? Народ Израильский, знавший о том, что существуют и Ангелы, и бесы, предпринимал попытки обожествления именно добрых духов. Священное Писание говорит нам о том, как благочестивый царь Иосия запретил жрецам кадить «воинству небесному» (4 Цар 23:5). Под «воинством небесным» свт. Димитрий Ростовский понимал воинство Ангельское, ведь именно «воинство небесное» явилось в момент рождения Христа, чтобы прославить Его (Лк 2:13).
Неверное поклонение Ангелам продолжалось и во времена апостола Павла. В послании к колоссянам он пишет: «Никто да не обольщает вас… служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы» (Кол 2:18–19а). И это говорит св. Павел, который «восхищен был до третьего неба… и слышал неизреченные слова» (2 Кор 12:3–4), который «более всех говорил языками [ангельскими]» (1 Кор 14:18), и ученик которого, св. Дионисий Ареопагит, изложил устройство Ангельской иерархии! Свт. Димитрий Ростовский пишет, что были люди, которые учили поклоняться Ангелам, как Христу. Другие считали, что Архангел Михаил — бог евреев. Третьи же и вовсе через магию призывали бесов под именем Ангелов и служили им. Ясно, что взгляды эти были ошибочными, и Церковь осудила такое поклонение Ангелам в начале IV века на Лаодикийском соборе (35 правило).
Церковь осудила обожествление Ангелов, но тем самым она прояснила, как их почитать правильно. В честь Сил бесплотных и их величественного предводителя Архангела Михаила был установлен праздник, который мы сегодня совершаем. Выбор даты для праздника 8 ноября свт. Филарет Черниговский объясняет как напоминание христианам о конце времён: если цифра «7» — это устоявшийся символ полноты времени, то цифра «8» указывает на то, что будет после кончины этого мира. Сегодня, в 8-й день ноября, мы молебно почитаем Ангельские Силы; но пройдёт время и наступит, образно говоря, 8-й день мира, в который «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф 25:31).
Тогда всё закончится, и реальность Ангелов больше не будет вызывать ни у кого сомнения. Для одних встреча с ними станет радостью, а для других — самым страшным событием в их жизни. «А́нгели бо гро́знии по́ймут тя́, душе́, и в ве́чный о́гнь введу́т,» — такие слова мы находим в «Каноне покаянном ко Господу нашему Иисусу Христу». Но блаженны те, кого Господь удостоит «хлеба в Царствии Божием» (Лк 14:15)! Теперь мы обращаемся к Ангелам как к защитникам и помощникам нашим, тогда — они станут нашими друзьями; «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же — лицем к лицу; теперь [мы знаем] отчасти, а тогда [— позна́ем], подобно как [мы познаны]» (1Кор 13:12).
Но это в будущем, а что сейчас? Не всё нам открыто об Ангелах, для нас загадочна их природа, и очень малое число людей за всю историю видело их на земле, но само существование их несомненно, как несомненна святость святых, как несомненно бытие Божие. Чтобы любить, не обязательно, чтобы о тебе знали. Будучи более умными, более сильными и более верными Богу, чем мы, Ангелы не ищут себе ни славы, ни благодарности человеческой, но смиренно исполняют волю Божию об этом мире. Апостол Павел вопрошает: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр 1:13-14)?» Выходит, что если мы из тех, кто «имеет наследовать спасение» то Ангелы посылаются на служение для нас.
Счастливы те, кто укрылся под крылом Божиим! Древние мудрецы пытались понять, что стоит за величественными явлениями природы, — мы имеем Откровение Божие; древний мир искал у духов защиты, — о нас пекутся Ангельские Силы; язычники почитали духов добрых и боялись злых, — для нашего спасения Господь на служение отправляет Ангелов и даёт силы изгонять бесов. Всеми силами своими жрецы древности добивались того, чтобы духи прислушивались к людям, Господь же говорит нам: «Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10:20).