Найти в Дзене
tereca.cherenko

"История Ледмозерской школы". Думающий коллектив. Из опыта работы Николая Иванович КОЛОБОВА.

Заметка В. АГАРКОВА, корреспондента районной газеты «Авангард», была опубликована 16 февраля 1982 года. На фото Николай Иванович КОЛОБОВ Думающий коллектив Житейские добродетели в нас от отца – матери, идеи – от учителя. Иван Васильев «Земля русская». Учителя Ледмозера первую часть утверждения, выраженного в эпиграфе, опровергают. На учёте в милиции посёлка нет школьников. Ни одного. А раньше было иначе – милиция опекала десятки «трудных». Куда же эти «трудные» подевались? А им таковыми не позволили сделаться учителя. Как вы сами понимаете, строгого помахивания пальцем для этого недостаточно. Николай Иванович на уроке Целый день я провёл в школе, и за это время ни один юный шалопай не был приведён в кабинет директора для распекания. А дети те же, что и везде. Те же бесенята сидят в озорниках и так же не дают им угомониться даже на несколько минут, даже на уроке самого директора. На перемене Николай Иванович объясняет: - Это тяжёлый класс. Все 45 минут держишь вожжи натянутыми. Самая

Заметка В. АГАРКОВА, корреспондента районной газеты «Авангард», была опубликована 16 февраля 1982 года.

На фото Николай Иванович КОЛОБОВ

Думающий коллектив

Житейские добродетели в нас от отца – матери, идеи – от учителя.

Иван Васильев «Земля русская».

Учителя Ледмозера первую часть утверждения, выраженного в эпиграфе, опровергают. На учёте в милиции посёлка нет школьников. Ни одного. А раньше было иначе – милиция опекала десятки «трудных».

Куда же эти «трудные» подевались? А им таковыми не позволили сделаться учителя. Как вы сами понимаете, строгого помахивания пальцем для этого недостаточно.

-2

Николай Иванович на уроке

Целый день я провёл в школе, и за это время ни один юный шалопай не был приведён в кабинет директора для распекания. А дети те же, что и везде. Те же бесенята сидят в озорниках и так же не дают им угомониться даже на несколько минут, даже на уроке самого директора.

На перемене Николай Иванович объясняет:

- Это тяжёлый класс. Все 45 минут держишь вожжи натянутыми.

Самая неэффективная педагогика – лобовая. Что ни педсовет, то разговор о неуспевающих, что ни заметка в стенгазете, то укоризны, молнии и громы в двоечников. В таких случаях «Васька слушает, да ест», как писал Крылов. Двойке страх не страшен, её подсекает интерес к учёбе. А озорство уже не озорство, когда играющие в ребёнке неукротимые и ему самому непонятные силы находят выход в азарте спортплощадки.

В Ледмозере укротили стихию детской «трудности» едва не поголовным (на 80 – 90 процентов) вовлечением ребятни в кружки – предметные, спортивные, художественные. Произошло это за годы директорствования Николая Ивановича Колобова.

Правильно это будет сказать, что это сделал директор? Неправильно. Инициатива исходила от многих учителей, не только от директора. А сказать, что это не директор сделал – правильно? Тоже неправильно.

-3

1980 – е годы. 1 ряд сидят (слева направо): Г. Н. КАРГИНА, Г. М. КИРЬЯНОВА, Т. В. ЧЕРЕНКО, Е. Г. НИККИНА, Т. И. КАЛИНСКАЯ; 2 ряд – Л. П. ТРЕУМОВА, Г. Д. ТОКАРЕВА, М. А. АЛЁШИНА, Н. П. ТАТАРИНА, Н. И. САДОВСКАЯ, Л. Т. СИГОВА, Р. А. СЕРГЕЕВА, Н. В. ВАСЬКО, М. А. ТОЛКАЧ, В. Н. ФРОЛОВА, Л. М. БУРАКЕВИЧ; 3 ряд – Т. В. КОЗЛОВА, Л. И. КОЛОБОВА, Н. А. ШИНКЕВИЧ, Т. В. САВИНА, В. А. КИСЛЯКОВА, Л. В. ИВАНОВА, З. П. СЕРГЕЕВА

Директор здесь инициативен сам и умеет ценить инициативу чужую. В итоге же получается обстановка, которую можно подвести под ранг творческой. Употребляю это слово так осторожно, потому что в жизни у нас, увы, творчество встречается примерно столь же редко, насколько часто мы это слово пускаем в ход.

Творчество трудоёмко. И когда бывший организатор внешкольной и внеклассной работы Тамара Ивановна КАТРИЧКО взялась за организацию клуба выходного дня, ей и её мужу, учителю физкультуры Валерию Михайловичу, этот клуб действительно стоил выходного. Как и многим другим.

-4

1970 – е годы. На фото (слева направо): 1 ряд – Г. И. ПОДОЙНИКОВА (ЗИНОВЬЕВА), Г. Д. ТОКАРЕВА, Н. П. ТАТАРИНА, Н. И. КОЛОБОВ, Л. В. ИВАНОВА, М. А. ТОЛКАЧ, Н. А. ШИНКЕВИЧ, М. А. АЛЁШИНА; 2 ряд – В. И. СКЕРЛО, В. А. КИСЛЯКОВА, Н. Д. КАРПЕНКО, В. М. КАТРИЧКО, Т. В. КОЗЛОВА, Л. П. ТРЕУМОВА, Р. А. СЕРГЕЕВА, Т. И. КАТРИЧКО

Творчество, чтобы осуществиться, требует не только выдумки, но и упорства. Довести задуманное до конца – это только скоро сказывается. Остынь директор – остынут и другие. Колобов не остывает.

Сейчас школа заново отделывается после ремонта. Ленинский зал, комната боевой славы, зал профориентации – всё в работе. Появляются стенды, фотовитрины. Видно стремление всё сделать прочно, красиво, современно.

Чего стоил ремонт школы директору, рассказывать не буду. Пожалею его нервы.

-5

В кабинете директора гости (или проверяющие) из Муезерского РОНО

Плоды этого коллективного педагогического творчества сегодня – повысившийся процент успеваемости, яркая военно – патриотическая работа (на 23 февраля готовится факельное шествие к обелиску в центре посёлка), разнообразные кружки детской самодеятельности, система школьного самоуправления, о которой уже говорят и за стенами школы.

-6

Стройной колонной идём к Дому культуры на митинг. 1970 - 1980 –е годы

Известное требование к современному руководителю гласит: руководитель должен заражать подчинённых своей тягой к самообразованию. Проведите один день рядом с директором школы, потом скажете, какая у вас останется тяга, кроме тяги ко сну. Не случайно так мало охотников занять эту должность. Выдерживают её сильные.

-7

Николай Иванович Колобов ровен, спокоен, улыбчив, ценит юмор и умеет пошутить – это один из секретов его человеческого обаяния.

Пётр Петрович БУРАКЕВИЧ, учитель химии, - один из самых активных лекторов в Ледмозере. Лекции он пробовал читать ещё в студенческие годы – требовали преподаватели. А в школе взялся за лекции отчасти и потому, что его заразил пример директора.

-8

25 июня 1987 г. Н. И. КОЛОБОВ, Светлана САВИНА (выпускница, серебряная медалистка)), П. П. БУРАКЕВИЧ

У Колобова сильный, красивого тембра баритон, говорит он увлечённо и увлекающее, а выговаривает слово по – учительски внятно, полногласно, и в то же время его речь непринуждённа, естественна, без всякой деланности. И особую окраску этой речи придаёт неожиданный для курянина московский выговор. Интонации москвичей не только легко узнаваемы, но и в чём – то особенно домашни, обыденны, приветливы и вот именно непринуждённы.

Кто – то из читателей, наверно, пожмёт плечами: к чему, мол, эти тонкости! Учительский голос – не игра на флейте и не эстрадный вокал. Даже, мол, читать неловко. Готов спорить с таким читателем. Это всё до крайности важно. Мы сплошь и рядом только потому плохо говорим, что не знаем, какой это важный инструмент воздействия на аудиторию – наш голос. Голос у нас пока «ставят» певцам да актёрам, но уже и до лекторских школ дошло – начали преподавать технику речи. Демосфен не зря утверждал, что для оратора важнее всего три вещи: произнесение, произнесение и ещё раз произнесение.

Но дело не в одних ораторских данных, природных и выработанных профессией и прилежанием. Главное – то, о чём и что говорит Колобов. Его выступления на педсоветах так обстоятельны, анализ темы всегда так серьёзен, что – это говорят сами учителя – после такого выступления директора просто стыдно выступить небрежно, недодумав свою мысль или отделаться словами, за которыми нет мысли и не последует дело.

-9

Директор – он и пропагандист по «должности». У Николая Ивановича КОЛОБОВА пропагандистская деятельность – не «нагрузка» в обычном понимании этого слова. Он, очевидно, из тех людей, которых психологи уже на уровне учеников четвёртого – пятого класса выделяют в особый разряд, - так и говорят: «деловые дети». От других они отличаются тем, что ничем их не заставить заняться, пока они сами не увидят в деле реального, ощутимого, понятного им смысла. Ничего ради формы, ничего в силу неосмысленной привычности, ради «обрядности», потому лишь, что так положено.

В этом учебном году введён для учителей новый курс – на целых пять лет: «Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе». И вот что мне показалось характерным для Колобова. Говорить об этом курсе довелось уже не с одним директором. Но только от него я услышал:

- В вузе это не преподавалось. Теория воспитания не даётся в таком объёме. Марксистско – ленинское обоснование теории воспитания – это даётся в каждом педагогическом курсе. Но сведённого в целом – не найти. Этот вот пробел теперь и решили наверстать.

Наши школьные директора оказались в сложном положении: программа нового курса есть, а литературы нет. Заказал и Николай Иванович книги по межбиблиотечному абоненту, но дождаться их не может. Всё, что на сентябрьском семинаре в Петрозаводске получил, - уже вычерпано в лекциях по первым темам.

Другие говорили об этих сложностях, и Колобов тоже. Только вот в чём различие: от него одного я услышал это убеждённое «пробел».

Колобов в теории видит компас для практики. Спросят: а что же тут оригинального? Ничего оригинального. Это банальность, если брать утверждение само по себе. Но в жизни – то мы чем грешим? На каждом шагу - заводишь речь о теории, о научном обосновании такого – то практического шага, а люди отмахиваются: «Ах, это теория!» Дескать, вещь почтенная, конечно, но не про нас она, маленьких людей, занятых такими простыми и обыденными делами.

Так что не об оригинальности речь ведётся, а об уровне мышления, о духовной зрелости пропагандиста, об умении осмыслить практику в теоретических категориях, а в теории разглядеть её приложимость к практике.

В силу таких побуждений занимается в Ледмозере директор школы изучением возрастной психологии, психологии организаторской деятельности и другими проблемами педагогической психологии. И не просто сам занимается, а ведёт соответствующий семинар с учителями.

Выход в практику у таких занятий теорией налицо: из них, собственно выросло ледмозерское школьное самоуправление и прочие достижения и новшества. Сейчас, например, входит в практику ещё одно – педконсилиумы.

Даются Колобову его лекции и семинары трудом, большим трудом. Он и в Петрозаводске немалое время провёл в публичной библиотеке, и дома, те часы, которыми располагает директор, проводит над книгами. Сам свёл, пользуясь справочным томом, из сочинений В. И. Ленина его высказывания по вопросам педагогики.

Сейчас в школе решили поломать привычную практику облегчённого проведения семинаров, когда готовятся к занятиям лишь те, кому поручено выступить с рефератом. На добровольных началах, демократическим способом договорились: проводить семинары по – студенчески, всем готовиться по каждому вопросу.

-10

1972/1973 учебный год

-11

Учителя на лыжной прогулке (слева направо): ?, Г. Д. ТОКАРЕВА, В. В. АКИМОВА, Е. М. ЕПИШКИНА, Л. И. КУРЧИНА, Э. Г. КАЧАЛОВА, Л. П. СЕРГЕЕВА, Т. И. КАЛИНСКАЯ, Л. И. КОЛОБОВА, А. А. НЕБОРАЧКО

В Ледмозере самая сильная в районе организация общества «Знание». Опять – таки дело не в одном КОЛОБОВЕ – энтузиастов лекционной пропаганды там немало, в том числе неутомимая Елизавета Григорьевна НИККИНА, которая, даже находясь в больнице, звонит оттуда по предприятиям, устраивая встречи лекторов с аудиториями. Но и заслуги Николая Ивановича здесь неоспоримы. Как и прежде, он поручает слушателям своей школы научного коммунизма готовить к занятиям политинформации , повторять их перед учениками, потом выходить в рабочие коллективы посёлка.

Лекции рождаются и из рефератов по педагогическим вопросам – потом их слышат родители. Часто выступают многие – В. И. ВАСЬКО, П. П. БУРАКЕВИЧ, Р. А. СЕРГЕЕВА, Г. Д. ТОКАРЕВА, Т. В. ЧЕРЕНКО, Л. А. КЛЮЧЕРОВА, Т. В. САВИНА и не только они. И жена директора Лилия Ивановна тоже не «освобождена» от этой работы. Она подготовила лекцию о Есенине, но не просто лекцию, а лекцию – концерт: вместе с ней выступают и школьники с исполнением есенинских стихов. Слушателям нравится.

-12

На фото (слева направо): Т. И. КАТРИЧКО, Л. М. БУРАКЕВИЧ, Н. В. ВАСЬКО, М. А. ТОЛКАЧ, Н. Д. АГАПИТОВА, Р. А. СЕРГЕЕВА, Г. И. ЗИНОВЬЕВА: присел – В. И. ВАСЬКО

Вся эта работа сведена в общий план идейно – воспитательных мероприятий парторганизации. И характерна в ней черта, которую, я думаю, позволительно назвать стремлением к комплексному подходу. Одно из практических заданий по нынешнем курсу школы научного коммунизма , порученное Г. И. ПОДОЙНИКОВОЙ, такое: «Заветы В. И. Ленина «учиться коммунизму», «учиться работать», «учиться управлять» - теоретическая основа реализации связи образования, обучения и воспитания молодёжи с практикой коммунистического строительства». Галина Ивановна, историк, заведует Ленинским залом. Заключается это практическое задание в том, чтобы разработать по этой общей теме тематику бесед, которые подготовят частично другие учителя, частично – учащиеся. Они, соответственно, будут сами и с беседами и выступать. А на семинаре Галина Ивановна даст обзор всего вовлечённого в эту, прямо скажем, немалую работу материала.

-13

Вырезка из газеты «Авангард» 27 августа 1985 г.

Ленинградские методисты разработали критерии для определения пропагандистского мастерства. Это довольно сложная система оценок различных умений пропагандиста, оснащённая ещё непривычной терминологией. Высшая ступень, говоря упрощённо. – это когда пропагандист не только умеет знания преподнести и побудить слушателя учиться всерьёз, не имитируя учёбу, но и воздействовать на практическое поведение слушателей, включить их в содержательную и полезную для общества работу. Для Колобова такая работа стала личной нормой, индивидуальной установкой, собственным стандартом.

-14

На фото (слева направо): 1 ряд – Н. И САДОВСКАЯ, Н. В. ВАСЬКО, Л. И. КОЛОБОВА, В. П. ВОЛК, Н. П. ИВАНОВА, Л. А. КЛЮЧЕРОВА, Т. В. ЧЕРЕНКО; 2 ряд – Е. Г. НИККИНА, Т. И. КАЛИНСКАЯ, Т. В. САВИНА, Г. Н. КАРГИНА, Л. И. ПОЛИВАНОВА, Г. М. КОЗЕНКОВА

Что из всего этого получается? Приезжайте в Ледмозеро, посмотрите. Это коллектив учителей, в котором ясно чувствуется взаимопонимание, они единомышленники. И – один, для меня лично значительный штрих. Учителя в этой школе как – то иначе, чем в других, слушают лекции. Внимание острее, интереса больше, вопросы лектору задают. Может быть, именно оттого, что у них больше развито особое качество – назову его так: интенсивный режим коллективного мышления. В общем, думающий коллектив. Детям это на пользу.

В. Агарков.

Фото А. Серебренникова.

-15

Николай Иванович на встрече выпускников (2003 г.) с выпускниками 1978 года

-16

2003 г. С коллегами (слева направо): сидят – Т. В. ЧЕРЕНКО, В. Н. ГОРЮНОВА, В. П. НОСКОВА, Н. И. КОЛОБОВ, Н. А. ЛОСЕВА, Г. Н. КАРГИНА, А. Г. ИЛЮЧЕК; стоят – О. Ч. ГАЛИНА, Л. П. ТРЕУМОВА, Н. В. ВАСЬКО, Г. Д. ТОКАРЕВА, В. П. ВОЛК, С. А. ФАЛЬКОВ, М. А. ТОЛКАЧ, Л. В. ИВАНОВА, Н. Д. ПИСКАРЁВА, Л. И. КОЛОБОВА, В. И. СКЕРЛО

-17

Вырезка из газеты