Два выходных дня пролетели со скоростью кометы, оставив после себя реальное ощущение, что прошла как минимум неделя - столько в эти дни вместилось впечатлений. У нас есть привычка в первый день обязательно знакомиться с новым городом в сопровождении гида, а уже потом гулять самостоятельно,возвращаясь в запомнившиеся места...Или отправляясь в новые по наводке экскурсовода. На этот раз мы действовали по тому же сценарию.
Погода и дымковская игрушка
Встретил нас город пасмурной погодой и то и дело начинающим идти снегом. Мы решили, что это плохая погода, но гид с нами не согласился. И местные жители тоже: гуляющих на улицах города и в Александровском парке было достаточно много. Так мы узнали, что в Кирове в среднем всего 74 солнечных дней в году и такая погода для горожан - норма. Главное, что без дождя! Для сравнения в родном Нижнем Новгороде солнечных дней в году 95 (информация из интернета). Считается, что отсюда и яркость вятских народных промыслов.
Традиционные цвета для дымковских игрушек - синий, красный, жёлтый, малиновый, изумрудный, голубой, зелёный, оранжевый. Белый используется по минимуму, а чёрного и коричневого практически нет вообще. Поглядишь - сразу и настроение улучшается.
Зато на улице всё в серых тонах, а пейзаж на фото выглядит практически чёрно-белым (листайте галерею)
Но нашему путешествию эта "серость" не была помехой - мы заворожённо слушали рассказ об истории этого края.
Богатые вятские крестьяне
Экскурсовод рассказал нам криминальную историю, размещённую в 19-м веке в одной из вятских газет. Тогда в одном кабаке вследствие ссоры между отдыхающими там крестьянами одним из них были утеряны: золотой брегет, трость с резным набалдашником и цилиндр...Неплохо так был человек экипирован)
А всё дело было в том, что в Вятской губернии практически не было крепостного права.
Основную массу сельского населения составляли государственные и удельные крестьяне, которые считались лично свободными, хотя и были прикреплены к земле. Помещичьих крепостных было немного: по данным на 1859 год, в Котельническом уезде не было ни одного крепостного, в Орловском — 8, в Глазовском — 13, в Слободском — 88, в Вятском — 175 человек...
То есть работали крестьяне фактически только на себя, занимались земледелием, животноводством, огородничеством и рыболовством, сбором ягод и грибов, пчеловодством. И так, несмотря на не очень благоприятную для сельского хозяйства погоду, жили очень неплохо.
Ну, а про то, что вятские - мужики хватские, я уже писала.
Вятка толерантная и православная
Вообще-то в этих краях сильны были языческие традиции - слишком много вокруг было "иноверцев". Из 9 ближайших соседей - только 4 относительно православные.
Всё это привело к тому, что, находясь на отшибе, вятские мужички уже и до многожёнства додумались) Материальные возможности для этого у них были. А ни одного православного храма не было. И только в 1580 году Трифоном Вятским (позже был причислен к святым) в 500 метрах от берега реки Вятка была основана мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Кстати, особого внимания заслуживает образ чудотворного Вятского Спаса.
Именно в его честь названа Спасская башня Московского Кремля.
По данным на 1 января 1917 года, в Вятке (Кирове) было целых 26 православных храмов, не считая церкви мужского и женского монастырей., а всего в Вятской губернии до революции действовало 43 городских православных храма, 28 — монастырских и 825 — в сельской местности.
А дальше было как у всех -только в 30-х годах прошлого века здесь было уничтожено около 20 храмов, а всего в ХХ веке здесь были утеряны около 270 очагов православной культуры. Сейчас часть из них восстановлены или восстанавливаются. В том числе и Спасский собор.
Продолжение следует
Это только малая часть наших впечатлений. Впереди:
- где вкусно поесть в Кирове
- история поиска кикимор
- премьера в кировском драмтеатре
Будьте на связи! Ваша Баба Яга