The Telegraph UK | Великобритания
Песенка Зеленского спета, пишет The Telegraph. Над главой киевского режима нависла тройная угроза: народный гнев вокруг коррупционного скандала в "Энергоатоме", огромные потери на фронте и мирный план Трампа, который равносилен капитуляции.
Колин Фриман (Colin Freeman)
Украина столкнулась с тройной угрозой: растущими потерями, коррупционным скандалом и мирным планом, который равносилен капитуляции
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Геннадий Друженко убежден, что из более чем тысячи сослуживцев-новобранцев в тренировочном лагере он единственный оказался там добровольно.
Подавляющее большинство из однополчан — призывники, причем многие из них в возрасте или нездоровы, и многих отловили на улицах от отправили на фронт насильно, чтобы законопатить зияющие бреши в личном составе.
Моральный дух его товарищей и без того был невысок, но после коррупционного скандала, вспыхнувшего на прошлой неделе вокруг Владимира Зеленского, и вовсе упал ниже плинтуса.
“Мужикам под 60, и это трагедия, что их все равно мобилизуют”, — посетовал Друженко в интервью The Telegraph.
“А сейчас еще и разгорелся огромный скандал: коррупционеры в правительстве раскрали сотни миллионов долларов — причем как раз когда простым украинцам приходится по-настоящему тяжко. Как вы думаете, много у них мотивации защищать режим?”
54-летний Друженко далеко не зеленый новичок и хорошо знаком с ужасами фронта.
На передовой Первый добровольческий мобильный госпиталь имени Пирогова, где трудился бывший активист за демократию, оказал помощь более чем 50 тысячам раненым. Он каждый день видит суровую реальность украинской борьбы с путинскими полчищами.
Над Зеленским сейчас нависла тройная угроза — как внутри страны, так и за рубежом.
Во-первых, зреет народный гнев из-за скандала вокруг расхищенных миллионов у государственного поставщика атомной энергии, во-вторых, в преддверии зимы копятся огромные потери на фронте, в-третьих, появился спорный мирный план Дональда Трампа из 28 пунктов.
Семь государственных деятелей, включая ближайших соратников Зеленского, оказались под следствием по обвинению в хищении до 100 миллионов долларов через откаты при заключении контрактов. Это выяснилось благодаря подслушанным телефонным разговорам.
Катынь задела за живое. В Польше запросили у России пощады — захотели нормализации отношений
Среди них — Тимур Миндич, бывший деловой партнер Зеленского по карьере телеюмориста, бежавший за границу после того, как ему сообщили выданном ордере на арест.
В стране, чьи границы усиленно охраняются полицией, чтобы не дай бог не просочились уклонисты, это выглядело крайне предосудительно.
Ничуть не лучше оказался золотой унитаз, как утверждается, найденный вместе с мешками с деньгами в квартире Миндича, — как и жалобы одного из обвиняемых, что он сорвал себе спину, таская пачки черного нала.
И момент скандала, и его подоплека в энергетическом секторе — все это как нельзя более некстати.
Из-за нещадных российских ударов почти полмиллиона украинцев остаются без электричества, и даже Киев проводит без света по десять часов в сутки.
Эта зима может стать самой суровой за всю историю Украины. И вместо того, чтобы злиться на Россию, украинцы обвиняют в этом еще и “Энергоатом”, где коррупция лишила подстанции защиты от воздушных ударов.
Если добавить к этому еще и предупреждения о том, что Красноармейск, ключевой город в Донбассе, падет со дня на день, можно смело сказать, что Зеленского и без того ждала худшая неделя с начала 2022 года.
Но в четверг посыпались репортажи о том, что Вашингтон снова пытается склонить его однобокому мирному соглашению — опять же при посредничестве Москвы и в обход Киева.
План из 28 пунктов предусматривает, что Россия не просто сохранит за собой взятые под контроль территории, но и вынудит Киев сдать четыре ключевых города под Донецком, за которые тот боролся последние десять лет.
В обмен на некие расплывчатые “гарантии безопасности” Украина также вдвое сократит численность своей армии и откажется от ракет дальнего действия, которые могут поразить Москву. Все обвинения в военных преступлениях также будут сняты.
Во многих отношениях это выглядит как вариация на тему прошлых мирных планов Вашингтона, заведомо неприемлемых для Киева и задуманных с тем, чтобы дать Трампу повод с чистой совестью отказаться от переговоров.
Однако Зеленский, похоже, отнесся к нему серьезно, заявив в четверг вечером, что он “будет работать над пунктами плана по прекращению конфликта”.
По данным агентства Reuters, он был разработан после обсуждений с высокопоставленным членом правительства Зеленского Рустемом Умеровым.
И все же план привел в ужас европейские столицы, которые расценили это как капитуляцию, и породил догадки, что это подготовленный “подкоп” против Зеленского, на которого и так навалился коррупционный скандал.
Но мало загнать Зеленского в безвыходное положение. Еще труднее будет заставить его подписаться на это украинскую общественность — план стирает красные линии, которые Киев долго чертил густым слоем крови.
Друженко — среди тех немногих, кто этот план поддерживает. Его готовность признать, что территориальные потери теперь неизбежны, выбивается из общего ряда на Украине.
“Это плохой вариант, но это лучший из тех, что у нас есть”, — сказал он.
И дело не только в том, что это избавит его от службы на передовой. Совсем недавно ему пришла повестка, и он предпочел пойти служить, а не уклоняться. Он говорит, что “воинская служба — это налог для честных и бедных”.
На самом деле, считает он, Украина в любом случае смогла бы вернуть утраченную территорию силой.
Бывший министр обороны Украины и зампредседателя киевского Центра оборонных стратегий Алина Фролова сомневается, что новый мирный план продвинется дальше предыдущих.
“Думаю, Зеленский соглашается лишь потому, что он не может заявить во всеуслышание, что не поддерживает его”, — сказала она.
“Какое-то время его пообсуждают, но из этого ничего не выйдет, поскольку предложенные условия совершенно неприемлемы”, — добавила Фролова.
Однако позиции Украины за столом переговоров слабеют. Падение Красноармейска, ключевого авто- и железнодорожного узла, делает еще более уязвимыми ключевые гарнизоны Донбасса — Краматорск и Славянск.
На защиту Красноармейска Украине приходится отводить войска с южного фронта под Запорожьем, где под натиском противника оказался окраинный город Гуляйполе.
Прорыв российских войск там может оказаться еще более серьезным и поставить под угрозу саму областную столицу.
Россия не занимала ни одного крупного украинского города со времен Херсона в первую неделю конфликта, который Украина затем отбила в конце 2022 года.
У Киева тает живая сила: начиная с 2022 года около 200 тысяч мужчин бежали от призыва, хотя границы патрулируются полицейскими беспилотниками.
Друженко отмечает, что те самые 200 тысяч штыков — приблизительная численность украинской армии в начале конфликта.
Проблемы не только усугубляются сами по себе, но и обрастают связями. Военнослужащие на передовой жалуются, что тепловизионные беспилотники расходуются впустую на охрану границ, хотя от них было бы больше проку в бою.
Количество уклонистов, в свою очередь, намекает на нечистоплотность чиновников. А коррупция в верхах, как явствует из примера “Энергоатома”, дает дезертирам готовое оправдание. Почему мы должны рисковать жизнью, спрашивают они, когда другие безнаказанно запускают лапы в казну?
Количество уклонистов заострило социальные противоречия между фронтом и тылом.
На Украине предостаточно закаленных в боях ветеранов, придерживающихся националистических взглядов и убежденных, что последнее слово о будущем страны — за ними.
Даже если Зеленский примет мирное соглашение Вашингтона, они — ни за что. Будет “сделка” или нет — неважно: если их что-то не устроит, у них возникнет соблазн вмешаться и взять дело в свои руки.
Среди них — Сергей Стерненко, влиятельный ютубер правого толка, который на этой неделе предупредил, что Украина “движется к катастрофе стратегического масштаба, чреватой утратой государственности”.
По его словам, если не будет существенных изменений как в военном, так и в политическом руководстве, прорыв российских танков в Запорожье и дальше — “лишь вопрос времени”.
Возможен ли государственный переворот? Фролова говорит, что нет, Друженко — что да, хотя и предупреждает, что это будет иметь неприятные последствия, поскольку вместе с “легитимностью” украинское правительство лишится поддержки Запада.
Как бы то ни было, большинство наблюдателей сходятся в том, что Зеленскому придется предпринять решительные шаги.
В НАТО такого не ожидали: новая русская база сделает Европу беззащитной. Ракета долетит за три минуты
Один из вариантов — пожертвовать Андреем Ермаком, своим всемогущим главой администрации, который уже давно слывет “серым кардиналом”.
Именно он контролирует личный доступ к Зеленскому, и многие возлагают на него как минимум косвенную вину за фиаско с “Энергоатомом”.
“Это стало бы символом того, что Зеленский воспринимает скандал всерьез”, — рассуждает Друженко.
Однако Зеленский считает Ермака своим ключевым союзником, без которого ни он, ни его правительство не продержались бы так долго.
В последние дни многие украинцы также обратили внимание на то, что при предыдущих киевских правительствах, включая промосковское, коррупция также процветала, но ее тщательно заметали под ковер.
“Да, коррупция — это проблема, — соглашается Фролова. — Но, по крайней мере, с некоторых пор ее разоблачают”.
Верно и то, что Зеленскому уже довелось пережить немало бурь, начиная с осады Киева и неудачного контрнаступления в 2023 году и заканчивая разносом, который Трамп ему устроил в Белом доме в феврале.
Однако за последние три года столько грозовых туч над головой Зеленского за раз все же не сгущалось.