Жили да были Бухарские Эмиры. И правили они древним городом Бухарой и его окрестностями долго и радостно. Радостно,конечно,для себя любимых. И правили бы еще дольше, если бы не противостояние имперских Англии и России. Активизировалась Англия на юге и в 1839 году, через Индию и Пакистан поперлась в Афганистан дабы утвердиться в регионе и стать ого-го! какой державой. Но бедный природными ископаемыми Афганистан им был нужен лишь как стратегический плацдарм для наступления на богатую Среднюю Азию. Английские шпионы во всю собирали данные по военным, политическим, экономическим вопросам на территории Хивинского, Бухарского, Кокандского ханств. Россия этого, ясное дело, терпеть не стала, российско-английские отношения обострились. Россия и Англия были колониальными соперниками. И на кон были поставлены территории Среднеазиатских государств.
Александр II утвердил 20 декабря 1863 г. новую программу действий России, предусматривавшую проведение широкого наступления русских войск в Средней Азии. Войска под руководством генералов Черняева и Скобелева двинулись на юг, дабы не повадно Англии было. В результате к 1867 г. в состав Российской империи были включены обширные территории Средней Азии, и на их основе было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, Самарканд отошел от Бухары к Российской империи, а Кокандское и Бухарское ханства были вынуждены признать свою вассальную зависимость от России. Ну,как вы понимаете,это присказка для понимания политического положения Бухары в конце XIX-начале XX вв.
С 1756 по 1920 гг. Бухарой правила узбекская династия мангыт. Династия Мангытов дала Бухаре 8 эмиров. Эмир Музаффар ( шестой по счету и третий с конца) после поражения в 1868 г. от царских войск, признал все русские завоевания и выплатил двести тысяч рублей контрибуции. А последние два эмира, хотели они того или нет, стали большими поклонниками Имперской России. Ну,а деваться то некуда... Бухара приняла протекторат Российской империи.
Метрополия не спешила разрушать действующую «политическую» систему в Бухарском эмирате и основным тезисом правительства империи стал принцип невмешательства во внутреннюю жизнь Бухары. В Бухаре вскоре поняли все преимущества, которые давал эмирату такой статус. Правители протекторатов получили большие полномочия, превышающие зачастую статус даже туркестанского генерал-губернатора. Это позволило им считать себя независимыми правителями.
И предпоследний хан Бухары Сеид Абдулахад-Хан (1885-1910 гг.) стал первым правителем Бухары, чье правление полностью прошло в тесном сотрудничестве с императорским домом Российской империи. Ну, а теперь о нем по-подробнее. Поскольку вся статья задумывалась,как некая "ода" именно ему -эмиру Бухары Сеиду Абдулахаду.
После смерти эмира Музаффара, 4 ноября 1885 года в бухарском Арке состоялась церемония поднятия эмира на кошме — так официально взошел Абдулахад на престол. И началось 25-летнее правление предпоследнего эмира Благородной Бухары, ознаменовавшееся многими важными событиями и изменениями в жизни Бухарского эмирата. Первые годы своего правления эмир прожил в столице.
Для восточного владыки того времени он оказался на редкость прогрессивным человеком. Эмир отменил в Бухаре рабство, пытки, домашние тюрьмы, публичные казни, особо изощренные средневековые методы наказаний. Он реформировал армию, налоговую систему, пытался стимулировать развитие экономики. При нем в Бухаре начали добывать золото. В Бухаре появилась промышленность, банки, стала формироваться бухарская буржуазия. Появление железных дорог и телеграфных линий повлекло за собой и создание русских поселений на территории Бухарского эмирата. В 1894 году в Бухаре появилась первая русско-туземная школа. Модернизация бухарского общества очень пугала консервативную часть населения эмирата, которая видела в новых веяниях угрозу религии и традициям. В 1894 г., рассорившись с бухарским духовенством, эмир поселился в Кермине (с 1957 года город Навои) и никогда больше, до самой своей смерти не возвращался в Бухару.
В отличие от современников — мусульманских лидеров — Абдулахад любил путешествовать. Впервые посетив Россию в 1882 году, он затем неоднократно бывал в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, эмир не отказывал себе в удовольствии посещать курорты Кавказских Минеральных Вод и каждое лето отдыхал в Пятигорске. Это было большое событие для спокойной и размеренной курортной жизни. Денег, во время своего пребывания, эмир не жалел, щедро оплачивая лечение и все предоставляемые услуги. Местные чиновники, рассчитывая на его авторитет и помощь в продвижении по службе, устраивали ему пышные приемы. Каждый год приезда эмира на курортах очень ждали и в честь очередного визита переименовали одну из улиц Пятигорска. Изначально улица называлась Шоссейной, но после того, как эмир занял под свою резиденцию один из домов на ней, её переименовали в Эмировскую.
А в Железноводске он решил построить одну из своих роскошных дач и привлек к строительству лучших архитекторов. Дворец был возведен по проекту архитектора Владимира Николаевича Семенова с поистине царским размахом.
Но в своем роскошном дворце Абдулахад был только во время его закладки. При строительстве обвалилась стена и погибли трое рабочих. Узнав о случившемся несчастье, Абдулахад-хан очень сильно расстроился. Будучи человеком суеверным, он увидел в этой смерти роковое предзнаменование. И больше не посещал свою летнюю резиденцию.
В 1893 году эмир Бухарский был приглашен к Романовым, с тех пор Сеид Абдулахад-хан стал другом царской семьи и в 1896г. приезжал на торжества по случаю коронации императора Николая II. Император Николай II в 1896 году присвоил правителю Бухары титул «высочество». В 1906 году наградил Абдулахада высшим орденом Российской империи — орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. Эмир сдружился с богатейшим российским аристократическим семейством, имевшим среднеазиатские корни, Юсуповыми. И Романовы, и Юсуповы имели владения под Ялтой. В конце 1890-х годов они стали приглашать эмира к себе в гости. Тот приехал — и стал жертвой обаяния курортной столицы Крыма.
В 1897 году он первый раз посетил Крым, а побывав на даче у Юсуповых, очень полюбил здешние окрестности. Эмир был совершенно очарован имением Суук-Су близ Ялты и предложил его хозяйке Ольге Соловьёвой гигантскую сумму в 4 миллиона рублей, но Соловьёва отказалась продавать имение.
( Кстати, в 1936 году это здание было отдано пионерскому лагерю «Артек» )
Но Абдулахад-хан все же покупает другой участок в Ялте недалеко от набережной и принимает решение построить дворец в восточном стиле с большим размахом. Ну,а почему бы и нет? В 1907 году по проекту Николая Георгиевича Тарасова было начато строительство дворца. Строился он в течение четырёх лет (1907—1911), став резиденцией эмира Бухары на южном берегу Крыма.
Тарасову удалось создать на побережье Крымского полуострова уголок, напоминающий иллюстрацию к восточной сказке. Здание с куполами, башнями и беседками действительно украсило Ялту, сам эмир назвал имение «Дилькисо», что в переводе означает «обворожительный». Дворец был оформлен в неомавританском стиле и украшен балюстрадами, ажурной резьбой и зубчатыми карнизами. Со всех уголков мира в парк свозились экзотические растения и цветы. Частыми гостями дворца становятся семейство князя Юсупова, Ялтинский градоначальник и множество купцов и помещиков.
Став жителем Ялты, Абдулахад-хан сразу заинтересовался общественной жизнью города: состоял в «Обществе помощи недостаточным ученикам и ученицам ялтинских гимназий», жертвовал деньги «Обществу помощи бедным татарам Южного берега». В 1910 году Абдулахад-хан на свои деньги построил в Ялте городскую бесплатную лечебницу для приходящих больных. Это был очень щедрый подарок городу. В большом двухэтажном доме размещались лаборатории, комнаты для служащих, хирургические и гинекологические кабинеты, приемная на сто человек.
Еще у эмира был загородный домик в Ялте, на склоне горы Могаби. В 1924 г. загородное имение эмира стало санаторием для трудящихся Туркестана, позже Узбекистана. Санаторий ,,Узбекистан" стал одной из первых здравниц на Южном берегу Крыма.
После распада СССР, санаторий ,,Узбекистан" является территорией иностранного государства в Ялте. Многие годы бывшее имение эмира находилось под управлением дочери бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнары Каримовой.
Эмир Бухарский много лет для Ялты был своеобразным символом щедрости, за заслуги перед городом его избрали почетным гражданином, и тоже назвали его именем одну из улиц.
Вот как описывали Сеид Абдулахад-хана крымские газеты: «Эмир выше среднего роста, на вид не более 45-ти лет. Очень хорошо сложен. Обладает приятным грудным баритоном; из-под его белоснежной чалмы блестят большие черные глаза, а его подбородок украшает небольшая окладистая борода. Хороший ездок. Обладает необыкновенной физической силой…»
Он носил титул "высочество" и был награжден всеми русскими орденами вплоть до высшего императорского ордена Святого Андрея Первозванного с цепью включительно.
Да и сам Абдулахад-хан любил щедро раздавать награды даже за незначительные услуги. Ничего удивительного, что, когда он регулярно стал наезжать в Ялту, многие видные горожане засверкали орденами «Золотая звезда Бухары». Из дневника (на персидском языке), который эмир вел во время путешествия, известно о раздаче им около 150 звезд, причем они могли быть вручены самым различным лицам - от членов императорской фамилии, до корреспондентов газет.
Когда город испытывал недостаток средств при строительстве общественных зданий, Абдулахад-хан делал щедрые пожертвования. Выделил правитель средства и на строительство водонапорной башни в Базарчике (так называлось тогда село Почтовое). И, судя по размерам башни, её великолепному декору, эмир не поскупился.
На счетах эмира в Российском государственном банке хранилось 27 миллионов рублей золотом, а в частных банках — ещё 7 миллионов. "Откуда деньги?" -спросите вы. Дело в том, что высокое положение не мешало правителю быть знатоком овцеводства, его стада каракулевых овец были лучшими на родине, он лично торговал каракулем. Бухара занимала третье место на мировом рынке по объему торговых операций с этим ценным мехом.
Но не только Крыму, было за что благодарить эмира Бухарского.
Во время русско-японской войны 1905 года Сеид Абдулахад-хан пожертвовал миллион золотых рублей на постройку военного корабля. Так в составе Балтийского флота и появился эсминец "Эмир Бухарский". Интересно, что один миллион золотых рублей (беспрецедентный по тем временам дар!) был сделан на восстановление русского флота не подданным России, а главой формально независимого государства Бухарского эмирата.
А в Петербурге, например, он финансировал Соборную мечеть, что обошлось ему в полмиллиона. Проект был основан на архитектуре знаменитого мавзолея Гур-Эмира и мемориального ансамбля Шахи Зинда Самарканда.
Церемонию торжественной закладки основания мечети приурочили к 25-летию вступлению эмира Бухарского на престол. В феврале 1910 года состоялась закладка фундамента здания в присутствии Сеида Абдулахад-хана и других почётных гостей.
Так эмир Бухарский Сеид Абдулахад-хан выполнил свое предназначение- дал жизнь мусульманской святыни в столице христианского государства. Его не стало в декабре 1910 года: долгая болезнь почек, которая в последние годы мучила его, все-таки поставила точку в его интересной и деятельной жизни.
После месячного траура, его сын Сеид Алим-хан (1911 - 1920 г.г.) получает от императора Николая II титул Его Высочества и официальные поздравления в связи с восшествием на престол.
Последний бухарский эмир, в возрасте 13 лет был направлен отцом для обучения в Петербург в Николаевский кадетский корпус, где он на протяжении трёх лет изучал основы государственного управления и военное дело. За годы учебы в Петербурге Сеид Алим не только в совершенстве овладел русским, но и обзавелся полезными знакомствами среди элиты российского общества. Через три года он окончил обучение и вернулся в Бухару, получив в Петербурге подтверждение статуса наследного принца Бухары. Полный титул Сеида Алим-хана — Наследник Его Высочества Бухарского Эмира.
Сеид Алим-хан был частым гостем в России. Он приезжал в Петербург трижды (1911, 1913 и 1915 годы) и, по всей видимости, планировал не только последующие визиты, но и долгосрочное пребывание в столице.
В Петербурге для него был выстроен дом на Каменноостровском проспекте, хотя пожить ему там не довелось.
Сеид Алим-хан не разделял страсти отца и редко посещал свой дворец в Ялте. Не проявлял он и ни малейшего интереса к резиденции в Железноводске. И в 1913 году,когда Россия отмечала 300-летие Дома Романовых, Алим-хан подарил свою «прелестную безделушку»-дворец в Железноводске, императорской семье.
После того как Россия вступила в Первую мировую войну, эмир стал ежегодно жертвовать «для победы» (так он писал в телеграммах царю) по 1 миллиону рублей золотом. Его рвение не осталось незамеченным. Николай Второй наградил эмира Алимхана орденами Белого орла и Александра Невского, а также присвоил ему звание генерал-лейтенанта русской армии.
Увы, несколько лет царствования последнего Эмира Бухарского были не самыми лучшими для его государства: механизмы многих новаторств, запущенные отцом, крутились еще по инерции. А сам правитель не очень-то был склонен оказывать покровительство прогрессу и наукам. В отличие от своего отца Мир-Алим удостоился самых уничижительных характеристик. О годах его правления вообще сохранилось немного свидетельств современников, и те рисуют его не с лучшей стороны: поминают леность и равнодушие, а также чрезмерную любовь к земным удовольствием. Молва приписывала ему гарем в 350 наложниц.
Последний император России Николай II и последний эмир Бухары Алим-хан вели переписку, в которой обсуждали революционные настроения в обществе. Конечно, о страшном убийстве царской семьи эмир знал. Однако нет документальных сведений о реакции Алим-хана на произошедшее. К 1920 году революция дошла и до Бухарского эмирата. Алим-хан бежал в Афганистан.
Всем известна фотография Прокудина-Горского Эмира Бухарского — в шелковом синем халате с цветами, с саблей, золотым поясом. В лице — отцовские черты, но без той одухотворенности, что была у прежнего правителя. Он еще не знает, что станет последним из эмиров Бухары, и большую часть своей жизни проведет в изгнании, будет жить милостью афганского эмира, и умрет в чужой стране.