В последний день сентября 2004 года с конвейера АвтоВАЗа сошла последняя «восьмерка». Машина, с которой начиналась целая эпоха переднеприводных моделей, оставила после себя куда больше, чем просто миллионные тиражи. О ВАЗ-2108 до сих пор рассказывают истории — часть из них верна, часть превратилась в полумифы, а некоторые вообще противоречат фактам. Попробуем разобраться, чем «восьмерка» стала для страны и какие легенды о ней живут своей отдельной жизнью.
1. На самом деле она не была первой
Чаще всего ВАЗ-2108 представляют как первый советский переднеприводный хэтчбек. Однако у «восьмерки» были предшественники. Задолго до неё в Ижевске создали модель «Иж-Комби» — автомобиль со ступенчатой задней дверью, которая по сути уже тогда повторяла концепцию хэтчбека. Споры о том, считать ли его лифтбэком или хэтчбеком, не меняют главного: по компоновке это был прямой предок будущих «европейских» форм.
А если говорить именно о переднем приводе, то здесь пальма первенства принадлежит не АвтоВАЗу. Маленький ЛуАЗ-969B имел модификацию, в которой работала только передняя ось. Пусть он не стал массовым, но факт остаётся фактом — технологически этот путь начали не в Тольятти.
2. Немецкий след: реальный, а не надуманный
Существует устойчивое мнение: создание «восьмерки» не обошлось без Porsche. Это как раз тот случай, когда легенда основана на реальности. Немецкие инженеры действительно работали над проектом: тестировали автомобиль, участвовали в доводке ряда узлов и даже разработали 1,2-литровый двигатель.
Некоторые решения перекочевали почти напрямую — например, конструкция дверных ручек удивительно похожа на ту, что стояла на Porsche 924. Вдобавок АвтоВАЗ закупил лицензии на производство массы компонентов — от рулевой рейки до синхронизаторов коробки. В итоге «восьмерка» была не иномаркой, конечно, но и не стопроцентно «внутренним» продуктом — это была коллаборация, которую тогда почти никто не называл этим словом.
3. Но дизайн всё равно наш
Парадоксально, но о дизайне сложилось противоположное заблуждение: будто бы внешность модели придумали в Porsche. На деле экстерьер целиком принадлежит отечественному дизайнеру Владиславу Пашко, а интерьер создал Владимир Губа.
Поначалу строгие прямые линии и скошенный нос воспринимались непривычно — машина быстро получила прозвище «зубило». Но со временем этот стиль стал фирменным, а сегодня многие признают: ВАЗ-2108 стареет куда благороднее некоторых своих западных сверстников.
4. «Восьмерка» как родоначальник семейства
С запуском модели началась длинная история вазовских переднеприводных машин. Но путь был непростым. Сама трёхдверная версия появилась в 1984 году, пятидверная «девятка» — лишь в 1987-м, а классический седан пришёл к покупателям и вовсе только в 1990-м.
За рубежом фантазия была куда шире: там из «восьмерки» делали кабриолеты, малотиражные модификации и даже спортивные версии. Самым известным стал бельгийский кабриолет Natacha — забавная история, поскольку изначально он назывался Natasha, но в серию пошёл с ошибкой в букве.
5. Могла ли быть своя GTI?
Оказывается, могла. В конце 1980-х компания Scaldia Volga и тольяттинский НТЦ взялись за проект Samara RSi — фактически «горячую» модификацию ВАЗ-2108. К работе подключили немецкую фирму Pichler, дизайнер Владимир Ярцев переработал внешность, добавили воздухозаборники, диски, спортивный салон.
Главное же — под капотом: двигатель на 1,6 литра с впрыском и мощностью до 130 лошадиных сил. Увы, проект так и остался прототипом. Если бы вышел в серию, мы могли бы говорить о первой советской «горячей хэтчбек-культуре».
6. Роторная легенда — для избранных
Тем не менее одна по-настоящему «заряженная» версия всё же появилась. Это редчайшая ВАЗ-2108-91 с роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415. Мощность — 140 сил, динамика — вдвое быстрее стандартной «восьмерки».
Цена была высокой, обслуживание — сложным, ресурс — скромным. Но на фоне советских реалий такой автомобиль воспринимался почти как научная фантастика. Сегодня это коллекционная экзотика.
7. Самая крутая «восьмерка», которая почти не была «восьмеркой»
На вершине необычных историй стоит Samara T3 — гоночная машина, которая участвовала в международных ралли-рейдах. Внешне она напоминала ВАЗ-2108 лишь эмблемой и формой лобового стекла. В остальном — среднемоторный прототип с полным приводом и агрегатами Porsche.
Проектом занималась французская компания Oreca для импортеров Lada. Самара T3 блистала на трассе, хотя до подиума «Дакар-ралли» так и не добралась.
8. И всё же была «боевые» разработки для гражданских
Goночный проект вдохновил создание одной из самых необычных серийных модификаций — «Тарзана». В 1998 году на свет появилась полноприводная версия, в которой кузов ВАЗ-2108 сочетался с рамным шасси и агрегатами «Нивы».
Получился своеобразный гибрид спорта, внедорожника и смелой инженерии. Изготавливали «Тарзан» небольшими партиями по индивидуальным заказам — и сегодня это одна из самых редких машин на базе «восьмерки».
ОФФТОП: Где найти качественные запчасти для ВАЗ и Нивы, которые точно подойдут? Удобный подбор по модели — на sv-parts.ru. Быстро, без лишних вопросов и с доставкой в любой регион.