Найти в Дзене
Технологии ФР

Плюсовая клемма аккумулятора

Тема статьи – плюсовая клемма аккумулятора, он же плюсовой осьминог, он же серьезный плюс на автомобиль (по мотивам «Место встречи изменить нельзя»). После нескольких статей и видео про важность правильного минуса на авто, я получил много заказов и еще больше вопросов, на которые я постараюсь ответить в данной статье. Чтобы была логика повествования, список статей и видео, и ссылками на них, будет размещен в конце статьи. Как обычно я постараюсь не углубляться в процессы, куда бегут электрончики, от плюса к минусу или обратно. Расскажу про плюсовую клемму аккумулятора и всю плюсовую систему, на основе своего опыта. Перед тем, как перейти к частностям, давайте сначала немного теории. В моей практике было три «горелых» нивы и несколько ГАЗовских авто. Причиной сгоревших проводок и к сожалению автомобилей, целиком, были явные просчеты в схемотехнике. Что к этому относится? Сечение проводов, неправильное расположение предохранителей, нагрузка нескольких потребителей на один предохранитель.
Оглавление

Тема статьи – плюсовая клемма аккумулятора, он же плюсовой осьминог, он же серьезный плюс на автомобиль (по мотивам «Место встречи изменить нельзя»). После нескольких статей и видео про важность правильного минуса на авто, я получил много заказов и еще больше вопросов, на которые я постараюсь ответить в данной статье. Чтобы была логика повествования, список статей и видео, и ссылками на них, будет размещен в конце статьи. Как обычно я постараюсь не углубляться в процессы, куда бегут электрончики, от плюса к минусу или обратно.

Проблемы

Расскажу про плюсовую клемму аккумулятора и всю плюсовую систему, на основе своего опыта. Перед тем, как перейти к частностям, давайте сначала немного теории. В моей практике было три «горелых» нивы и несколько ГАЗовских авто. Причиной сгоревших проводок и к сожалению автомобилей, целиком, были явные просчеты в схемотехнике. Что к этому относится? Сечение проводов, неправильное расположение предохранителей, нагрузка нескольких потребителей на один предохранитель. Давайте вкратце пробежимся по этим пунктам.

  • Сечение проводов. По интернету ходит табличка, в которой указана сила тока, сечение провода и температура окружающей среды. Самое крайнее сечение 16 квадратов. На мои «робкие замечания», о том, что на нивах, волгах и других наших чудесных авто, на вентиляторах охлаждения стоят с завода предохранители по 30 Ампер, от меня отмахиваются как от назойливого комара, со словами: это пусковые токи, с номинальными все в порядке. На волгах от генератора отходит силовой плюсовой провод сечением 4 или 6 квадратов. И на волго-газелевских форумах с «серьезными лицами» обсуждают вопрос, почему генератор недозаряжает аккумулятор. Потому что попробуйте на досуге вылить воду из ведра, через трубочку для коктейля. Как бы вы не изгалялись, ограничителем будет сечение трубочки.

Ребята, кроме сечения провода и допустимого тока, есть еще другие законы в этой области. В частности, закон Джоуля-Ленца, о выделения тепла в проводнике. В формуле относящийся к этому закону есть три параметра: сила тока «в квадрате», сопротивление проводника и ВРЕМЯ. Это я все клоню к тому, что, когда Вы стоите в «пробке» и вентиляторы включаются регулярно (те самые, с предохранителями на 30А), тело провода может и выдержит, а вот его изоляция нет. И тогда «здравствуй северный пушной зверек».

  • Неправильное расположение предохранителей. От чего у нас как правило срабатывает предохранитель? Или от превышения нагрузки или от короткого замыкания. А теперь давайте представим себе конструкцию. 4-5 метров провода, предохранитель посередине, большая нагрузка цепи. В случае если КЗ произойдет в первой части провода (плечо от акума до предака), он просто может загореться, а за ним и вся подкапотная коса. Вы думаете я это придумал? Нет, это схема подключения вентиляторов автомобиля нива, где плюс сначала уходит внутрь салона к блоку предохранителей, около левого колена водителя, а потом возвращается под капот. И все это проводом небольшого сечения.
  • Несколько потребителей на одном предохранителе. Применительно к слаботочным потребителям, я это допускаю. По отношению к силовым, решительное НЕТ.
  • Предохранитель цепи генератор – плюсовая клемма аккумулятора. В этом вопросе, мы в мезозойской эре. Только спустя 50 лет, после выпуска первой машины нива, в 2019 году конструкторы ВАЗа поставили под капот блок силовых предохранителей, в том числе и по цепи генератора. В начале статьи я упоминал о «погорельцах» в моей практике. В двух нивах, все началось с генератора и его провода.

Схемотехника

Не хочу изобретать что-то новое, тем паче что великим электриком себя не считаю. Посему, взял за основу, схему с Audi Q7. Прямых провода от аккумулятора идет только два: на стартёр и на плюсовую шину, на которой сидят силовые предохранители. Вся силовая проводка находится под капотом, из салона выходят только управляющие провода.

Силовая разводка Audi Q7
Силовая разводка Audi Q7

Я нарисовал две схемы, которые применяю для силовой разводки. Они в общем похожи, за исключением ветки генератора. В одном случае он приходит через предохранитель на плюсовую шину, в другом случае на через предохранитель на аккумулятор. Выбор схемы зависит от расположения элементов под капотом. В больших красных кругах обозначен: С – стартер, А – аккумулятор, Г – генератор. В маленьких кружках сечения идущих проводов. То бишь, прямой провод, соединяющий акум со стартером, имеет сечение 25 квадратных миллиметров.

Схема 1
Схема 1
Схема 2
Схема 2

Парочку слов, о номинале предохранителя на генератор. В немецкой литературе я прочитал, что он должен быть равен или мощности генератора, или номиналом на 10% больше. Пользуюсь данной формулой достаточно давно, ошибок пока не было. Не ставьте на эту ветку флажковые предохранители, только силовые. Как уже было сказано выше, в процессе работы выделяется тепло, и случается, что сама «нитка» предохранителя цела, а корпус начал расплавляться.

Плюсовая клемма аккумулятора

Плюсовая клемма, под стартер болт 8мм
Плюсовая клемма, под стартер болт 8мм

Я не стал долго думать над этим вопросом, и обратился к тому же производителю, что и в случае с минусовой клеммой. Итальянский производитель МТА. Мои требования к плюсовой клемме аккумулятора следующие: крепкое закрепление на штыре акума, усиленный контакт на стартер, надежная закрывающая крышка, покрытие клеммы, три контакта. Всему этому она отвечает. Очень похожие клеммы ставятся на французские авто, и даже изначально со встроенными предохранителями, но ценообразование не всегда адекватно.

Защита проводов

Сейчас появилось много вариантов защиты проводов. Это и гофра, и «змеиная кожа», и изолента (которая при намотке на провод становится единым целым). Я предпочитаю старую добрую гофру, но есть ряд маленьких хитростей, даже в таком простом вопросе. Кажется, чего проще, пошел в строительный магазин, купил сколько надо, и запихивай туда провода. Самый главный вопрос – материал. И это может быть: поливинилхлорид, полипропилен, полиамид, полиолефин, полиэтилен низкого давления. И если мы делаем проводку для себя любимого, то нам подходит только ОДНА. Вот такой широкий выбор)). Это полипропилен, потому как держит температуру от минус 45 до плюс 115. Давайте опять возьмем как пример, вершину конструкторской мысли, автомобиль Нива. В газовском семействе все сделано по уму, по одной стороне двигателя идет выхлоп, по другую впуск и электричество (стартер и генератор). У нивы все, с одной стороны. Стартер и генератор вообще расположены «внутри» приемной трубы и выпускного коллектора. И случаев, где провода элементарно прожигались просто не счесть. Температура с правой стороны двигателя и сама по себе не маленькая. Давайте представим себе, что провод идущий от генератора, проложили в «строительную» гофру. Верхний диапазон по температуре около 50-60 градусов. Ей уже не надо никуда прикасаться, она и так будет плавиться, и хорошо если не загорится. И еще одно важное замечание по силовым проводам, никогда не «упаковывайте» в гофру несколько проводов.

Случай из практики. Приехал к моему электрику, человек на «классике». В анамнезе (история болезни, если кто не знает): заменен генератор и силовой провод. В пробке запах горелого пластика, на ходу все хорошо. Электрик не фантик, поэтому причину нашли сразу. Провода проложили в строительной целиковой гофре и при нагревании, она начинала размягчаться, а когда остывала ее стягивало, как термоусадочную трубку. И при этом естественно «очень вкусно пахла». Еще раз заменили силовой провод, одели ПП гофру, правильно проложили, закрепили чтобы не болталась – проблема ушла.

Как заказать провода

После первых статей по «минусу», пришло много запросов, как заказать минусового «осьминога» или провода от плюсовой клеммы аккумулятора до потребителей, нужной длинны, с наконечниками, правильной гофрой и правильными «гильзами». Параметры, который мне нужны для изготовления, это длина, сечение провода и отверстия в наконечниках. То есть заказ на силовой провод должен быть сделан примерно так: сечение 16 квадратов, длина 90см, отверстия 6 и 8 мм. Как правильно измерить нужную длину? Как правило все берут или тонкий проводок или первую попавшуюся под руку «резинку от трусов» и потом сильно удивляются, чего это я наворотил. Взять надо толстую веревку или толстый силовой провод, они дадут правильные радиусы на сгибах, которые не даст тонкий проводок. Еще прошу обратить внимание на наконечники. Есть несколько сочетаний сечения провода и отверстия в гильзе. Например, для сечения 16 квадратов, могут быть гильзы 6, 8, 10, 12мм. А для сечения 35 квадратов, гильзы на крепление 6мм уже нет в природе. Конечно можно что-то где рассверлить, но это уже не классика.

Список моих статей по данной тематике:

1 Серьезный минус на авто. Часть 1

2 Серьезный минус на авто. Часть 2

3 Про аккумуляторы

4 Небольшой ролик про точки разводки минуса