Кажется, что все эти технологии остались в доисторической эпохе, но по сути всё было тем же самым: интернет уже работал, только ползал, мониторы еле вытягивали пару сотен цветов, но всё равно открывали дверь в «цифровые миры», а у самых продвинутых уже водились тачскрины, ноутбуки и даже примитивные роботы.
Очевидно, что все технологии того времени — от «железа» до первых программ и онлайновых сервисов — в одну статью не уместить, поэтому здесь только маленькая выборка.
В следующих материалах продолжим разбирать забытые технологии прошлых десятилетий. Пишите в комментариях, какие устройства, программы или сервисы, по вашему мнению, обязательно стоит включить в продолжение — возможно, именно ваша идея попадёт в следующую часть.
1. 3D Maze
3D Maze, то это была стандартная заставка в Windows 95/98: система сама «гуляла» по случайно сгенерированному лабиринту, а пользователь просто заворожённо смотрел, как камера блуждает по коридорам...
2. Universal Studios’ website (1995)
«Так выглядел фирменный сайт Universal Studios в 1995 году: один большой баннер‑карта с разделами студии, открытый в древнем браузере под Windows.»
3. Encarta Encyclopedia 99
Это экран запуска Microsoft Encarta Encyclopedia 99 — мультимедийной энциклопедии Microsoft на CD‑ и DVD‑дисках, чем‑то вроде офлайновой «Википедии» до эпохи быстрого интернета.
Программа ставилась с нескольких дисков, давала доступ к десяткам тысяч статей, карт, фото, видео и интерактивных схем, которые школьники листали вместо бумажных томов.
4. StarCraft (1998)
Это скриншот оригинального StarCraft 1998 года — культовой стратегии в реальном времени от Blizzard, где за ресурсы на карте выстраивались базы и армии трёх рас: людей‑Terran , насекомоподобных Zerg и высокотехнологичных Protoss .
На картинке как раз терранская база: видны командный центр, добыча минералов в правом верхнем углу, газовый экстрактор и набор боевой техники, которой игрок управляет через панель интерфейса внизу экрана.
5. Sony CLIÉ NR Series
Это Sony CLIÉ NR ‑серии (модель PEG‑NR70/NR70V ) — «персональный развлекательный органайзер» начала 2000‑х, работавший на Palm OS 4.1 с цветным сенсорным экраном 320×480, MP3‑плеером и фирменным проводным пультом.
У него был процессор Motorola DragonBall 66 МГц, 16 МБ памяти, слот под Memory Stick , ИК‑порт, аккумулятор Li‑Ion и даже камера в старших версиях — по тем временам почти карманный компьютер‑комбайн до эры полноценных смартфонов.
У Sony CLIÉ NR70/NR70V были органайзер (контакты, задачи, заметки, календарь), почта, рисовалка, программы‑пульты для управления домашней техникой, игры, плюс возможность ставить десятки сторонних приложений под Palm OS.
6. PowerBook G3 (1998)
Это Apple PowerBook G3 конца 90‑х — чёрный «ноутбук‑акула» серии Wallstreet , один из самых мощных портативных компьютеров 1998 года с процессором PowerPC G3 до 300 МГц, 14‑дюймовым дисплеем 1024×768 и CD‑приводом.
Изображение с акулой на экране — отсылка к рекламной кампании, где Apple хвасталась, что этот PowerBook «ест ноутбуки с Pentium на завтрак», подчёркивая его производительность на фоне конкурентов.
7. AOL CDs
Это набор установочных и рекламных CD‑дисков от старых интернет‑провайдеров вроде AOL и CompuServe, с которых в 90‑х устанавливали программу‑клиент и выходили в интернет по модему.
На каждом диске была своя акция: «100 часов бесплатно», «500 часов бесплатно», «700 часов за месяц» и т.п. — вы ставили софт с диска, звонили через телефонную линию на номер провайдера и тратили эти часы, пока модем противно пищал в трубке.
Такие CD рассылали миллионами по почте, клали в журналы и магазины, из‑за чего они превратились сначала в навязчивый мусор, а потом — в ностальгический артефакт эпохи dial‑up.
8. Blade Runner (1997)
Это кадр из компьютерной игры Blade Runner 1997 года от Westwood Studios — мрачный интерьер квартиры детектива Рэя Маккоя, прорисованный в характерной для конца 90‑х смеси 3D и prerender‑фонов.
Игра была не шутером, а детективным квестом: игрок исследовал места преступлений, искал улики, допрашивал свидетелей и с их помощью решал, кто человек, а кто репликант, приходя к одному из нескольких возможных финалов.
9. Caesar 3 (1999)
Это скрин из Caesar III (1998) — градостроительной стратегии про Древний Рим, где игрок выступает в роли наместника и строит город с домами, театрами, форумами, храмами, акведуками и амфитеатрами, одновременно следя за экономикой, настроением населения и отношениями с Цезарем.
На картинке видно типичный «расцвет» римской колонии: жилые кварталы, склады и мастерские, Колизей, бани и храмы, соединённые дорогами вдоль реки, по которым бродят «ходоки»‑служащие, разнося услуги и ресурсы по городу.
10. Bryce (1994)
Это экран программы Bryce образца середины 90‑х — одного из первых массовых 3D‑редакторов ландшафтов, который умел с помощью фрактальной геометрии «выращивать» горы, воду, небо и освещение почти в один клик.
Интерфейс делился на несколько режимов: создание объектов, редактирование, настройка неба и тумана и финальный рендер, а сами сцены строились из примитивов и процедурных текстур, после чего долго просчитывались в псевдо‑фотореалистичную картинку — как на скрине с красным «солнцем» над водой.
11. DOOM (1993)
Это экран выбора сложности из оригинального [translate:DOOM] 1993 года — шутера от первого лица от id Software, который стал эталоном жанра и разошёлся миллионами копий.
Пять уровней сложности с ироничными названиями — [translate:I'm too young to die], [translate:Hey, not too rough], [translate:Hurt me plenty], [translate:Ultra‑Violence] и [translate:Nightmare!] — регулируют количество врагов, наносимый урон и, в случае [translate:Nightmare!], скорость и респаун монстров, превращая игру в настоящий ад.
12. Лучшие игровые загрузки сайта Download.com (1996 год)
13. Napster
Napster был пиратским P2P‑сервисом для обмена MP3, запущенным в 1999 году: программа искала музыку на компьютерах других пользователей и позволяла качать треки напрямую друг у друга, фактически превратив весь мир в одну огромную музыкальную библиотеку.
14. Fallout 2 (1998)
Это окно создания персонажа из Fallout 2 (1998) — легендарной изометрической RPG про постапокалиптическую Пустошь, где героя собирали из семи параметров системы SPECIAL : Strength , Perception , Endurance , Charisma , Intelligence , Agility , Luck
15. iTunes (2001)
Это ранний интерфейс iTunes образца 2001 года — «джукбокс»‑программа от Apple с фирменным металлизированным оформлением и музыкальной визуализацией поверх логотипа компании.
Первая версия iTunes умела рипать CD в MP3, сортировать треки по плейлистам, включать интернет‑радио и показывать такие вот «жидкие» визуализации под музыку, фактически превратив Mac в домашний музыкальный центр задолго до стриминговых сервисов.
16. Southwest Airline’s website, 1999
Это ранний сайт авиакомпании Southwest Airlines под названием Home Gate — фактически «виртуальные ворота» авиалинии в интернет середины 90‑х, где в виде стойки регистрации были разложены новости, расписание, карта маршрутов и форма для связи по e‑mail.
17. Windows XP Plus! Aquarium
Это знаменитая заставка Windows XP Plus! Aquarium — улучшенная версия скринсейвера Marine Aquarium Джима Сакса, лицензированная Microsoft для набора Plus! for Windows XP
18. Accuratus Mouse Phone — оптическая мышь, которая одновременно служила телефоном для Skype.
Это гибридное устройство Accuratus Mouse Phone — оптическая USB‑мышь, которая одновременно работала как VoIP‑телефон для Skype и других интернет‑звонков: чтобы говорить, «мышку» нужно было открыть как раскладушку.
19. Half-Life (1998)
Это кадр из Half-Life (1998) — начала игры в исследовательском комплексе Black Mesa , где герой Гордон Фримен ещё без оружия, а вокруг спокойно ходят учёные‑NPC в лабораторных халатах.
Именно такие сцены с «живыми» персонажами, диалогами и скриптовыми событиями без кат‑сцен сделали игру революционной для шутеров конца 90‑х: история разворачивалась прямо перед игроком, пока он бродил по коридорам комплекса.
20. WebFerrett
Это окно программы WebFerret — настольного метапоисковика для Windows, который одновременно отправлял один запрос сразу в десяток поисковых систем (AltaVista, Yahoo, Lycos, HotBot, AOL Netfind и др.) и сводил результаты в единый список.
Пользователь вводил запрос в строку Search , а ниже получал таблицу с найденными сайтами: название, адрес и столбец Source , где было видно, из какого именно поисковика пришла каждая ссылка.
21. SimCity 2000 theme pack
Это окно Desktop Themes в Windows 95/98 с установленной темой SimCity 2000 Industrial (256 Color) — официальным паком оформления по мотивам симулятора SimCity 2000.
22. JPL’s website from 1995
Это ранняя веб‑страница Welcome to the Planets с сайта Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) середины 90‑х: в браузере в стиле Windows 3.x открыт раздел с простым HTML‑оформлением и баннером с планетами Солнечной системы.
23. Windows 98 Plus Underwater
Это рабочий стол Windows 98 с установленной темой Underwater из пакета Microsoft Plus! for Kids , которая позже попала и в стандартный набор тем Windows 98.
Тема меняла обои на подводный риф с дайвером, перекрашивала окна и панель задач в синие «морские» оттенки, заменяла иконки (например, корзину и папки) на объекты из морского мира и добавляла характерные всплески и бульканье в системные звуки, а в комплект входил и фирменный аквариумный скринсейвер.
24. IBM ThinkPad 240X with a 10.4″ screen
Это субноутбук IBM ThinkPad 240X начала 2000‑х с 10,4‑дюймовым экраном и внешним флоппи‑дисководом, подключённым через фирменный разъём — чтобы сохранить компактность корпуса, внутрь не ставили ни дискетник, ни CD‑привод.
25. Sony Aibo (1999)
Это первый коммерческий робот‑пёс Sony AIBO ERS‑110 1999 года — домашний «энтертейнмент‑робот», который ходил на четырёх лапах, вилял хвостом, реагировал на голос и касания и со временем «обучался» новым повадкам.
26. Rogue Squadron 3D (1998)
Это скрин из аркадного авиасима Star Wars: Rogue Squadron 3D (1998), где игрок в роли Люка Скайуокера водит X‑Wing и другие корабли Повстанцев, выполняя боевые задания между событиями A New Hope и The Empire Strikes Back
27. CyberSpot Internet Cafe
Это типичное интернет‑кафе начала 2000‑х: ряд мощных по тем временам десктопов с ЭЛТ‑мониторами, разделённые кабинами, где люди проверяют почту, сидят в чате и играют в браузерные игры, платя поминутно за доступ к Сети.
28. DoomEd, the DOOM mapping software from id Software
Это рабочее окно DoomEd — внутреннего редактора карт id Software под NeXTSTEP, с помощью которого в 1993‑м делали уровни для Doom , Doom II и игр на том же движке.
29. The Hewlett Packard 200LX (1994)
Это карманный компьютер HP 200LX Palmtop PC (1994) — по сути полноценный MS‑DOS‑совместимый ПК размером с толстый калькулятор: внутри процессор Intel 80186 на 7,91 МГц, 1–4 МБ ОЗУ, монохромный экран 640×240 и слот PCMCIA для карт памяти и модемов.
30. Indiana Jones and the Fate of Atlantis (1992)
Это кадр из квеста Indiana Jones and the Fate of Atlantis (1992) от LucasArts — классической point‑and‑click‑адвенчуры на движке SCUMM , которая рассказывает оригинальную историю об Индиане Джонсе и поисках затонувшей Атлантиды накануне Второй мировой
31. Tracing images in the 1980s
Это иллюстрация того, как в 80‑х «оцифровывали» картинки вручную: фото или реальный объект (яблоко) прикладывали к экрану Macintosh, обводили его в графическом редакторе мышью, а затем полученное растровое/векторное изображение отправляли на матричный принтер вроде Apple ImageWriter.
32. Setting up Windows 98
Это финальный этап установки Windows 98 : синий экран мастера показывает шаг Setting up hardware and finalizing settings , а поверх идёт окно Updating System Settings , где система прописывает драйверы, настраивает панель управления, часовой пояс и ярлыки меню Start
33. Hampster Dance
Это легендарная страничка The Hampster Dance конца 90‑х — один из первых настоящих интернет‑мемов: ряды анимированных хомячков, бесконечно «танцующих» под зацикленный ускоренный отрывок мелодии из диснеевского Robin Hood