Найти в Дзене

33 технологии прошлого, о которых вы давно забыли

Оглавление
33 технологии прошлого, о которых вы давно забыли
33 технологии прошлого, о которых вы давно забыли

Кажется, что все эти технологии остались в доисторической эпохе, но по сути всё было тем же самым: интернет уже работал, только ползал, мониторы еле вытягивали пару сотен цветов, но всё равно открывали дверь в «цифровые миры», а у самых продвинутых уже водились тачскрины, ноутбуки и даже примитивные роботы.

Очевидно, что все технологии того времени — от «железа» до первых программ и онлайновых сервисов — в одну статью не уместить, поэтому здесь только маленькая выборка.

В следующих материалах продолжим разбирать забытые технологии прошлых десятилетий. Пишите в комментариях, какие устройства, программы или сервисы, по вашему мнению, обязательно стоит включить в продолжение — возможно, именно ваша идея попадёт в следующую часть.

1. 3D Maze

-2

3D Maze, то это была стандартная заставка в Windows 95/98: система сама «гуляла» по случайно сгенерированному лабиринту, а пользователь просто заворожённо смотрел, как камера блуждает по коридорам...

2. Universal Studios’ website (1995)

-3

«Так выглядел фирменный сайт Universal Studios в 1995 году: один большой баннер‑карта с разделами студии, открытый в древнем браузере под Windows.»

3. Encarta Encyclopedia 99

-4

Это экран запуска Microsoft Encarta Encyclopedia 99 — мультимедийной энциклопедии Microsoft на CD‑ и DVD‑дисках, чем‑то вроде офлайновой «Википедии» до эпохи быстрого интернета.​

Программа ставилась с нескольких дисков, давала доступ к десяткам тысяч статей, карт, фото, видео и интерактивных схем, которые школьники листали вместо бумажных томов.

4. StarCraft (1998)

-5

Это скриншот оригинального StarCraft 1998 года — культовой стратегии в реальном времени от Blizzard, где за ресурсы на карте выстраивались базы и армии трёх рас: людей‑Terran , насекомоподобных Zerg и высокотехнологичных Protoss .​

На картинке как раз терранская база: видны командный центр, добыча минералов в правом верхнем углу, газовый экстрактор и набор боевой техники, которой игрок управляет через панель интерфейса внизу экрана.

5. Sony CLIÉ NR Series

-6

Это Sony CLIÉ NR ‑серии (модель PEG‑NR70/NR70V ) — «персональный развлекательный органайзер» начала 2000‑х, работавший на Palm OS 4.1 с цветным сенсорным экраном 320×480, MP3‑плеером и фирменным проводным пультом.​

У него был процессор Motorola DragonBall 66 МГц, 16 МБ памяти, слот под Memory Stick , ИК‑порт, аккумулятор Li‑Ion и даже камера в старших версиях — по тем временам почти карманный компьютер‑комбайн до эры полноценных смартфонов.

У Sony CLIÉ NR70/NR70V были органайзер (контакты, задачи, заметки, календарь), почта, рисовалка, программы‑пульты для управления домашней техникой, игры, плюс возможность ставить десятки сторонних приложений под Palm OS.

6. PowerBook G3 (1998)

-7

Это Apple PowerBook G3 конца 90‑х — чёрный «ноутбук‑акула» серии Wallstreet , один из самых мощных портативных компьютеров 1998 года с процессором PowerPC G3 до 300 МГц, 14‑дюймовым дисплеем 1024×768 и CD‑приводом.​

Изображение с акулой на экране — отсылка к рекламной кампании, где Apple хвасталась, что этот PowerBook «ест ноутбуки с Pentium на завтрак», подчёркивая его производительность на фоне конкурентов.

7. AOL CDs

-8

Это набор установочных и рекламных CD‑дисков от старых интернет‑провайдеров вроде AOL и CompuServe, с которых в 90‑х устанавливали программу‑клиент и выходили в интернет по модему.​

На каждом диске была своя акция: «100 часов бесплатно», «500 часов бесплатно», «700 часов за месяц» и т.п. — вы ставили софт с диска, звонили через телефонную линию на номер провайдера и тратили эти часы, пока модем противно пищал в трубке.

Такие CD рассылали миллионами по почте, клали в журналы и магазины, из‑за чего они превратились сначала в навязчивый мусор, а потом — в ностальгический артефакт эпохи dial‑up.

8. Blade Runner (1997)

-9

Это кадр из компьютерной игры Blade Runner 1997 года от Westwood Studios — мрачный интерьер квартиры детектива Рэя Маккоя, прорисованный в характерной для конца 90‑х смеси 3D и prerender‑фонов.​

Игра была не шутером, а детективным квестом: игрок исследовал места преступлений, искал улики, допрашивал свидетелей и с их помощью решал, кто человек, а кто репликант, приходя к одному из нескольких возможных финалов.

9. Caesar 3 (1999)

-10

Это скрин из Caesar III (1998) — градостроительной стратегии про Древний Рим, где игрок выступает в роли наместника и строит город с домами, театрами, форумами, храмами, акведуками и амфитеатрами, одновременно следя за экономикой, настроением населения и отношениями с Цезарем.​

На картинке видно типичный «расцвет» римской колонии: жилые кварталы, склады и мастерские, Колизей, бани и храмы, соединённые дорогами вдоль реки, по которым бродят «ходоки»‑служащие, разнося услуги и ресурсы по городу.

10. Bryce (1994)

-11

Это экран программы Bryce образца середины 90‑х — одного из первых массовых 3D‑редакторов ландшафтов, который умел с помощью фрактальной геометрии «выращивать» горы, воду, небо и освещение почти в один клик.​

Интерфейс делился на несколько режимов: создание объектов, редактирование, настройка неба и тумана и финальный рендер, а сами сцены строились из примитивов и процедурных текстур, после чего долго просчитывались в псевдо‑фотореалистичную картинку — как на скрине с красным «солнцем» над водой.

11. DOOM (1993)

-12

Это экран выбора сложности из оригинального [translate:DOOM] 1993 года — шутера от первого лица от id Software, который стал эталоном жанра и разошёлся миллионами копий.​

Пять уровней сложности с ироничными названиями — [translate:I'm too young to die], [translate:Hey, not too rough], [translate:Hurt me plenty], [translate:Ultra‑Violence] и [translate:Nightmare!] — регулируют количество врагов, наносимый урон и, в случае [translate:Nightmare!], скорость и респаун монстров, превращая игру в настоящий ад.

12. Лучшие игровые загрузки сайта Download.com (1996 год)

-13

13. Napster

-14

Napster был пиратским P2P‑сервисом для обмена MP3, запущенным в 1999 году: программа искала музыку на компьютерах других пользователей и позволяла качать треки напрямую друг у друга, фактически превратив весь мир в одну огромную музыкальную библиотеку.

14. Fallout 2 (1998)

-15

Это окно создания персонажа из Fallout 2 (1998) — легендарной изометрической RPG про постапокалиптическую Пустошь, где героя собирали из семи параметров системы SPECIAL : Strength , Perception , Endurance , Charisma , Intelligence , Agility , Luck

15. iTunes (2001)

-16

Это ранний интерфейс iTunes образца 2001 года — «джукбокс»‑программа от Apple с фирменным металлизированным оформлением и музыкальной визуализацией поверх логотипа компании.​

Первая версия iTunes умела рипать CD в MP3, сортировать треки по плейлистам, включать интернет‑радио и показывать такие вот «жидкие» визуализации под музыку, фактически превратив Mac в домашний музыкальный центр задолго до стриминговых сервисов.

16. Southwest Airline’s website, 1999

-17

Это ранний сайт авиакомпании Southwest Airlines под названием Home Gate — фактически «виртуальные ворота» авиалинии в интернет середины 90‑х, где в виде стойки регистрации были разложены новости, расписание, карта маршрутов и форма для связи по e‑mail.

17. Windows XP Plus! Aquarium

-18

Это знаменитая заставка Windows XP Plus! Aquarium — улучшенная версия скринсейвера Marine Aquarium Джима Сакса, лицензированная Microsoft для набора Plus! for Windows XP

18. Accuratus Mouse Phone — оптическая мышь, которая одновременно служила телефоном для Skype.

-19

Это гибридное устройство Accuratus Mouse Phone — оптическая USB‑мышь, которая одновременно работала как VoIP‑телефон для Skype и других интернет‑звонков: чтобы говорить, «мышку» нужно было открыть как раскладушку.

19. Half-Life (1998)

-20

Это кадр из Half-Life (1998) — начала игры в исследовательском комплексе Black Mesa , где герой Гордон Фримен ещё без оружия, а вокруг спокойно ходят учёные‑NPC в лабораторных халатах.

Именно такие сцены с «живыми» персонажами, диалогами и скриптовыми событиями без кат‑сцен сделали игру революционной для шутеров конца 90‑х: история разворачивалась прямо перед игроком, пока он бродил по коридорам комплекса.

20. WebFerrett

-21

Это окно программы WebFerret — настольного метапоисковика для Windows, который одновременно отправлял один запрос сразу в десяток поисковых систем (AltaVista, Yahoo, Lycos, HotBot, AOL Netfind и др.) и сводил результаты в единый список.​

Пользователь вводил запрос в строку Search , а ниже получал таблицу с найденными сайтами: название, адрес и столбец Source , где было видно, из какого именно поисковика пришла каждая ссылка.

21. SimCity 2000 theme pack

-22

Это окно Desktop Themes в Windows 95/98 с установленной темой SimCity 2000 Industrial (256 Color) — официальным паком оформления по мотивам симулятора SimCity 2000.

22. JPL’s website from 1995

-23

Это ранняя веб‑страница Welcome to the Planets с сайта Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) середины 90‑х: в браузере в стиле Windows 3.x открыт раздел с простым HTML‑оформлением и баннером с планетами Солнечной системы.

23. Windows 98 Plus Underwater

-24

Это рабочий стол Windows 98 с установленной темой Underwater из пакета Microsoft Plus! for Kids , которая позже попала и в стандартный набор тем Windows 98.​​

Тема меняла обои на подводный риф с дайвером, перекрашивала окна и панель задач в синие «морские» оттенки, заменяла иконки (например, корзину и папки) на объекты из морского мира и добавляла характерные всплески и бульканье в системные звуки, а в комплект входил и фирменный аквариумный скринсейвер.

24. IBM ThinkPad 240X with a 10.4″ screen

-25

Это субноутбук IBM ThinkPad 240X начала 2000‑х с 10,4‑дюймовым экраном и внешним флоппи‑дисководом, подключённым через фирменный разъём — чтобы сохранить компактность корпуса, внутрь не ставили ни дискетник, ни CD‑привод.

25. Sony Aibo (1999)

-26

Это первый коммерческий робот‑пёс Sony AIBO ERS‑110 1999 года — домашний «энтертейнмент‑робот», который ходил на четырёх лапах, вилял хвостом, реагировал на голос и касания и со временем «обучался» новым повадкам.

26. Rogue Squadron 3D (1998)

-27

Это скрин из аркадного авиасима Star Wars: Rogue Squadron 3D (1998), где игрок в роли Люка Скайуокера водит X‑Wing и другие корабли Повстанцев, выполняя боевые задания между событиями A New Hope и The Empire Strikes Back

27. CyberSpot Internet Cafe

-28

Это типичное интернет‑кафе начала 2000‑х: ряд мощных по тем временам десктопов с ЭЛТ‑мониторами, разделённые кабинами, где люди проверяют почту, сидят в чате и играют в браузерные игры, платя поминутно за доступ к Сети.

28. DoomEd, the DOOM mapping software from id Software

-29

Это рабочее окно DoomEd — внутреннего редактора карт id Software под NeXTSTEP, с помощью которого в 1993‑м делали уровни для Doom , Doom II и игр на том же движке.

29. The Hewlett Packard 200LX (1994)

-30

Это карманный компьютер HP 200LX Palmtop PC (1994) — по сути полноценный MS‑DOS‑совместимый ПК размером с толстый калькулятор: внутри процессор Intel 80186 на 7,91 МГц, 1–4 МБ ОЗУ, монохромный экран 640×240 и слот PCMCIA для карт памяти и модемов.

30. Indiana Jones and the Fate of Atlantis (1992)

-31

Это кадр из квеста Indiana Jones and the Fate of Atlantis (1992) от LucasArts — классической point‑and‑click‑адвенчуры на движке SCUMM , которая рассказывает оригинальную историю об Индиане Джонсе и поисках затонувшей Атлантиды накануне Второй мировой

31. Tracing images in the 1980s

-32

Это иллюстрация того, как в 80‑х «оцифровывали» картинки вручную: фото или реальный объект (яблоко) прикладывали к экрану Macintosh, обводили его в графическом редакторе мышью, а затем полученное растровое/векторное изображение отправляли на матричный принтер вроде Apple ImageWriter.

32. Setting up Windows 98

-33

Это финальный этап установки Windows 98 : синий экран мастера показывает шаг Setting up hardware and finalizing settings , а поверх идёт окно Updating System Settings , где система прописывает драйверы, настраивает панель управления, часовой пояс и ярлыки меню Start

33. Hampster Dance

-34

Это легендарная страничка The Hampster Dance конца 90‑х — один из первых настоящих интернет‑мемов: ряды анимированных хомячков, бесконечно «танцующих» под зацикленный ускоренный отрывок мелодии из диснеевского Robin Hood