Закат и Возрождение
Очевидно, для внимательных людей: Западный мир и Россия проживают последние годы в парадигме общества потребления.
Между тем, цивилизации уже хоронили не раз — с наступлением Миллениума, с окончанием календаря майя в 2012 году, с концом эпохи Рыб и провозглашением эры Водолея, с разговором о «квантовом скачке» в развитии человечества, с Covid-19 и теперь с войной 2022 года.
Столетие упадка
Ещё в 1910-е годы Освальд Шпенглер говорил о закате Европы.
Если отталкиваться от его расчётов, то Западный мир и Россия (за исключением периода СССР) как цивилизации, исповедующие материалистически-гедонистическую идеологию, уже как минимум сто лет находятся в стадии угасания и перехода к идеалистическому типу культуры.
Шпенглер предрекал не конец истории, а смену культурных морфологий. Кризис гедонистически-потребительского общества, является же и источником потенциальной трансформации.
Нигилизм XIX века: смерть парадигмы
Если всмотреться в 1880-1890-е годы, можно уловить предчувствие конца старого мира — не в смысле «устаревшего» или «плохого», а традиционного, «идеационального» по Питириму Сорокину, — в пророчествах Фридриха Ницше, Владимира Сергеевича Соловьёва, Дмитрия Сергеевича Мережковского, Хосе Ортеги-и-Гассета, увидевших будущее раньше других.
Говоря словами Ницше, в XIX веке умер не Бог, а парадигма — представление западного человека о Боге как о господине и о человеке как о рабе Божьем. Умерла старая картина мира.
Освобождение тела и закрепощение духа
В XX веке родился и вырос человек, разочарованный в лицемерных духовных идеалах и нашедший, как ему показалось, правду в раскрепощении тела: освобождении от комплексов, снятии культурных ограничений и запретов, в свободной сексуальной жизни, в высвобождении подавленной агрессии, в разрешении себе как человеку убивать человека масштабно и массово.
Идеолог телесно-ориентированной психологии инстинктов Зигмунд Фрейд стал глашатаем эпохи освобождения тела и чувственных желаний.
На смену человеку терпимому и выдержанному пришёл человек без пределов, без дна и без крыши: неблагодарный, непрощающий и не просящий прощения, поглощающий и вечно неудовлетворённый, заедающий и запивающий тоску по смыслу жизни, к которому стремится, но не может найти ни в границах ума, ни в границах тела.
Приход такого человека гедонистически-потребительской ориентации - это знак увядания этноса по Льву Гумилёву, и заката чувственной стадии развития цивилизации по Питириму Сорокину.
Возвращение духовности: новое понимание священного
Уже в XX веке через озарения религиозных философов к человечеству вернулось понимание, что Бог живёт не в храмах и обрядах, но в сердцах людей, независимо от их культурной и национальной принадлежности — будь ты европеец, араб, латиноамериканец, азиат. Бог живёт в многополярном мире, индивидуально — в каждом человеке на планете Земля. Как проницательно это отражено в песне "Personal Jesus".
Прорицатели и провидцы говорят о новой религии, которая объединит человечество, отменив конфессии… религии чаще разделяют человечество на «своих» и «чужих», чем сеют любовь в сердцах, не способствуют принятию непохожих.
Сейчас время переформулирования отношений между человеком и Богом и человеками между собой — от подчинения к соучастию и от власти к партнерству.
Конец холодной войны и иллюзия победы
В конце XX века появилось множество концепций о конце старого мирового порядка.
Фрэнсис Фукуяма говорил о «конце истории» после победы в битве сверхдержав либерально-капиталистической идеологии США над социалистической идеологией СССР. С тех пор победитель обрёл право формировать мировую идеологию по своему образу и подобию.
Сэмюэл Хантингтон говорил о столкновении христианской и мусульманской цивилизаций.
Карл Поппер писал об открытом обществе и его врагах.
Фридрих Хайек видел идеал развития человеческого общества в капитализме, а тупиковость развития — в социализме.
Многие политологи и социологи видят проблему развития общества и государства в опасности возникновения авторитарных и тоталитарных режимов, унифицирующих и стирающих индивидуальность, и, как правило, усматривают такие режимы в социалистических государствах.
Парадокс капиталистической унификации
Но если присмотреться внимательнее, в созданном капитализмом обществе потребления человек, идеологически воспитанный свободой выбора, в парадигме свободы удовлетворения потребностей тела, обезличивается в самом процессе потребления: унифицируется через стандартизированные вещи — unisize, unisex, uniform.
Либеральный капитализм, проповедуя индивидуальность, достигает большей унификации, чем любой социалистический режим. Идеологам приходится придумывать категории «Люкс», «Элит», «Престиж», чтобы позволить потребителю индивидуализировать себя в потреблении, выделить себя из толпы как особенного, special. Но это не подлинная индивидуальность — это симуляция особенности внутри стандартизированной матрицы.
Иллюзия выбора и раскол общества
Человек мыслит в категориях «личность» и «толпа». Вот они все — это толпа, а я — личность. «Я — выше толпы» звучит как «Я — выше других». «Я — особенный» звучит как «Я — лучший».
Общество разделилось на Элиту и на Толпу. Человек хочет выбиться в лидеры, в начальство, во власть, в элиту — как к источнику и доступу к ресурсам, «к кормушке». Но мало кто задаётся вопросом, как найти своё место в жизни, своё предназначение, взять своё, принадлежащее себе по праву, а не чужое.
Идеология человеческого достоинства
Ценность индивидуальности не имеет значения ни в социалистической идеологии, ни в либерально-капиталистической. Идеологии, в которой важен каждый человек без оговорок, без условий, без ожиданий от него и без стремлений использовать человека, до сих пор не создано.
Подчеркну: важен каждый человек не как потребитель, не как патриот, не как поддерживающий идеологию и делающий то, что правители считают «должен делать человек и гражданин». Важен каждый человек как идущий своим путём, реализующий свой потенциал, ищущий и находящий своё предназначение, как тот, кто живёт в гармонии с собой и миром, с телом и духом, с собой и Другим.
Нужна не новая идеология — слово скомпрометировано.
Нужна новая онтология, осмысление человека как вида и осознание каждым человеком самого себя во всей полноте и величине.
Другие статьи автора:
Про ценность человеческой жизни
Права человека vs Традиционные ценности
Как привлечь судью к ответственности
Потребительский экстремизм или правовая неграмотность
Госпошлина в суд 2024 | Зачем увеличили?
Как стал мировым судьей. Часть 1
Как стал мировым судьей в Москве. Часть 2
Дневник помощника судьи. День первый