Найти в Дзене

Церковь в селе Гора и ее ктитор бывший старообрядец Алексей Смирнов

Село Гора находится недалеко от города Ликино-Дулево. Исторически деревня Ликино находилась к приходу церкви села Гора, которое, в свою очередь относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии. Здесь в деревне Ликино во второй половине XIX столетия возникло ткацкое предприятие местного крестьянина Алексея Васильевича Смирнова, ставшее впоследствии одной из основ будущего города. Началось все с одной небольшой "светелки". Вот как об этом писали в советских газетах: Деревня Ликино... В семидесятых годах прошлого века сюда, в ткацкую "светелку" мироеда Смирнова стали стекаться сотни крестьян, получивших "волю" и освобожденных заодно от земли, от имущества, от средств к существованию. Каторжный труд "свободных" людей сделал в течение десятилетия Смирновых миллионщиками, "светелка" превратилась в крупное прядильно-ткацкое и красильное предприятие. Сорок восемь лет существовало до революции старое Ликино... Алексей Васильевич Смирнов родился в 1839 году в деревне Ликино в приходе Покровс
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Село Гора находится недалеко от города Ликино-Дулево. Исторически деревня Ликино находилась к приходу церкви села Гора, которое, в свою очередь относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии. Здесь в деревне Ликино во второй половине XIX столетия возникло ткацкое предприятие местного крестьянина Алексея Васильевича Смирнова, ставшее впоследствии одной из основ будущего города. Началось все с одной небольшой "светелки". Вот как об этом писали в советских газетах:

Деревня Ликино... В семидесятых годах прошлого века сюда, в ткацкую "светелку" мироеда Смирнова стали стекаться сотни крестьян, получивших "волю" и освобожденных заодно от земли, от имущества, от средств к существованию. Каторжный труд "свободных" людей сделал в течение десятилетия Смирновых миллионщиками, "светелка" превратилась в крупное прядильно-ткацкое и красильное предприятие. Сорок восемь лет существовало до революции старое Ликино...

Алексей Васильевич Смирнов родился в 1839 году в деревне Ликино в приходе Покровской церкви села Гора. Однако ни он, ни его родители в горскую церковь, тогда еще деревянную, не ходили. Они были по вере старообрядцами так называемого "поморского" согласия. Вообще вся эта местность на границе Владимирской и Московской губерний была заселена старообрядцами.

У старообрядцев не было своих епископов, однако в середине XIX века произошли важные события в истории русского раскола. Бывший греческий митрополит Амвросий перешел в старообрядчество в австрийском селе Белая Криница. Там он рукоположил первых старообрядческих епископов. Так возникла "белокриницкая" иерархия или, как ее еще называли, "австрийщина". Однако далеко не все старообрядцы признали этих новых епископов и священников.

К "австрийщине" примкнула семья старообрядца купца Якова Жарова, жившего близ села Ундол во Владимирской губернии. Алексей Смирнов из деревни Ликино хотел жениться на дочери этого купца, однако отец невесты поставил условие - Смирнов должен также признать белокриницкую иерархию. Итак, Алексей Васильевич ради этого брака около 1860 года перешел из "поморцев" в исповедание семьи невесты Татьяны Яковлевны. Вскоре такой же переход сделали и родители Смирнова.

Однако знакомые и соседи Смирновых из поморцев упрекали их за такое решение. Они были убежденными беспоповцами, и считали, что Белокриницкая иерархия возникла незаконно, в нарушение канонов. Уж лучше бы тогда Смирнов шел не в "австрийщину", а сразу в государственную церковь! Все эти сложные нюансы веры и религиозные споры заставили Смирнова более осознанно изучить, в какую же церковь нужно обратиться.

При доме Смирнова в Ликине была старообрядческая моленная, где совершали богослужения, читали духовную литературу. Смирнов стал изучать работы православных миссионеров. Некоторые из этих проповедников и сами раньше были старообрядцами, причем авторитетными начетниками, а потом перешли в православие. Это были, например, Павел Прусский или бывший "белокриницкий" епископ Пафнутий Овчинников. В те годы были опубликованы материалы профессора Николая Субботина, которые ставили вопрос о законности возникновения Белокриницкой иерархии.

Алексей Васильевич Смирнов
Алексей Васильевич Смирнов

Наконец, после многих размышлений, в 1873 году Алексей Смирнов принял решение присоединиться к Православной Церкви:

Благодать Божия озарила его, он твердо перешел в лоно Православной Церкви, через каковой шаг в нем самом, в его душевном складе, произошел как бы некоторый перелом.

И вновь, многие родственники, друзья, даже подчиненные на Ликинской фабрике стали укорять Смирнова. Один из приказчиков, старообрядец по вере, вспоминал:

Иногда высказывали и резкие слова хозяину, чем бы другой обиделся, да и держать не стал бы нас, но он все это переносил терпеливо, и через это терпение достиг того, что все семейство его и мы, трое приказчиков, и даже многие посторонние перешли в Церковь...

Жена фабриканта Татьяна Яковлевна Смирнова последовала за супругом к новому выбору веры не сразу. Она колебалась: с одной стороны ее убеждал пример и проповедь православного миссионера (бывшего старообрядца) Павла Прусского, а, с другой стороны, нравились беседы старообрядческого начетчика Ивана Зыкова из деревни Кабановой. В итоге Татьяна Смирнова организовала публичный диспут Павла Прусского и Зыкова. Слушателями этого спора стали многие знакомые Смирновых.

Эта беседа много раскрыла нам глаза - мы начали рассуждать: если Церковь не погрешает ни против Евангелия, ни против Апостола, ни против Вселенских и Поместных соборов, то это есть Церковь святая.

После обращения в православие Смирнов свои силы направил уже не только на развитие фабричного дела, но и на строительство храмов, церковно-приходских школ, благотворительных заведений. Причем он старался действовать в местности, где преимущественно жили старообрядцы. Он, можно сказать, начал целое движение по распространению православной веры среди раскольников в Богородском уезде Московской губернии, а также Покровском и Гороховецком уездах Владимирской губернии. Смирнов строил на свои средства православные или единоверческие храмы в раскольничьих селениях. География "смирновских" храмов обширна, и многие из них сохранились. Вот список этих храмов:

  • Воздвиженская единоверческая церковь в деревне Давыдовой (в с. Селине) Московской губернии Богородского уезда. Закрыта в 1920-е годы, а здание сгорело в 1996 году.
  • Богородице-Рождественская единоверческая церковь в деревне Мальково Богородского уезда. Каменный храм Смирнов строил совместно с благотворителем Патрешовым. Здание сохранилось. Сегодня церковь действует.
  • Никитская церковь в деревне Кабаново. Изначально деревянный храм был куплен из села Дубровки и перевезен в Кабаново. В советские годы храм сначала закрыли, а с 1950-х годов открыли вновь. В те годы здание церкви было обложено кирпичом.
  • Троицкая деревянная церковь в деревне Юркино Богородского уезда. Сгорела после закрытия в 1930-е годы.
  • Единоверческий храм в деревне Тараново Гороховецкого уезда.
  • Михаило-Архангельская единоверческая церковь в деревне Польцо Гороховецкого уезда. Теперь это Муромский район Владимирской области. Деревянное здание сохранилось, но в плохом состоянии.
  • Никитская церковь в деревне Дровосеки в двух километрах от станции Орехово-Зуево. На средства Смирнова каменная церковь расширена, построена колокольня, обновлено внутреннее убранство. В советские годы была закрыта, но теперь восстановлена и действует.
  • Ахтырская церковь в селе Яковлево Покровского уезда. На средства Смирнова были сделаны иконостасы и иконы. В советские годы была закрыта, но теперь отремонтирована и действует.
  • Деревянная Троицкая церковь в деревне Минино Богородского уезда. В советские годы была разобрана.
  • Богоявленская церковь в селе Перники Покровского уезда - ныне в Собинском районе Владимирской области. На средства Смирнова в церкви делался ремонт. Не закрывалась в советские годы.
  • Покровская церковь в селе Омофорове Покровского уезда - ныне в Собинском районе Владимирской области. Также на деньги Смирнова ремонтировалась. Церковь действует.
  • На деньги Смирнова также ремонтировались храмы Введенской Островской пустыни близ г. Покрова
Церковь в с. Гора
Церковь в с. Гора

Довольно внушительный список. Но, конечно, главным делом фабриканта-благотворителя Смирнова стало возведение православного храма на его малой родине - в селе Гора, в приход которого входила деревня Ликино. Здесь еще в 1876 году сгорел прежний деревянный храм. И вот на деньги Смирнова в течение почти десяти лет строился и украшался новый каменный храм. Богородице-Рождественский храм был освящен в 1886 году. Он имел два придела: Никольский и Никитский. Здесь при храме впоследствии были погребены и сам Алексей Васильевич и его супруга Татьяна Яковлевна.

Первой скончалась Татьяна Яковлевна Смирнова 25 декабря 1913 года. Жила она в Москве, поэтому и отпевали ее в московской церкви Мартина Исповедника. Возглавил службу московский викарий епископ Анастасий Грибановский. Затем тело Смирновой перевезли в село Гору и погребли при Покровской церкви. На сороковой день в местной церкви торжественно совершили заупокойное богослужение по супруге ктитора храма.

Дом А. В. Смирнова в Ликино. Автор Половцев Д. фото 1935 года. Источник: Ликино-Дулевский краеведческий музей
Дом А. В. Смирнова в Ликино. Автор Половцев Д. фото 1935 года. Источник: Ликино-Дулевский краеведческий музей

Сам Алексей Васильевич ненадолго пережил жену. Он умер 17 февраля 1915 года. Через три дня состоялось отпевание Алексея Смирнова в Москве. Затем его тело было отправлено для погребения в село Гору. 22 февраля сюда же приехал архиепископ Владимирский Алексий Дородницын и совершил в Покровском храме литургию и панихиду при гробе Смирнова. Гроб перенесли в старый дом, где он родился и провел детские годы, и служили панихиду. Причем архиерей в краткой речи упомянул, что именно в этом доме Смирнова "озарила благодать Божия на обращение в лоно Православной Церкви". Затем гроб с телом перенесли на ночь в здание церковно-приходской школы. На следующий день состоялась литургия и гроб поставили в горском храме.

Храм был переполнен богомольцами и множество народа, за невозможностью проникнуть в храм, стояло около храма в ограде, в числе присутствующих в храме было очень много лиц из администрации фабричной - местной и ореховской, а также из почтенных гостей, прибывших из Москвы.

На этой литургии служили 12 священников из разных мест Владимирской и Московской епархий. После литургии Алексей Смирнов был погребен рядом с супругой около Богородице-Рождественской церкви.

После кончины Алексея Смирнова старостой горской церкви стал его сын Василий Алексеевич Смирнов. В 1916 году была торжественно освящена икона святителя Ермогена патриарха Московского, которую изготовил Василий Смирнов в память почившего отца. Эта икона была привезена из Москвы. В село также привезли частицу мощей этого святого из Чудова монастыря. Икона св. Ермогена находилась в церкви с. Гора в иконостасе за правым клиросом Никольского придела.

Другой сын почившего Сергей Алексеевич Смирнов возглавил Ликинскую фабрику, но управлял ей недолго. После февральской революции Сергей Смирнов стал членом Временного правительства. Впоследствии эмигрировал и скончался во Франции в 1950-х годах. А Ликинская фабрика считается первой национализированной в стране. 30 ноября 1917 года (то есть всего через 23 дня после революции) вышел декрет Ленина:

Фабрику товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова при поселке Ликино Владимирской губ. со всеми находящимися при ней материалами, сырьем и прочим объявить собственностью Российской Республики.

Богородице-Рождественская церковь была закрыта через 20 лет в 1938 году. В советские годы был разорен семейный некрополь Смирновых. Остались лишь несколько надгробий их родственников.