Найти в Дзене
Arzamas

3 фильма, в которых музыка играет важную роль в сюжете

Концерт для фортепиано с оркестром №2 был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году. Рахманинов посвятил его Николаю Далю, психотерапевту, который помог композитору пережить тяжелую депрессию после провала Первого концерта. Хотя ни один из фильмов, о которых речь пойдет ниже, не связан ни с Рахманиновым, ни с историей музыки, музыкальное сопровождение и второй концерт Рахманинова играют в них важную роль. Практически весь сюжет британского фильма «Короткая встреча», снятого Дэвидом Лином, представляет собой внутренний монолог главной героини Лоры. В начале картины она сидит в гостиной, в кресле у камина, напротив мужа, уткнувшегося в газету. Затем Лора встает, включает радио и останавливается на той волне, где только начинается исполнение Второго концерта Рахманинова. Идиллическая картина уютного семейного вечера вдруг начинает казаться сомнительной: громкие тревожные аккорды навевают героине воспоминания об отчаянной влюбленности, которая внезапно ворвалась в ее размеренную жизнь. Лора
Оглавление

Концерт для фортепиано с оркестром №2 был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году. Рахманинов посвятил его Николаю Далю, психотерапевту, который помог композитору пережить тяжелую депрессию после провала Первого концерта.

Хотя ни один из фильмов, о которых речь пойдет ниже, не связан ни с Рахманиновым, ни с историей музыки, музыкальное сопровождение и второй концерт Рахманинова играют в них важную роль.

«Короткая встреча» (1945)

Практически весь сюжет британского фильма «Короткая встреча», снятого Дэвидом Лином, представляет собой внутренний монолог главной героини Лоры. В начале картины она сидит в гостиной, в кресле у камина, напротив мужа, уткнувшегося в газету. Затем Лора встает, включает радио и останавливается на той волне, где только начинается исполнение Второго концерта Рахманинова.

Идиллическая картина уютного семейного вечера вдруг начинает казаться сомнительной: громкие тревожные аккорды навевают героине воспоминания об отчаянной влюбленности, которая внезапно ворвалась в ее размеренную жизнь. Лора вспоминает, как пару недель назад случайно познакомилась с доктором Алеком Харви — симпатичным мужчиной средних лет, который, как и Лора, состоит в браке, и у него, как и у Лоры, двое детей.

Концерт, звучащий по радио все время, пока Лора рассказывает про себя их историю, становится лейтмотивом их любви. И в то же время якорем, который удерживает Лору дома, рядом с мужем. Музыка будто прорывается внутрь воспоминаний Лоры, и зритель слышит ее то как внутрикадровую (то есть звучащую во время уже произошедших событий), то как закадровую, будто играющую в голове героини. В какой-то момент муж отвлекает Лору от мыслей, прося чуть убавить громкость радио.

«Весна на Заречной улице» (1956)

-2

В советском фильме «Весна на Заречной улице» лейтмотивом становится не второй концерт Рахманинова, а песня «Когда весна придет, не знаю» в исполнении актера Николая Рыбникова. Он же играет в фильме роль Саши Савченко, сталевара, ударника труда и заядлого прогульщика вечерней школы. Но все меняется с появлением учительницы Татьяны Левченко. Саша влюбляется в нее, и посещение занятий обретают для него смысл.

Наблюдение за сближением героев в фильме очень занимательно: это борьба двух сильных характеров, которые неосознанно стремятся найти точки соприкосновения, но вместо этого постоянно натыкаются на разительные отличия между друг другом.

В одной из сцен Савченко приходит в комнату к Татьяне. По радио в это время начинается трансляция Второго концерта Рахманинова. Татьяна поглощена музыкой. Она сидит за столом около радиоприемника лицом к окну и смотрит куда-то далеко. Ее улыбающееся лицо, блестящие от наслаждения глаза высвечены полоской цвета. Не в силах сдержать переживания прекрасного, Татьяна, забывшись, мнет рукой маленький букетик цветов на столе.

Савченко в это время сидит за ее спиной, но его переживания совсем иные. Он слышит музыку, но она не может пробиться внутрь него. Ему это произведение кажется слишком недоступным — недоступным, как и сама Татьяна. Он по обыкновению закуривает папиросу, но затем смущенный — то ли от неловкости ситуации, то ли от осознания своей чуждости внутри пространства этой музыки — рассеивает руками выпущенный дым и тушит папиросу.

Заслушавшаяся концертом Татьяна уже не замечает, как Саша выходит из комнаты, разочарованный будто самим существованием Рахманинова, его концерта и тем ,что он, Сашка Савченко, ни до того, ни до другого пока не дотягивает.

«Зуд седьмого года» (1957)

-3

Ричард Шерман, главный герой фильма Билли Уайлдера «Зуд седьмого года», работает книгоиздателем карманных книг. Он уверен, что продать можно даже скучную классическую литературу, главное — подача. Например, на обложке книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт можно просто увеличить вырез платьев героинь, и продажи сразу пойдут в гору. Подобно тому, как он приукрашает обложки скучных, на его взгляд, книг, он приукрашает и свои воспоминания, боясь признаться себе в том, что его жизнь на самом деле очень скучна.

Во время летней жары он отправляет свою жену с сыном на отдых, а сам остается в городе. Прямо над его квартирой поселяется очаровательная молодая блондинка. Она роняет с балкона горшок с томатным кустом прямо на террасу Ричарда. Герой, вместо того, чтобы предъявить счет за испорченную мебель, приглашает ее спуститься и выпить с ним пару бокальчиков. На что соседка, к удивлению Ричарда, сразу же соглашается.

Ричард начинает спешно готовиться к приходу гостьи. Он тщательно подбирает саундтрек для их небольшой вечеринки и в итоге ставит пластинку Рахманинова в проигрыватель.

Герой воображает, как соседка спускается по лестнице в блестящем вечернем платье с тигровым принтом. Видит, как она подходит к роялю, на котором стоит канделябр с горящими свечами. За роялем сидит он сам, в темно-малиновом костюме, играя Второй концерт. И от этой музыки у девушки бегут по коже мурашки.

На деле все происходит совсем по-другому. Соседка спускается к нему не в тигровом вечернем платье, а в легком розовом домашнем костюме, и музыка Рахманинова не производит на нее ожидаемого эффекта: девушка опознает в ней классическое произведение по принципу отсутствия слов.

Фрагменты из Второго концерта Рахманинова после этой сцены еще не раз будут возникать в фильме, подчеркивая томление героя из-за неосуществимости его фантазий. А для его новой знакомой главным объектом желания становится кондиционер, которого так не хватает в квартире этажом выше, посреди раскаленного Манхеттена.

Именно в этом фильме можно увидеть иконическую сцену, в которой, вырвавшись из подземной вентиляции, поток воздуха приподнимает струящуюся белую юбку Мэрилин Монро. Но это жест не соблазнения, а охлаждения, которого так жаждет героиня.