Найти в Дзене

Фильм "Авиатор": не ходите бестрепетно

Уж сколько раз твердили миру... Точнее, твердила я себе: не смотри, никогда не смотри фильмы по любимым книжкам! Вероятность того, что фильм понравится, стремится к нулю, будто функция к асимптоте. Но "Авиатор" посулил ту самую вероятность: Водолазкин - в авторах сценария, Хабенский - в главной роли... Иди-ка бестрепетно, сказала я себе. Начать нужно с главного: фильм не по одноименному роману Евгения Водолазкина, а скорее по мотивам книги. Это развязывает руки: исследовать киноленту можно как самостоятельное произведение, не боясь задеть горячо любимого писателя. Этим и займемся, без оглядки на роман. Кто не смотрел - не читайте статью, будут сплошные спойлеры. Итак, 2026 год. Гениальный ученый Константин Гейгер (Константин Хабенский) вместе с молодой красивой женой Анастасией (Дарья Кукарских) исследует скрытое на Соловках подземное пространство, где заморожены другим гениальным ученым в начале XX века 13 узников лагерей. Одного из этих "лазарей" (под таким кодовым названием проход

Уж сколько раз твердили миру... Точнее, твердила я себе: не смотри, никогда не смотри фильмы по любимым книжкам! Вероятность того, что фильм понравится, стремится к нулю, будто функция к асимптоте. Но "Авиатор" посулил ту самую вероятность: Водолазкин - в авторах сценария, Хабенский - в главной роли... Иди-ка бестрепетно, сказала я себе.

Яндекс.картинки
Яндекс.картинки

Начать нужно с главного: фильм не по одноименному роману Евгения Водолазкина, а скорее по мотивам книги. Это развязывает руки: исследовать киноленту можно как самостоятельное произведение, не боясь задеть горячо любимого писателя. Этим и займемся, без оглядки на роман. Кто не смотрел - не читайте статью, будут сплошные спойлеры.

Итак, 2026 год. Гениальный ученый Константин Гейгер (Константин Хабенский) вместе с молодой красивой женой Анастасией (Дарья Кукарских) исследует скрытое на Соловках подземное пространство, где заморожены другим гениальным ученым в начале XX века 13 узников лагерей. Одного из этих "лазарей" (под таким кодовым названием проходит эксперимент) удается вернуть к жизни. Это авиатор Иннокентий Платонов (Александр Горбатов).

Замах авторов фильма грандиозен: поговорить они хотят о вечности, о времени (недаром компания, в которой трудится Гейгер, носит имя "Кронос"), о любви и покаянии. Но сводится все к незамысловатому любовному треугольнику. В психологе Анастасии Платонову мерещится его возлюбленная Анастасия Воронина из прошлого. Впрочем, кроме внешнего сходства и интереса к Платонову двух девушек не связывает ничего. Анастасия Гейгер, в свою очередь, увлекается мрачным и одухотворенным образом меланхоличного Платонова с мечтательными слезами на ярко-голубых глазах. Такого, не от мира сего. Не то что муж - гений естественных наук. От взаимного интереса у Анастасии остается старинный медальон на память и ребеночек в животе.

Игра актеров, включая моего любимого Хабенского, плоская. Красивая Дарья просто красиво смотрит, красиво играет уголком рта, красиво занимается любовью с мужем и красиво ему изменяет. Грустный Платонов большую часть фильма грустно смотрит. Чувства между всеми героями максимально неубедительные. За что можно зацепиться в фильме?

Как ни странно, мне понравилось то, как Платонов предстает в качестве ненадежного рассказчика. Весь период его молодости показан через призму его озарений. Отсюда - возвышенные и максимально приятные Воронины, нарочитая хрустобулочность детских воспоминаний, до банального тупой, примитивный представитель пролетариата Зарецкий (Антон Шагин), сервиз "кобальтовая сетка", невозможный в чаепитии 20-х годов прошлого века, как предсказание гибели Анастасии в блокаду... Прекрасное прошлое, которого больше нет и которое возродить невозможно даже с воскресением Платонова.

Еще одно достоинство фильма - красота его картинки. Визуально все очень приятно. Можно даже не следить за повествованием, не вслушиваться в диалоги - просто смотреть. Тем более, что фирменное книжное "Иди бестрепетно" прозвучало буквально в пустоту. К чему это сказал один авиатор другому в фильме? Непонятно.

Финал у фильма открыт. Авторы говорят зрителю - прошлое должно оставаться в прошлом, а жить нужно настоящим. Со своими родными и любимыми. Пусть даже в животе у них сидят чужие дети от 120-летних мужчин (извините, не удержалась).

Ну а главное достоинство фильма в том, что после его просмотра возникает желание перечитать великолепный роман Евгения Водолазкина. И попытаться найти в нем все то, что так и не сумели, к сожалению, показать на экране.