В феврале 1894 года сорокадевятилетнего профессора физики университета Вюрцбурга Вильгельма Конрада Рентгена выбирают ректором университета. Для Рентгена это событие стало закономерным продолжением успешной административной карьеры. Которая началась в 1871 году с работы на кафедре в университете Цюриха. Впрочем, надолго Рентген в Цюрихе не задержался. И за двадцать три года административной карьеры будущее светило науки сменило аж шесть университетов. От Страсбурга до Вюрцбурга. Что бы в последнем университете наконец-то достигнуть пика своей, так сказать, "научной карьеры".
Приблизительно в то же время, когда Рентген возглавил университет Вюрцбурга, в другом университете в городе Бонн в физическом институте под руководством Генриха Герца занимался исследованиями молодой учёный Леонард Филипп. Первое открытие, сделанное Леонардом Филиппом и по сей день, носит его имя. В 1892 году ему удалось объяснить, почему капельки воды, в водопаде падают на землю не сплошной струёй, а как капли дождя. Причиной была электризация этих капелек в процессе трения. Каждая из них несла свой отдельный заряд. Отталкивавший её от других капелек. Этот эффект и сейчас носит имя его первооткрывателя Филиппа Леонарда.
Другим научным направлением деятельности Филиппа Леонарда стало исследование катодных лучей. Интерес к катодным лучам у Филиппа Леонарда возник после прочтения в 1880 году (тогда ему было 18 лет) статьи английского физика Леонарда Крукса "Лучистая материя. Или четвёртое физическое состояние". И вот теперь, спустя одиннадцать лет, Филипп Леонард занимался усовершенствованием трубок, дававших излучение, названное в работе Вильгельма Крукса лучистой материей. Для исследования "лучистой материи" Крукс создал электронно-лучевую трубку собственной конструкции. С помощью, которой ему удалось выделить новые химические элементы Талий, а спустя 20 лет Гелий.
Работая под руководством Герца, Филипп Леонард усовершенствовал трубку Крукса. Филипп Леонард удалось создать трубку, излучение из которой можно было направить на любую поверхность или вещество, через небольшие отверстия.
С помощью трубки своей конструкции Филипп Леонард направлял её излучение на золотую фольгу. Пытаясь понять физическую природу "лучистой энергии".
Помимо работы в лаборатории Филипп Леонард часто ездил с лекциями по университетам других немецких городов. На которых демонстрировал опыты со своей трубкой. Просто. Доступно. Наглядно. Однажды с такой лекцией Филипп Леонард побывал и в университете Вюрцбурга. В марте 1894 года. Показав свои потрясающие опыты один из которых состоял в том, что трубку направляли на лист золотой фольги. С другой стороны от которой стоял экран. На котором появлялась картинка в виде волнистых расплывчатых кругов и полос, не имевшая тогда научного объяснения. Теперь то мы знаем, что это была интерференция рентгеновского излучения, проходившего через структуру золотой фольги. В дальнейшем данное явление стали использовать в исследовании структуры металлов.
По окончании своей лекции Филипп Леонард лично подарил один из действующих образцов трубки своей конструкции присутствовавшему на лекции президенту университета Вюрцбурга - Рентгену.
Дальше история известна многим. Рентген "любил" засиживаться" в лаборатории допоздна и "случайно", когда ушли всего его подчинённые, поднёс руку к трубке Филиппа Леонарда. И получил за эту случайность нобелевскую премию по физике в 1901 году за исследование катодных лучей. Однако Рентген ни где и ни разу не обмолвился и словом о том, что трубку для его "открытия" сделал, к возмущению последнего, Филипп Леонард.
Но не одними обидами жил немецкий физик. Он упорно продолжал свои эксперименты. В ходе которых, в 1900 году Филипп Леонард обнаружил эффект зависимости напряжения, возникавшего в золотой фольге от воздействия на неё света, от цвета этого самого света, которым освещали фольгу. В последствии этот эксперимент Филиппа Леонарда позволил открыть внешний фотоэффект, за объяснение физической природы которого в 1921 году получил нобелевскую премию Альберт Эйнштейн. А значимость — это открытия такова Филипп Леонард такова, что и сейчас оно используется в матрицах наших смартфонов и видеокамер.
В 1903 году эксперименты с исследованием облучения катодными лучами золотой фольги навели Филиппа Леонард на мысль, что атом не является "неделимым", а состоит из других различных частиц. Основываясь на своих наблюдениях 1901 году Филипп Леонард предложил одну из первых моделей атома.
Хотя эта модель и оказалась ошибочной, но Леонард Филипп впервые в истории физической науки посмотрел на атом не на как единое целое, а как на частицу, состоящую из других частиц. Тем самым, создав почву для открытий Резерфорда и работ Бора.
Так зачастую бывает в жизни учёного, когда его идея, пусть и ошибочная, становиться основой для дальнейшего продвижения науки.
Но, помимо ошибок, немецкий физик сделал много выдающихся открытий. Что по достоинству оценил нобелевский комитет. Вручивший 1905 году Леонард Филипп заслуженную Нобелевскую премию по физике за исследования катодных лучей.
Казалось бы, после всех жизненных перипетий жизнь немецкого учёного должна наладится. А карьера пойти в гору. Но только спустя восемь лет после вручения нобелевской премии, сменив несколько кафедр в различных университетах Германии, в 1913 году Филипп Леонард создал и возглавил Радиевый Институт при Гейдельбергском университете. Однако спокойно проработать на этой должности учёному удалось всего год. Начавшаяся в 1914 году Первая Мировая Война не позволила продолжить учёному продолжить свои исследования с радием. Впрочем, как показала дальнейшая история, к счастью для всего человечества.
Нельзя сказать, чтобы начало войны огорчило Филиппа Леонарда. Вместе со всей Германией учёный пережил так называемое "Августовское переживание" и испытывал колоссальный патриотический подъём. Пережил уверенность в том, что война будет недолгой и закончится победой Германии. В сентябре 1914 года Филипп Леонард был в числе подписантов "Манифеста девяносто трёх" В этом манифесте утверждалось, что Германия и её народ не несут ответственности за начало войны. Что Кайзер Вильгельм Второй на протяжении всех двадцати шести лет своего царствования, предшествовавшего началу первой мировой войны, был пацифистом. И ведётся эта война ради защиты культурного наследия (Канта, Баха, Гёте) немецкой нации. Война, в которой семьдесят миллионов немцев самоотверженно будут сражаться до победного конца против орд негров и монголов. Под данным манифестом среди подписей девяносто трёх деятелей немецкой науки и культуры, стояла подпись не только самого Филиппа Леонарда, но и Макса Планка (Та самая постоянна Планка из квантовой физики) и Пауля Эрлиха (микробиолога, открывшего первый антибиотик) и Фрица Гебера (химик, получивший первые азотные удобрения и создатель газа Иприт).
В войну денег, к счастью потому что мы знаем дальнейшую историю, на радиевый институт практически не выделялось. И Филипп Леонард сосредоточился на написании своего учебника по физике. В котором он попытался обобщить весь уровень знаний физики, которым обладала физическая наука его времени. Много разделов данного учебника было посвящено новейшим достижениями физики начала 20 века. Квантовой механике и Теории Относительности. За написанием этого учебника прошли долгие четыре года второй мировой войны.
Но, вот война закончилась. Филиппу Леонарду исполнилось 56 лет. Германия подписала унизительный Версальский мирный договор. По которому Германия была обложена выплатой огромного количества репараций. На время трагических событий в жизни страны пришлись и личные трагедии в жизни учёного. Спустя два года после окончания войны, умер единственный сын учёного. А в пламени гиперинфляции охватившем Веймарскую республику в начале 20ых году, сгорели все сбережения Филиппа Леонарда. Германию всё это время лихорадило. Политические трения не обошли стороной и радиевый институт, которым руководил Филипп Леонард. Убеждённый сторонник монархии Филипп Леонард неоднократно подвергался травле своих студентов, придерживавшихся левых взглядов. Всё это привело к тому что, как и многие немцы, Филипп Леонард обратил свои взоры на национал-социализм. С 1922 года учёный начинает регулярно публиковаться в "Великогерманской газете" - периодическом издании нацистов. А в 1924 году Филипп Леонард первый раз встречается с Гитлером.
В это же время резкому изменению, хотя это можно уподобить мутации, подверглись и научные взгляды Филиппа Леонарда. Он стал категорическим противником квантовой физики и теории относительности. А с приходом нацистов ко власти, Филипп Леонард стал одним из авторов так называемой "арийской физики". И одним из самых титулованных учёных третьего рейха. Радиевый институт, директором которого он был долгие годы, был переименован в его честь. Как и гимназия где учился выдающийся физик. Вот так, на старости лет, Филипп Леонард наконец-то получил то признание, которое по мнению немецкого физика, он заслуживал.
Чем обернулось для старого человека это признание, я думаю, напоминать не стоит. Крахом страны. Бомбёжками. Оккупацией Германии странами победительницами. Военные власти, которых, только из уважения к заслугам и преклонному возрасту Филиппа Леонарда, который умер в 1947 году, не стали подвергать его денацификации. Однако в 1945 году гимназию, названную в его честь, переименовали, а институт просто закрыли. Так что сегодня имя Филиппа Леонарда носит только кратер на обратной стороне Луны.
Вот так в жизни одного учёного физика сплелись подъём до самых вершин интеллектуального творчества. И старость. И падение в бездну самых ужасных убеждений и варварства. Судить такого человека сложно. Ведь историю пишут победители. И многим учёным из победившего лагеря тоже можно поставить много чего в вину. А вклад Филиппа Леонарда в науку всё-таки перевешивает всё что он натворил на старости лет.