Водный мир (1995)
Бюджет: 175 млн.$ Кассовые сборы: 264.2 млн.$
"Водный мир" студии Юниверсал потерпел крах в прокате, оставив за собой
гигантскую дыру в кошельках боссов студии. Вереница происшествий и
производственных неприятностей, с переносом съемок, привели к тому, что
бюджет ленты возрос многократно - с 90 до 175 миллионов, баснословная как
для тех лет сумма, сделавшая "Водный мир" одним из самых дорогих
проектов в истории. Главная звезда фильма Кевин Костнер, который до
начала съемок хвалил тезку режиссера Кевина Рейнольдса, в ходе съемок
разругался с ним, студия вышвырнув гражданина Рейнолдса, стала на
сторону Костнера, который в сжатые сроки заканчивал съемки сам. Критики
приняли фильм крайне негативно, утопив в морской бездне основную часть
сюжета, назвав его растянутым и скучным, ругали потешных персонажей с
диалогами из проходного ситкома. Фильм получил 4 номинации на Золотую
малину. На Западе признание к картине пришло позже. У нас же с момента
показа на телевидении и выпуском пиратских видеокассетах с авторским
переводом Гаврилова и Визгунова "Водный мир" сразу же попал в перечень
любимых фильмов очень многих зрителей.
Ронин (1998)
Бюджет: 55 млн.$ Кассовые сборы: 70,7 млн.$
Звездный актерский состав во главе с Робертом Де Ниро, Жаном Рено и
Шоном Бином, неплохая сюжетная задумка, и ее воплощение, не являются
гарантом успеха в прокате. Доказано режиссером Джон Франкенхаймером и
студией United Artists, которую критиковали за выбор режиссера с
труднопроизносимой фамилией, раздутый бюджет, и неправильное время
премьеры. Мол, опоздали лет так на пять, ведь западный зритель к тому
времени подобным кино уже наелся до отвала. Это спорное утверждение
совершенно не котировалось у нас, где "Ронин" стал завсегдатаем показов
на телеэкранах, а так же был хитом в эпоху видаков и кассет. В эпоху
интернета фильм получил поддержку от зрителей, в виде положительных
рецензий и высоких оценок на популярных сайтах. Так же спустя годы
"Ронин" попал в список недооцененных и незаслуженно провалившихся
фильмов в мировом прокате.
Бойцовский клуб (1999)
Бюджет: 63 млн.$ Кассовые сборы: 101 млн.$
Постановку Дэвида Финчера будут называть гениальной, фильм
попадет в поле зрение теоретиков и надолго пропишется в их разборах. Он будет возглавлять списки и рейтинги в жанре и прочно обоснуется среди
лидеров ведущих сайтов. Так на имдб у фильма оценка 8,8 баллов
и почти 2,5 миллиона проголосовавших. А на Кинопоиске в топ 250, "Клуб»"
с оценкой в 8,7 баллов (более миллиона проголосовавших) занимает
высоченное 5-е место, и сдавать позиции явно не собирается. Но все это
будет позже, а в год премьеры «Бойцовский клуб» рухнул в мировом
прокате. Эдвард Нортон прямым тестом обвинил в прокате студию, мол не
захотели вложиться в рекламную компанию. Почему? Им не понравилось
показанное в фильме насилие, а договориться с Финчером не получилось,
Дэвид сохранил в постановке спорные моменты, в итоге недополучил в
раскрутку картины. Подсобили доблестные кинокритики, сейчас-то они фильм
хвалят, но в год премьеры большинство рецензий были негативными.
Итог мы знаем: студия просчиталась, а "Бойцовский клуб" нашел своего зрителя и по сей день оставаясь в ранге лучших киноработ в жанре.
Трасса 60 (2001)
Бюджет: 10 млн.$ Кассовые сборы: 570 тыс.$
Фильм-притча, умело объединивший в себе фантастику, приключения,
детектив, фэнтези и драму. С великолепным актерским составом. Ленту
массово будут хвалить зрители и суровые критики, высокие
оценки "Трасса 60" будет получать регулярно, в 2007 году займет свое
место в ТОП 250 лучших фильмов на Кинопоиске, где будет оставаться 17
долгих лет. Но все это великолепие будет многим позже, в год премьеры
картина оказалась на задворках зрительского интереса, в кинотеатрах США
собрали 8,5 тысяч долларов. Повторный прокат в конце года в
Европе лишь подытожил ужасающее фиаско. Да прокат был ограниченный, а рекламная компания слабой, но не столько же, чтобы фильм, который впоследствии станет завсегдатаем списков и рейтингов как образец в жанре, оставил за собой в кинотеатрах пустые места. Объяснение этому жуткому краху в прокате не нашли ни боссы студии, ни вездесущие аналитики, ни зрители, которые смотрели фильм спустя годы после премьеры и кайфовали от сюжетного драйва, атмосферы легендарной трассы, класснейшего образа Гэри Олдмана и звездных камео Майкла дж. Фокса, Курта Рассела и Кристофера Ллойда.
13-й воин (1999)
Бюджет: 185 млн.$ Кассовые сборы: 61,7 млн.$
Сложный подготовительный процесс, трижды переписанный сценарий,
более чем 2,5 года производства фильма, бюджет, который рос как на
дрожжах, щедрая рекламная компания. Боссы студии сделали все возможное
для успеха картины. Но реалии оказались суровыми, в прокате фильм
провалился так, что отдавало неприятным звоном в зубах студийных
заседателей. Насыщенные приключения героя Антонио Бандераса в год
премьерного показа оказались неинтересны массовому зрителю. Критики
словно сорвавшись с цепи ругали фильм, разбивая вдребезги сценарий и
постановку Джона МакТирнана (режиссера снявшего такие популярные фильмы
как "Крепкий орешек" и "Хищник"). Наши же зрители, уже после показа
картины в кинотеатрах, приняли фильм весьма благосклонно, ныне у
киноленты 7,4 балла на Кинопоиске при подавляющем большинстве
положительных отзывов.
Факультет (1998)
Бюджет: 28 млн.$ Кассовые сборы: 40,2 млн.$
Возрождение молодежных ужастиков в 90-е начиналось с кинолент
"Крик", "Я Знаю что вы сделали прошлым летом" и "Факультет", к написании
истории для всего трио приложил руку сценарист Кевин Уильямсон, вот
только в отличие от основного дуэта фильмов, "Факультет" провалился в
мировом прокате. И хотя постановка Роберта Родригеса была довольно тепло
принята ворчавшими критиками, кинотеатры народ не заполнил. При том, что
Родригес толково и в тему объединил жанры: фантастики, триллера,
детектива, ужасов и с молодежным юмором попал в яблочко. Но не помогло,
при бюджете в 15 миллионов и грандиозной рекламной компании в 30
миллионов зеленых "Факультет" собрал 40 миллионов. В причинах неудачи
называли рекламную компанию рассчитанную на американскую аудиторию,
тогда как зарубежная компания была откровенно слабой. Так же наличие
сильных фильмов-конкурентов, на которых шли массово в 1998 году в
кинотеатры. У нас же "Факультет" быстро попал в топы просмотров в
массовых показах на телевидении, где ленту Родригеса казалось, закупали
все отечественные киноканалы. Наша молодежная аудитория приняла фильм,
без сомнений и колебаний определив "Факультет" в категорию
"Рекомендовано к просмотру".
Бегущий по лезвию (1982)
Бюджет: 28 млн.$ Кассовые сборы: 40,2 млн.$
Культовый статус могут получить фильмы, которые в год премьеры, не
понял и не принял зритель, и уничтожили в своих отзывах киноэксперты.
Да и такое бывает, доказано Ридли Скоттом и его «Бегущим по лезвию». С
самого начала картину преследовали производственный хаос, расхождения во
взглядах на сюжет и персонажей между студийными заседателями,
режиссером и актерами, отклонения от съемочного графика из-за часто
переписываемого сценария. Сюжет и диалоги менялись, студия противилась,
Скотт спорил сними, съемки затягивались, итоговый материал не приняла
публика на тестовых показах, пришлось снова переснимать и доснимать.
«Студийные войны» с Ридли закончились тем, что боссы не решились
вкладываться в рекламную компанию, в итоге в 1982 году это кино
оказалось ненужным массовому зрителю, а кинокритики сплясали румбу на
костях безнадежного пациента, массово закидав постановку гнилыми
помидорами. Но с годами многое изменилось и чуткий глаз киноманов
определили «Бегущего» в ранг недооцененных и культовых работ,
опередивших время и ставших классикой жанра.
Заплати другому» (2000)
Бюджет: 67 млн.$ Кассовые сборы: 55млн.$
Тот случай когда когда создатели фильма, все вроде бы сделали
правильно, это и производственный бюджет, который увеличили с 20 млн. до
40 млн. долларов, грамотный маркетинг, на который щедро выкатили 27
миллионов, ну и сама история, которая была душевной, хорошо снятой и
показанной зрителям. Актеры крупного голливудского калибра не подвели,
как всегда уверенный и харизматичный Кевин Спейси, убедительная до
дрожжи в киноманских сердцах Хелен Хант и молодой талант Хейли Джоэл
Осмент. Так что же пошло не так? Душевных историй в Голливуде хватает и у
местных зрителей есть свои фавориты, а конкурировать с крупнобюджетными
монстрами у такого фильма - шансов нет. От фильма веет наивностью и добротой 60-х, а американский зритель к 2000-м уже наелся подобным и приоритеты сменились. Вот так и рухнуло - это душещипательное кино в прокате, очень напоминавшее великолепный советский мультфильм "Просто так". Лента получила признание многим позже. Фильм провел долгое время в Топ 250 Кинопоиска, сейчас у картины 80% положительных отзывов от наших зрителей.
Остров головорезов (1995)
Бюджет: 98 млн.$ Кассовые сборы: 10 млн.$
Задолго до "Пиратов Карибского моря" режиссер Ренни Харлин снял
свою пиратскую масштабную киноэпопею с грандиозными тратами, большой
рекламной компанией и ожиданиями, которым суждено было разбиться о риф
зрительского игнора. Причинами провала называли: слабый, недоработанный
сценарий, ошибочный выбор режиссера (очевидно, Ренни Харлина в Голливуде не все любят), решение сделать главным героем женщину - высокую и видную
Джину Дэвис сокращенный хронометраж (изначально продолжительность фильма была более трех часов), откровенно слабую рекламную компанию за пределами США. Но а наш зритель не особо вдавался в тонкости маркетинга и проката, и со временем принял фильм Харлина благодушно. В лучшие времена на Кинопоиске у "Острова головорезов" была оценка в 7,2 балла. Полагаю, прокатчики с удовольствием бы разменяли высокие оценки на заполненные кинотеатры, но увы не судьба, в год выхода зритель фильм не принял. В итоге один из самых жутких кассовых провалов в истории кинематографа .
Нечто (1982)
Бюджет: 15 млн.$ Кассовые сборы: 20 млн.$
Сейчас в это трудно поверить, но один из самых атмосферных
фильмов, с напряженным сюжетом, интригой, леденящим ужасом,
рухнул в прокате. В год премьеры постановку Джона Карпентера разорвала в
клочья стая волков-критиков, фильм даже поучил номинацию на антипремию
Золотая малина. Так же в минус успеха картины сыграло то, что
американский зритель к тому времени насытился научной фантастикой и
фильмами ужасов. А в рекламной компании «Нечто» представляли как
очередной ужастик, где группа людей будет противостоять очередному
«внеземному чудищу» с другой планеты и это сыграло в минус зрительского
интереса. Да и сама рекламная компания фильма была слабой и прошла в
режиме «эконом», ведь боссы Юниверсал не поверили Карпентеру и побоялись
вкладываться в раскрутку леденящей саги. Признание к фильму пришло
позже, в частности у наших зрителей, когда в эпоху пиратского проката
фильм был очень популярен в салонах, где зритель получил свою порцию
адреналинового ужаса из снежной Антарктиды.