Современные информационные технологии активно проникают в образование, охватывая все его уровни и виды. Общее образование уже давно системно использует интерактивные технологии, опираясь на такие ресурсы как Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник и другие. Дополнительное образование, в частности, музыкальное, значительно меньше оснащено интернет-курсами и меньше опирается на них. Традиционно обучение игре на музыкальном инструменте считается «ручной работой» и предпочитает личный контакт учителя и ученика. А вот обучение музыкально-теоретическим предметам, в частности, сольфеджио, вполне можно проводить с помощью интерактивных технологий, как и обучение любому теоретическому предмету, например, математике. И, конечно, такие ресурсы есть. Можно разделить их следующим образом: на вспомогательные средства для обучения в ДМШ и те, по которым пользователи интернета самостоятельно изучают предмет. Например, педагоги теоретики хорошо знакомы с интерактивными обучающими ресурсами (ЭОР) для ДМШ издательства «Музыка», они есть и в ДМШ г-к Кисловодска, где работает автор.
Это комплект электронных учебников по всем музыкально-теоретическим дисциплинам, которые можно использовать как в уроках, так и для домашних заданий. Существуют также такие ресурсы, как «Интерактивное сольфеджио», «Сольфеджио без слёз» и многие другие, которые предлагают детям различные цифровые пособия в игровой форме.
Эти пособия мы также используем либо как часть урока (наша школа оснащена интерактивными панелями), либо на перемене, что значительно повышает интерес детей к предмету, создаёт радостный соревновательный настрой и, как следствие, способствует быстрейшему усвоению тем по сольфеджио. Ученики, проведя в классе два часа на теоретических занятиях (60 минут сольфеджио, перемена и 40 минут слушания музыки), не хотят уходить с уроков.
Но основным предметом рассмотрения нашего доклада являются не эти пособия. С вспомогательными средствами для обучения в ДМШ всё благополучно. Они разрабатываются специалистами и ученики их используют, что называется, под наблюдением специалистов. Проблемы возникают с теми курсами сольфеджио, которые предназначены для самостоятельного обучения музыке пользователей интернета.
В наши дни трендом стало обучение взрослых людей игре на музыкальном инструменте с нуля. Немало сведений об этом собрано на наших интернет-каналах, о которых речь впереди. Вот лишь одно признание: «Купил инструмент я только в 74 года. И тогда каждый Божий день по 20-30 минут я учился играть на своем любимом, даже вожделенном, инструменте. Сейчас мне 82. Играю и Романс Шостаковича к «Оводу», и Серенаду Шуберта, и Колыбельную Моцарта». Конечно, без музыкальной грамоты и сольфеджио в этом случае не обойтись. Не всегда взрослому ученику удаётся найти учителя музыки, да и средства не у всех есть. Во многих музыкальных школах есть общеразвивающие программы, предназначенные для обучения взрослых, но далеко не во всех. И тогда возникает проблема поиска системных и качественных интернет-курсов как по игре на инструменте, так и по теории.
Среди платных курсов есть две разновидности: это курсы с годовой подпиской (весьма дорогостоящие) на таких ресурсах как, например, GetCourse. Сошлёмся на школу игры на гитаре Pimaschool(в которую входят уроки теории Анны Виленской). А также курсы с ежемесячной подпиской (весьма щадящей) на ресурсе Boosty. Сошлёмся на школу игры на фортепиано Евгении Торжковой (LaLa Lady), куда также входят теоретические курсы.
Среди открытых бесплатных каналов, например, на YouTube требованиям системности и качества, на наш взгляд, отвечают только «Сольфеджио. Шаг за шагом с Натальей Юговой, а также «Music school by sisters OFFICIAL». Замечательный канал «Музыкальный онлайн колледж» предназначен именно для уровня среднего образования. Если будут указаны другие качественные источники для ДМШ, автор будет очень благодарен. Учитывая сегодняшнее замедление YouTube, следует заметить, что зачастую авторы популярных каналов дублируют свой контент на отечественных площадках, таких как Дзен, RuTube, VK.
К большому сожалению, великое множество бесплатных обучающих каналов на всех интернет-площадках не отвечают требованиям системности и особенно качества. Зачастую их создают люди с низким уровнем музыкально-теоретического образования. Статьи Википедии по вопросам музыкальной теории также грешат множеством ошибок. Если вы откроете, например, таблицы по интервалам в интернете, вы не найдете почти ни одной правильной! Проверено лично. Причиной такого положения вещей, на наш взгляд, являются «ножницы» между наличием фундаментального образования, педагогической зрелости автора и владением интернет-технологиями. Первое традиционно требует возрастной зрелости, второе считается прерогативой молодости. К сожалению, преподавателей с фундаментальным музыкально-теоретическим образованием в наших ДМШ мало. Да и что греха таить, те, кто им обладает, где бы они ни работали, зачастую считают деятельность в интернет-пространстве чем-то «низким». Проверено и выстрадано автором на себе. Всё вышеизложенное приводит к такой ситуации, что взрослый человек, решивший обучаться музыке по бесплатным ресурсам, оказывается один на один с морем некачественной продукции интернета. Именно просьбы о помощи наших взрослых учеников, а также их поддержка, побудили нас взяться за съёмки видеоуроков и создание обучающих курсов не только по фортепиано, но и по сольфеджио.
Автор доклада закончила Санкт-Петербургскую консерваторию дважды, оба раза с красным дипломом: в 1991 году как пианистка, в 1997 как теоретик. Дипломная работа была написана на кафедре теории, критики и практики исполнительского искусства под руководством проф. С.М.Мальцева, по теме «Комплексная методика развивающего обучения в фортепианных классах ДМШ». В настоящее время, имея 35 лет педагогического стажа в системе ДМШ, преподаёт фортепиано, сольфеджио, орган, историю театрального искусства. С 2022 года, пройдя онлайн-курсы обучения блогерской деятельности, создала 5 обучающих каналов. Это каналы с названием «Музыкалка Татьяны Брунько» на YouTube, Дзен, ВКонтакте,
«Кисловодское соло Татьяны Брунько» в Telegram и страница на Boosty «Татьяна Брунько: музыка для вас».
Суммарная аудитория наших каналов составляет без малого десять тысяч человек. Наш авторский блог на Boosty по поисковому запросу входит в Топ-10 интернет-курсов по сольфеджио. А среди курсов сольфеджио на самой платформе Boosty занимает первую строчку и является практически единственным системным курсом по этому предмету на платформе.
К сегодняшнему дню на наших каналах размещено два законченных курса. «Музыкальная грамота и сольфеджио для взрослых с нуля» содержит 40 видеоуроков и охватывает темы от написания нот первой октавы до обращений доминантсептаккорда. Курс включает как теоретические уроки, так и практические по обучению навыку пения нот с листа и развития ладового слуха, по построению интервалов и аккордов, по слуховому анализу. Есть и контрольные уроки. Курс «Фортепиано для взрослых с нуля» содержит 20 видеоуроков первоначального этапа. Его задача – восполнить недостаток педагогического репертуара для начального обучения взрослых. Он основан на наших авторских самых лёгких переложениях хитов как классической, так и популярной музыки. Особенностью его является показ непосредственно самого процесса обучения, то есть, запись живых уроков с учениками. «Продвинутый курс сольфеджио» содержит на данный момент 8 уроков и находится в процессе создания. Среди его тем «Английские буквенные обозначения звуков и тональностей», «Модальные лады», «Модальность и тональность»/
Большую проблему в настоящее время составляет монетизация обучающих каналов, то есть, оплата труда учителя-блогера, автора видеоуроков. Поскольку в YouTube монетизация на территории России отменена, Дзен не продвигает и не оплачивает видеоконтент, а ВКонтакте даже блогеры-миллионники затрудняются наладить заработок, остаётся только косвенная монетизация. То есть, видеоуроки, размещённые на каналах, служат способом привлечения аудитории на закрытый платный ресурс, каковым является наш авторский блог на Boosty. Уроки в открытом доступе несколько сокращены, хотя и содержат достаточно материала, чтобы составить полноценный образовательный курс. На Boosty же к урокам теории в полном виде добавлены бонусные уроки для подписчиков, которых нет в открытом доступе. В них мы иллюстрируем применение некоторых элементов музыкального языка в музыке разных композиторов. Их темы: «Выразительность интервала секунда» (знакомство с музыкальной риторикой), «Выразительность интервала кварта», Применение квинтового круга в музыке», «Выразительность трезвучий», «Использование обращений трезвучий», «Выразительность интервала тритон». К чисто теоретическим урокам прилагаются их конспекты, домашние задания, а также ключи для проверки. К некоторым урокам созданы автором карточки Quizlet. К урокам фортепиано прилагаются ноты наших авторских самых лёгких переложений хитов, а также фонограммы второй партии для исполнения в ансамбле. Для подписчиков нашего блога Boosty существует закрытый чат в Telegram, где мы отвечаем на вопросы, собираем статистику о начальном уровне образования подписчиков, интересующих темах, а также о том, какие именно площадки приводят подписчиков на Boosty. Несмотря на замедление, лидером среди таких площадок остаётся YouTube.
В наших видеоуроках сольфеджио мы постоянно напоминаем пользователям интернета о необходимости использовать для обучения только надёжные высокопрофессиональные источники. Мы постоянно рекомендуем базовые учебники теории: Т.Вахромеева «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио» М., Музыка, «Теория музыки» Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ, под ред. Т.С.Бершадской СПб, Композитор. Отсылаем к статьям «Музыкальной энциклопедии» М., Советская энциклопедия, рекомендуем и другую литературу по темам уроков. Для общего музыкального развития настоятельно рекомендуем ученикам книгу О.Леоненковой «50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки» М., АСТ.
Автор доклада будет рад любым контактам по его теме.
Наш электронный адрес: lady.brunko@mail.ru
YouTube канал: https://www.youtube.com/@musicalkaTBrunko
Дзен канал: https://dzen.ru/tbrunko
ВКонтакте: https://vk.com/musicalkatbrunko
Telegram: https://t.me/music6626
Авторский блог Boosty: https://boosty.to/tbrunko