Невероятные судьбы экспонатов, о которых вы не знали.
Здравствуйте вновь, мои дорогие любители странствий!
Мы с вами продолжаем наше путешествие по залу Средних веков в Пушкинском музее. В первой части мы бродили в Итальянском дворике, разгадывали библейские сцены на старинных немецких воротах и любовались улыбкой ангела и ее подобием.
Теперь пришло время заглянуть в самое сердце коллекции, пойдемте скорее к подлинным старинным сокровищам.
Рака – самый ценный экспонат
В центре зала стоит, пожалуй, самый ценный экспонат – рака. В готические времена, если сохранялись мощи святого, их помещали в драгоценный реликварий. Вспомните, как выглядят готические храмы-базилики: легкие стены, цветные витражи, устремленные ввысь своды. Все мысли и молитвы летели к небесам. В Средние века скульптуры были вписаны в саму архитектуру храма, были ее составляющей частью.
Здесь уже мы видим отдельно стоящие скульптуры, стиль изменился. Эта рака – копия, изготовленная в 1909 году.
Оригинал этого собора СЕНТ ГЕРТРУД, увы, погиб в Бельгии во время войны, его разбомбили немцы. Чудом уцелевший гипсовый слепок – вот все, что от него осталось. Он невероятно хрупкий, его даже боялись перевозить на выставки. Говорят, иностранные гости, приезжая в музей, первым делом спрашивали как пройти именно к нему. После нашей поездки в Бельгию в 2016 году эта история отзывается во мне особенно остро, хотя мы не были в Нивеле.
Подлинники: золото Византии и техника ваксики
Спускаемся на первый этаж, где собраны подлинники. Например, выставка византийских монет, среди которых есть золотые солиды императоров Константина и Юстиниана.
Но главное – это иконы.
Самые древние христианские иконы хранились в монастыре на горе Синай в Египте. Мы были рядом с горой Синай, на конференции в Эйлате (Израиль), и помню то чувство благоговения перед древностью.
Техника создания древних икон – энкаустика – письмо расплавленными восковыми красками. Отличительная черта византийского искусства – отрешенность от телесного. Образы плоские, а Христос всегда смотрит на нас фронтально, прямо в душу. Его взгляд кажется таким, что он видит каждого из нас.
Одежды Христа – всегда определенных цветов: красный (символ крови и жертвы) и синий (цвет небес). Эти иконы писали на золотом фоне, который создает ощущение бесконечного, божественного пространства. А белые штрихи – так называемые «пробелА» – кажутся свечением, идущим изнутри образа.
А вот сцена Благовещения в православной традиции. На этой иконе видны все слои, дерево, на него клеили мешковину на рыбий клей (из косточек осетра) и наносили побелку, по которой писал мастер краской растертой с яичным желтком (темперой).
Мария держит в руках моток пурпурной, драгоценной шерсти.
Пурпур, который добивали из моллюсков, был цветом императоров. По преданию, Мария вытянула жребий среди 6-ти девушек и должна была ткать именно пурпурную нить для завесы храма, что предопределило ее судьбу как Царицы Небесной.
Есть старинная удивительная икона «Устюжское Благовещение», которая хранится в Третьяковской галерее. На иконе Архангел и Дева Мария, держащая в руке пурпурный моток пряжи, от которого тянется ниточка, выписывающая у нее на груди контур тела младенца Христа. И это начало XII века, написана икона в Великом Новгороде.
Мозаики: настоящее золото и эффект мерцания
А теперь подойдем к главным жемчужинам – подлинным мозаикам. Вот «Мадонна»,
что когда-то находилась на фасаде древней базилики Святого Петра в Риме (той самой, что стояла до нынешнего собора).
Мы были в Риме в 2023 и видели это величественное место!
Созданы эти мозаики не только из цветного камня, но и из тессер – кусочков цветного стекла и золотой смальты. Смальта – это когда между двумя слоями стекла запечатывают настоящий сусальный листок золота. Если рассмотреть вблизи, поверхность кажется неровной, бугристой.
Но это – гениальная находка мастеров! Свет падает на эти неровности и, отражаясь, создаёт божественное, живое, мерцающее сияние. Эффект потрясающий!
Сокровища Сан-Марко: подлинники из Венеции в Москве
А теперь — самое удивительное! В зале Средневековья живут не только копии, как, например, великолепные мозаики с императорами Юстинианом и Феодорой из Равенны, но и гордость музея — подлинные византийские мозаики XIX века из собора Сан-Марко в Венеции!
Помните, в первой части я рассказывала о Четвертом крестовом походе, в результате которого разграбили Константинополь, и о том, как несметные сокровища, включая тех самых коней, уплыли в Венецию?
Собор Сан-Марко украшали византийские мастера, создавая свои шедевры.
Но как же эти подлинные мозаики оказались в Москве?
Все дело в воде и времени. Венеция медленно, но верно уходит под воду, и её памятники страдают от сырости.
В XIX веке часть мозаик в притворе собора Сан-Марко стала разрушаться, и кусочки цветного стекла — тессеры — начали осыпаться на головы прихожан. Было решено спасти бесценные оригиналы, созданные в XIII веке: решили изготовить их точные копии. На изготовление ушло целых 10 лет, ведь старались соблюсти все старинные технологии. Но история сделала новый виток: когда в Венеции нашли способ укрепить оригинальные мозаики XIII века на месте, необходимость в замене отпала, и у нас в Москве остались на вечное хранение подлинные сокровища, видевшие расцвет Венецианской республики. И все это благодаря главному меценату музея — Юрию Нечаев-Мальцеву, на чьи средства (2/3 от всей суммы!) был построен Пушкинский музей!
Помните, в первой части я рассказывала об этом?
Будучи владельцем стекольной мануфактуры в Гусь-Хрустальном, он понимал ценность мозаичных работ. Он выкупил эти подлинные мозаики XIX века за баснословную сумму и подарил их музею. Это был один из первых и самых великолепных подарков будущей коллекции!
Оригинальные мозаики оказались в музее и благодаря другим меценатам и собирателям.
Например, мозаичную икону «Голова Мадонны» XIII века приобрел в антикварной лавке коллекционер Савостин.
А самая древняя мозаика здесь – Святой Иосиф VIII века – тоже из старой базилики Святого Петра.
В сцене Рождества Иосиф сидит удрученный: его жена, непорочная Дева Мария, ждет ребенка… мы видим этот момент тяжелого раздумья. Хорошо, что ангел ему во сне все объяснил…
Финал дня: какао брют и тарталетка с голубикой
После такого погружения в историю, после разговоров об императорах, восстаниях и святынях, душа и тело просили тепла и уюта. Наш день закончился в чудесном кафе «Святой Антип».
Мы присели за столик, заказали чашечку согревающего какао брют и ароматную тарталетку с голубикой.
Наполнились впечатлениями, обсудили увиденное. И я подумала: как же прекрасно, что мы, путешественники со стажем, можем вот так, в тишине, соединить в единую картину и свои воспоминания о поездках, и новые знания, полученные в музее. День действительно удался.
Продублирую здесь ссылку на первую часть, где мы ходили по музею как «по городам и странам, ранее посещенным». И как в голове складывался архитектурно-исторический географический пазл.
Дорогие мои, а что связывает вас с вашими путешествиями? Поделитесь своими историями, мне очень интересно!
#пушкинский музей #гмии #гмии пушкина #средневековье #мозаики византии #византийские мозаики #рим италия #средневековое искусство #собор святого петра #венеция #собор сан марка венеция