Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона). СССР, 1979–1986. Хождение по мукам. СССР, 1977.Цыган. СССР

Хождение по мукам. СССР, 1977. Режиссер Василий Ордынский. Сценаристы Василий Ордынский, Олег Стукалов—Погодин (по одноименному романа Алексея Толстого). Актеры: Ирина Алфёрова, Светлана Пенкина, Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Инна Гулая, Георгий Бурков, Андрей Юренев, Александр Пашутин, Лаймонас Норейка, Александр Лазарев, Сергей Никоненко, Николай Ерёменко, Лев Дуров, Анатолий Борисов, Юрий Каюров, Николай Афанасьев, Владимир Гостюхин, Михаил Голубович, Николай Засухин, Семён Морозов, Лидия Федосеева— Шукшина, Георгий Светлани, Ролан Быков, Александр Филиппенко, Константин Григорьев, Анна Каменкова, Зиновий Гердт, Готлиб Ронинсон и др. Премьера на ТВ: 19 октября 1977.

Режиссер Василий Ордынский (1923–1985) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Сверстницы», «Человек родился», «Тучи над Борском») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая популярного телесериала «Хождение по мукам»).

По сравнению с экранизацией романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» в трактовке Григория Рошаля (1899—1983) сериал Василия Ордынского более масштабен, многофигурен, внимателен к деталям. На мой взгляд, несмотря на все идеологические обертоны, присущие советскому кино, «Хождение по мукам» Василия Ордынского и сегодня смотрится значительно интереснее, чем одноименный российский сериал в постановке Константина Худякова. Я уже не говорю об актерском ансамбле: у Василия Ордынского он очень силен.

Вскоре после премьеры этого сериала литературовед и кинокритик Лев Аннинский (1934—2019) писал, что здесь режиссер «Ордынский любит вещи, он показывает материальную базу культуры, но именно база культуры, а не бытовые натюрморты. Уходит из этой культуры идея, умирает её душа – и распадется всё. Остаются вещи, предметы. Женщина становится красивой вещью, не более – вот откуда «выставочная» элегантность С. Пенкиной в роли Кати. Распадается старая культура – кому нужно тогда укоренённое в Рощине чувство долга, чести? – вот откуда суховатая механичность, переданная М. Ножкиным в этой роли, — та самая «инерция», которая гонит героя сквозь муки до тех пор, пока он не находит свой путь к возрождённой Родине, к её новой культуре, потому что вне культуры духовной, душевной, бытовой, эстетической, поведенческой, государственной – человек немыслим. Это и есть тема Ордынского: трагически обновляющаяся, очищающая себя в революционном огне, возрождающаяся культура. Революционная буря воссоздана на экране не так, не такими средствами, к которым приучило нас кино. Мы больше привыкли, пожалуй, именно к буре, метели, стихии, к потокам, в которых отдельный человек не всегда и различим. Кино как искусство выдвинуло своим первоначальным героем массу – об этом много писали гении советского кино при его зарождении. … В. Ордынский прослеживает это рождение новой культуры в муках хаоса. Больше всего ненавидит он анархическую разлюли—малину, где в человеке всплывает низменное. Не отсюда ли образ Махно: никакой «романтик» и ничего «ужасного» — слегка опухшее лицо, элементарные рефлексы, — жутковатая обыкновенность, решившаяся на крайнюю жестокость. В Ордынском вообще вызывает неприязнь, страх и ненависть «размазанные» души, склонные к истерии и декоративной душевной широте, вроде Сорокина. Он любит в человеке структуру и собранность, потому что так и только так созидается культура» (Аннинский, 1978).

Эта экранизация до сих пор любима многими зрителями:

«Пожалуй, лучший фильм о гражданской войне. Именно как о событии планетарного масштаба, повлиявшей на судьбы мира и России и танком проехавшейся по человеческим судьбам... Местами, да не сочтите за кощунство, фильм даже глубже романа Алексея Толстого. … При большом желании на фильм можно было навесить ярлык — "белогвардейщина". На редкость симпатично изображён Деникин (Юрий Горобец). Страшен, но по-своему логичен Дроздовский. Точно выписаны бойцы Добровольческой Армии — кто-то шёл, как мученик, бороться за идею, кто— то мечтал «перевешать всех этих»... И красные не лучше — фанатики Рублёв (Николай Ерёменко) и Соколовский, расчётливый Чугай (Константин Григорьев своей игрой явно намекает на Дыбенко), карьерист Беляков (Николай Засухин)... Свирепо жестоки белые, расстреливающие пленных. Не менее жестоки красные, живьём сжигающие на костре офицера... А снималось-то всё в 1970-х! Сейчас так смогут? Сильно сомневаюсь. Ни актёров не осталось, ни режиссёров. … Особо хочется отметить Ирину Алфёрову и Светлану Пенкину. Сыграв сестёр Булавиных, актрисы выложились даже не на сто, а на триста процентов» (М. Кириллов).

«Фильм просто великолепный, недавно просмотрели его не отрываясь. Собирались смотреть по одной серии в день, но не выдержали. Женские роли сыграны просто великолепно. Да! Трудно превзойти самого себя. Не смогли потом также сильно играть. Впрочем, это многие артисты» (Владимир Н.).

«Замечательная экранизация, фильм совершенно не растянут. Разве в трех сериях можно вместить столько событий и героев, показать широкое историческое полотно, людей разных сословий? Все-таки Толстой написал роман—эпопею. А если оставить одно действие, то, конечно, фильм приобретет динамику, но вот захочет ли кто-нибудь его тогда смотреть? Без философских размышлений о судьбе России получился бы тривиальный приключенческий фильм с красивыми барышнями и офицерами, этакое американское кино. Пенкина и Алферова играли замкнутых в своем горе красивых аристократок, и со своей ролью вполне справились. Актеры в фильме не должны «играть». Театральная игра, с многочисленными эмоциями на лице и экспрессивными жестами, была лишь на заре кино в музыкальных комедиях. Актеры в фильме подобраны блестяще. … По фильму можно учить историю, снято очень интересно, без пафосных батальных сцен» (Крит).

-2

Цыган. СССР, 1979. Режиссер Александр Бланк. Сценаристы: Александр Бланк, Наталья Калинина, Радий Кушнерович, Анатолий Калинин (по одноименному роману Анатолия Калинина). Актеры: Клара Лучко, Михаил Волонтир, Алексей Никульников, Ольга Жулина, Нина Русланова, Майя Булгакова, Матлюба Алимова, Леонид Неведомский, Владимир Заманский и др. Премьера на ТВ: 18 августа 1980.

Режиссер Александр Бланк (1938—2000) поставил восемь полнометражных фильмов и сериалов. Предпочитая работать на телевидении, он запомнился массовой аудитории по «Цыгану» и «Возвращению Будулая».

Приступая к экранизации мелодраматического романа Анатолия Калинина «Цыган», Александр Бланк хорошо понимал, что соперничает с «Цыганом» (1967) Евгения Матвеева. И здесь очень важен был выбор актера на главную роль, который смог бы затмить харизматичного матвеевского цыгана, столь понравившегося зрителям. Выбор Бланка оказался снайперским: Михаил Волонтир (1934—2015) полюбился массовой аудитории (особенно, конечно, женщинам) с первых же кадров сериала.

Кинокритик Анастасия Крайнер считает, что сериал «Цыган» несколько идеализировал «облик кочевого народа. Кроме того, нельзя не заметить в фильме явной пропаганды. Зрителю внушали, что цыгане ничем не отличаются от прочих советских граждан: тот же Будулай прекрасный кузнец, его сын поступает в конце в военное училище. В общем, настроение фильм передавал такое: нечего цыганам кочевать, пора им привыкать к цивилизации. Однако это не сделало кино хуже, просто привнесло общую тональность того времени. … В целом фильм Бланка получился очень добрым, по-советски наивным, зато акцентирующим внимание на общечеловеческих ценностях: любви, дружбе, справедливости... «Цыган» — это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней — на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным. «Цыган» — кино про человека, который несмотря ни на что выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь. «Цыган» — это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда дороги обратной нет. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего» (Крайнер, 2009).

Многие сегодняшние представители старшего поколения по-прежнему в восторге от этой дилогии Александра Бланка:

«Спасибо за добрый светлый фильм. Смотрела в юности с огромным удовольствием, пересматриваю и сейчас, когда мне уже сорок, есть собственные дети. Любовь и разлука в этой картине не ходят одна без другой, но как любовь главных героев не похожа на любовь из новомодных картин, в том числе и одноименного сериала "Любовь и разлука". В "Цыгане" нет интимных сцен, но искренности чувств в каждом эпизоде больше чем во многих современных картинах якобы " про любовь". Хочется сказать " Браво" Кларе Лучко и Михаю Волонтиру за веру в мужчину и женщину. Душевно, сердечно. Верила в юности, верю и спустя четверть века главным героям и их любви» (Очиститель).

Киновед Александр Федоров

-3

Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона). СССР, 1979–1986. Режиссер Игорь Масленников. Сценаристы: Владимир Валуцкий, Юлий Дунский, Валерий Фрид, Игорь Масленников Юрий Векслер (по рассказам Артура Конан Дойля). Актеры: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зелёная, Борислав Брондуков, Игорь Дмитриев, Николай Караченцов, Борис Клюев, Мария Соломина, Николай Крюков, Виктор Евграфов, Светлана Крючкова, Евгений Стеблов, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Олег Янковский, Ирина Купченко, Алла Демидова, Сергей Мартинсон, Виктор Проскурин, Павел Кадочников, Сергей Шакуров, Леонид Куравлёв, Иннокентий Смоктуновский, Александр Романцов, Елена Сафонова, Лариса Гузеева, Светлана Смирнова, Марис Лиепа, Владимир Татосов и др.

Режиссер Игорь Масленников (1931-2022) известен, прежде всего, по многосерийному детективу о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, хотя его «Зимняя вишня» (позже превратившаяся в сериал) тоже в свое время была весьма популярна у зрителей.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» не зря часто называют лучшей экранизацией детективных рассказов Артура Конан Дойля. В этом телефильме главные роли мастерски сыграны Василием Ливановым и Виталием Соломиным. А Игорю Масленникову удалось создать на экране неповторимый мир «старой доброй Англии», одновременно изысканно стилизованный и фактурно убедительный.

Кинокритик Эльга Лындина (1933-2022) отмечала, что «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» «Масленников снимал всё как бы чуть-чуть не всерьез, предлагая зрителям совместную занимательную игру с разгадками. И зрители охотно в нее включались, как включаются по сей день. … Режиссер вновь блеснул в выборе актеров. В каждом из фильмов о сыщике кроме нескольких постоянных персонажей появлялись великолепные исполнители» (Лындина, 2010: 293).

Киновед Александр Шпагин писал, что Игорь Масленников «сочинил вкусный и уютный мир с его игрушечной чопорностью, источающей незамутненное очарование милой патриархальности, но объяснить феномен сериала лишь стилизаторскими умениями режиссера и отменными актерскими работами не получится. Да, случающиеся в этом мире преступления не более чем приправа к его комфорту, как чесночный соус к баранине, но повествование о них, выдержанное в диккенсовском регистре, с наглядностью раздвигает ножницы меж временем нынешним и минувшим. И ностальгия по ушедшему выражала крепнувшую — и угаданную тогда Игорем Масленниковым — общественную нужду в уюте и комфорте, в стабильности и уверенности в завтрашнем дне; нашу тягу к «устаревшим» моральным ценностям и надежду на то, что дружба, любовь и благородство суть не пустые слова. Мы испытывали острую нехватку того самоощущения, каким наделил Игорь Масленников великого сыщика. Видимо, все вышесказанное и есть истинные причины славы, доставшейся создателям сериала, в то время — любимого, ныне — культового. Россыпь анекдотов о Холмсе и Ватсоне — самый верный признак культовости. Да и в Туманном Альбионе его герои были признаны своими» (Шпагин, 2001).

Тем читателям, которые интересуются подробным анализом «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», я от души рекомендую статью киноведа Александра Седова «Её величество экранизация» (Седов, 2019).

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — по-прежнему один из любимых сериалов зрителей XXI века:

«Гениальный фильм. Ни один английский Шерлок Холмс не сравнится с нашим. Василий Ливанов — лучший Шерлок Холмс. В роли Ватсона тоже никого не представляю кроме Соломина» (Анастасия).

Киновед Александр Федоров

Список «100 самых популярных советских телефильмов и сериалов»

12 стульев. 1976. Марк Захаров

31 июня. 1978. Леонид Квинихидзе

Адъютант его превосходительства. 1969. Евгений Ташков

Американская трагедия. 1981. Марионас Гедрис

Ах, водевиль, водевиль... 1979. Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Батальоны просят огня. 1985. Александр Боголюбов, Владимир Чеботарев

Безымянная звезда. 1978. Михаил Козаков

Берегите женщин. 1981. Александр Полынников, Виктор Макаров

Благородный разбойник Владимир Дубровский. 1988. Вячеслав Никифоров

Богач, бедняк. 1982. Арунас Жебрюнас

Большая перемена. 1973. Алексей Коренев.

Бумбараш 1971. Николай Рашеев, Абрам Народицкий

В поисках капитана Гранта. 1985. Станислав Говорухин

Вариант «Омега». 1975. Антонис Воязос

Вас вызывает Таймыр. 1970. Алексей Коренев

Вечный зов. 1973–1983. Владимир Краснопольский, Валерий Усков

Визит к Минотавру. 1987. Эльдор Уразбаев

Возвращение Будулая. 1985. Александр Бланк

Волшебный фонарь. 1976. Евгений Гинзбург

Вся королевская рать. 1971. Наум Ардашников, Александр Гуткович

Вызываем огонь на себя 1964. Сергей Колосов

Гардемарины, вперед! 1987. Светлана Дружинина.

Гостья из будущего. 1984. Павел Арсенов

Государственная граница. 1980-1988. Борис Степанов, Вячеслав Никифоров, Геннадий Иванов

Д’Артаньян и три мушкетёра. 1979. Георгий Юнгвальд–Хилькевич

Два капитана. 1976. Евгений Карелов

Джек Восьмёркин – «американец». 1986. Евгений Татарский

Дневной поезд. 1976. Инесса Селезнева

Дни Турбиных 1976. Владимир Басов

Долгая дорога в дюнах 1981. Алоиз Бренч.

Дуэнья. 1978. Михаил Григорьев

Жизнь Клима Самгина. 1988. Виктор Титов

Здравствуйте, я ваша тетя. 1975. Виктор Титов

Зеленый фургон. 1983. Александр Павловский

Золотая мина. 1977. Евгений Татарский

И это все о нем. 1978. Игорь Шатров

Ирония судьбы, или С легким паром! 1975. Эльдар Рязанов

Как закалялась сталь 1973. Николай Мащенко

Капитан Немо. 1975. Василий Левин

Кортик. 1973. Николай Калинин

Красное и черное. 1976. Сергей Герасимов

Крах инженера Гарина. 1973. Леонид Квинихидзе

Кто поедет в Трускавец? 1977. Валерий Ахадов

Летучая мышь 1978. Ян Фрид

Майор "Вихрь". 1967. Евгений Ташков

Маленькие трагедии. 1979. Михаил Швейцер

Мертвые души. 1984. Михаил Швейцер

Место встречи изменить нельзя. 1979. Станислав Говорухин

Михайло Ломоносов. 1986. Александр Прошкин.

Мы, нижеподписавшиеся. 1981. Татьяна Лиознова

Мэри Поппинс, до свидания. 1983. Леонид Квинихидзе

Небесные ласточки. 1976. Леонид Квинихидзе

Николай Вавилов. 1990. Александр Прошкин

О бедном гусаре замолвите слово. 1980. Эльдар Рязанов

Обыкновенное чудо. 1978. Марк Захаров.

Овод. 1980. Николай Мащенко

Опасный поворот. 1972. Владимир Басов

Операция «Трест». 1967. Сергей Колосов

Открытая книга. 1977-1979. Виктор Титов

Отпуск за свой счет. 1981. Виктор Титов

Отцы и дети. 1983. Вячеслав Никифоров

Ошибка Тони Вендиса. 1981. Василе Брескану

По семейным обстоятельствам. 1977. Алексей Коренев

Подросток. 1983. Евгений Ташков

Покровские ворота. 1982. Михаил Козаков

Приключения Буратино. 1975. Леонид Нечаев.

Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные. 1983. Владимир Алеников

Приключения принца Флоризеля. 1979. Евгений Татарский

Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. 1981. Станислав Говорухин

Приключения Электроника. 1979. Константин Бромберг

Принцесса цирка. 1982. Светлана Дружинина

Про Красную шапочку. 1977. Леонид Нечаев

Противостояние. 1985. Семен Аранович

Рафферти. 1980. Семен Аранович

Рожденная революцией. 1974-1977. Григорий Кохан

Семнадцать мгновений весны. 1973. Татьяна Лиознова

Семь стариков и одна девушка. 1968. Евгений Карелов

Сердце Бонивура 1969. Марк Орлов

Следствие ведут знатоки. 1971-1989. Вячеслав Бровкин, Юрий Кротенко, Виктор Турбин, Геннадий Павлов, Василий Давидчук

Собака на сене. 1977. Ян Фрид

Собачье сердце. 1988. Владимир Бортко

Солнечный ветер. 1982. Ростислав Горяев

Соломенная шляпка. 1974. Леонид Квинихидзе

Старший сын 1975. Виталий Мельников

Старый Новый год. 1980. Олег Ефремов, Наум Ардашников

Строговы. 1976. Владимир Венгеров

Табачный капитан. 1972. Игорь Усов

ТАСС уполномочен заявить… 1984. Владимир Фокин

Театр. 1978. Янис Стрейч

Тени исчезают в полдень. 1971. Владимир Краснопольский, Валерий Усков

Тот самый Мюнхгаузен. 1979. Марк Захаров

Трест, который лопнул. 1982. Александр Павловский

Трое в лодке, не считая собаки. 1979. Наум Бирман

Угрюм-река. 1968. Ярополк Лапшин

Формула любви. 1984. Марк Захаров

Хождение по мукам. 1977. Василий Ордынский

Цыган. 1979. Александр Бланк

Чародеи 1982. Константин Бромберг

Чисто английское убийство. 1974. Самсон Самсонов

Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона). 1979–1986. Игорь Масленников