Найти в Дзене
Memento mori

Мерные иконы

Сегодня мы коснёмся такой интересной старинной традиции, как изготовление мерных икон. Сколько веков на самом деле этой традиции и откуда она появилась — точно неизвестно. Но первая известная нам мерная икона была написала в 1554 году, от этой даты и принято вести отсчёт. Итак, что такое мерная икона. Или "родимая", как их называли раньше. Когда рождался младенец, на 8й день с него снималась мерка и изготавливалась икона с изображением святого — небесного покровителя, в чью честь ребенка называли. Причём икона не простая, а по длине равная росту младенца, и по ширине — равная расстоянию между плечиками. То есть получалось такое узкое длинное изображение, которое писалось в основном на липе. Икона эта сопровождала человека всю жизнь: она вешалась над колыбелью, занимала своё положенное место в личном иконостасе взрослого и... ставилась около надгробия после смерти. Собственно, по этой причине я и решила рассказать о таких иконах. В заупокойном пении "Последнее целование" есть такие стр

Сегодня мы коснёмся такой интересной старинной традиции, как изготовление мерных икон. Сколько веков на самом деле этой традиции и откуда она появилась — точно неизвестно. Но первая известная нам мерная икона была написала в 1554 году, от этой даты и принято вести отсчёт.

Итак, что такое мерная икона. Или "родимая", как их называли раньше.

Когда рождался младенец, на 8й день с него снималась мерка и изготавливалась икона с изображением святого — небесного покровителя, в чью честь ребенка называли. Причём икона не простая, а по длине равная росту младенца, и по ширине — равная расстоянию между плечиками. То есть получалось такое узкое длинное изображение, которое писалось в основном на липе.

Икона эта сопровождала человека всю жизнь: она вешалась над колыбелью, занимала своё положенное место в личном иконостасе взрослого и... ставилась около надгробия после смерти. Собственно, по этой причине я и решила рассказать о таких иконах.

В заупокойном пении "Последнее целование" есть такие строки:

Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему (или умершей), благодаряще Бога, сей бо (или сия бо) оскуде от сродства своего, и ко гробу тщится, не ктому пекийся о суетных, и о многострастной плоти. Где ныне сродницы же и друзи? Се разлучаемся.

Эти строчки как бы очерчивают жизненный путь человека, измеренного в начале (иконой) и измеренного в конце (гробом), главные вехи его существования. И потому-то мерные иконы сопровождали человека всю жизнь и занимали своё место после его смерти.

Тут стоит отметить, что иконы изначально были привилегией исключительно правящей семьи. И та самая первая икона, св. Иоанна Лествичника, была написана на рождение сына Ивана Грозного, Ивана Ивановича.

Три первые известные нам мерные иконы, таким образом, для детей Ивана IV:

— Иоанн Лествичник, для царевича Ивана Ивановича, 1554г.

— Феодор Стратилат, для будущего царя Федора Ивановича, 1557г.

— Димитрий Солунский, для царевича Дмитрия Ивановича, 1582г.

Мерные иконы сыновей Ивана Грозного
Мерные иконы сыновей Ивана Грозного

До наших дней дошло буквально 2-3 десятка таких икон, хотя писали их вне зависимости от пола, то есть для царских дочерей тоже. Не буду показывать вообще все варианты сохранившихся икон, вот ещё одна подборка и хватит.

Иконы сыновей Михаила Фёдоровича Романова:

— Алексий — Человек Божий, для будущего царя Алексея Михайловича, 1629г.— Иоанн Белоградский, для царевича Ивана Михайловича, 1633г.

— Василий Анкирский, для царевича Василия Михайловича, 1639г.

Мерные иконы сыновей Михаила Фёдоровича
Мерные иконы сыновей Михаила Фёдоровича

Хочу отметить, что на всех таких иконах над головами святых обязательно размещалось изображение Троицы.

Основным "источником" для музейных коллекций мерных икон стали царские усыпальницы: Вознесенский монастырь (где хоронили цариц), Архангельский собор Московского кремля (где хоронили царей), Новодевичий монастырь (где заканчивали свой земной путь царевны).

"А Петропавловский собор?" — спросите вы. Но тут дело в том, что Петр I отменил эту традицию в числе всех прочих устаревших традиций. Правда, до конца у него не вышло. Но давайте закончим с Архангельским собором.

Сохранилось наиподробнейшее описание Архангельского собора внутри и снаружи, изданное в 1880 году под названием "Московский кафедральный Архангельский собор" за авторством протоиерея Алексея Лебедева.

Приведу несколько скринов страничек.

Автор очень, очень подробно, даже со стоимостью каждого камушка, описывает пригробовые царские иконостасы, включая мерные (у него "родимые") иконы. При этом описывается 3 ряда: первым идут тезоименные иконы, то есть тоже с изображением святого, в честь которых был назван ребёнок при крещении. Тезоименные, или патрональные, иконы писались при вступлении на престол (в случае вступления конечно). Второй ряд составляли мерные иконы. Третьим рядом размещались иконы с названием гробовые.

Тоже что-то новое, правда? Гробовые иконы.

Это обычно были иконы Богоматери или Спасителя, или просто какие-то особенно любимые человеком при жизни. Вот из этих трех видов икон и складывался в основном надгробный иконостас. Для чего он был нужен? Чтобы молиться о усопшем его небесным покровителям. Традиции надгробного иконостаса в целом пришли к нам (естественно) из Византии, но, кажется, мерных икон там не писали.

Конечно, 3 яруса не были пределом. Например, у царевны Софьи в Новодевичьем монастыре было аж 16 разных икон. Включая мерную.

Из подробнейшего описания протоиерея Алексея Лебедева видно, что традиция создавать мерные иконы только для царских детей постепенно распространилась и на ближайших приближённых как минимум. Ибо он упоминает мерную икону "боярского младенца Федора Никитича, будущего патриарха Филарета".

В музеях сохранились единичные такие иконы. Например, в Русском музее хранятся 2 мерные иконы рода Строгановых.

На этом старом снимке собора видны тезоименные иконы, а над ними мерные и гробовые
На этом старом снимке собора видны тезоименные иконы, а над ними мерные и гробовые

Но вернёмся к Петру Великому.

Как я написала выше, у его сестры надгробный иконостас имелся, и мерная икона в том числе. А вот писалась ли икона для Петра Алексеевича — неизвестно. По крайней мере, на похоронах иконы не было.

А в XIX веке интерес к этой традиции стал возрождаться, и тогда Николай I в 1827 году заказал мерную икону апостола Петра, 49 см. в длину и 13,3 см. в ширину, которая и заняла своё место около захоронения Петра Великого.

Из описаний Петропавловского собора, выполненных до революции, также известно, что мерная икона была и около захоронения Павла I, с изображением апостола Павла. После революции эти иконы были утеряны.

Икона у надгробия Петра I видна на дореволюционном рисунке:

Надгробие Петра I, рисунок К. Брожа, гравюра Э. Даммюллера, 1872г.
Надгробие Петра I, рисунок К. Брожа, гравюра Э. Даммюллера, 1872г.

Закончить этот рассказ я хочу забавным современным казусом. Сейчас очень активно возрождается написание мерных икон, даже при поверхностном поиске вы найдёте десятки мастерских, которые предлагают их изготовление.

При этом само понимание сути этих икон утрачено.

Маркетинг, ничего личного.

На одном сайте пишут, что икона "даёт младенцу Божественную защиту при крещении", на другом сообщают, что "только очень богатые люди в петровские времена (что?) могли подарить крестнику такую икону", на третьем — что, наоборот, такие иконы "были в каждой семье", на четвёртом обещают — с появлением иконы "в доме появятся мир и спокойствие". И т.д. и т.п.

Таким образом, продают иконы десятками тысяч, изображая на них не только святых, но и храмы, где крестили младенца, святых покровителей его родителей (ибо Род!!!) и всё, что угодно.

Мне кажется, что иконы в наше время превратились в метрики. Знаете, где дата рождения ребёнка, рост-вес. Я, когда сын родился, такую крестиком вышивала.

Я, конечно, не собираюсь кого-нибудь отговаривать от покупки подобной иконы. Это не моё дело. Но история "такова и больше никакова", и я её поведала.

Спасибо за внимание.