Найти в Дзене
Хочу в путешествие

Робот-дирижёр в Большом театре

А как вы относитесь к инновациям? Вы их всецело приветствуете? Или смотрите на них скептически, критикуете или ворчите: как же было хорошо раньше? А может быть просто не обращайте на них внимания и живете своей привычной жизнью? Думается, что последнее маловероятно. Полностью абстрагироваться от нахлынувших на нас инноваций вряд ли получится. Они атакуют нас со всех сторон. А не кажется ли вам, что нечто похожее было и на стыке XIX и XX веков. Для людей, привыкших к телегам и дилижансам, не так просто было принять автомобиль, перевозивший людей с невиданной до этого скоростью. Радио, кино, телефон, самолёт, рентген... Эти и другие открытия послужили основой для дальнейшего активного развития технологий. А ведь многие принимали все эти новшества с большим трудом. Тот, кто поверил, быстро шагнул вперед. Как мне видится, что-то подобное происходит и в наше время: развитие мобильной телефонной связи, интернета, искусственного интеллекта и других технологий происходит с запредельной скоро

А как вы относитесь к инновациям? Вы их всецело приветствуете? Или смотрите на них скептически, критикуете или ворчите: как же было хорошо раньше? А может быть просто не обращайте на них внимания и живете своей привычной жизнью? Думается, что последнее маловероятно. Полностью абстрагироваться от нахлынувших на нас инноваций вряд ли получится. Они атакуют нас со всех сторон.

А не кажется ли вам, что нечто похожее было и на стыке XIX и XX веков. Для людей, привыкших к телегам и дилижансам, не так просто было принять автомобиль, перевозивший людей с невиданной до этого скоростью. Радио, кино, телефон, самолёт, рентген... Эти и другие открытия послужили основой для дальнейшего активного развития технологий. А ведь многие принимали все эти новшества с большим трудом. Тот, кто поверил, быстро шагнул вперед.

Как мне видится, что-то подобное происходит и в наше время: развитие мобильной телефонной связи, интернета, искусственного интеллекта и других технологий происходит с запредельной скоростью. Я не успеваю!

Но как бы мы не критиковали эти нововведения, мы всё больше и больше пользуемся ими в повседневной жизни.

А в театре я бы предпочла видеть классические постановки. Они мне приносят больше эстетического удовольствия. Однако я понимаю, если театры останутся только на этой ступени, они сильно отстанут от современных тенденций. Когда я увидела, что в Большом театре на Новой сцене будет организован мультимедийный концерт с инновационными решениями "Симфония инноваций", я решила, что мне нужно побывать на этом концерте. К тому же я узнала, что концерт посвящён творчеству Сергея Рахманинова, а буквально неделю назад до этого я побывала в усадьбе композитора Ивановка в Тамбовской области, которую восстановили усилиями многих неравнодушных людей. Это укрепило моё решение.

Ивановка. Тамбовская область. Фото автора
Ивановка. Тамбовская область. Фото автора
Ивановка. Фото автора
Ивановка. Фото автора

Самый дорогой билет стоил 3000 рублей. Продолжительность концерта составила полтора часа.

На Новой сцене царило оживление. Зрители делали фотографии на память о событии.

-3

Попасть в театр в тот день было не так и просто. На концерте в соседнем здании, на Исторической сцене, присутствовали президенты России и Казахстана. Привычные проходы были перекрыты, поэтому идти пришлось в обход. Но у нас было достаточно времени в запасе, мы успели вовремя.

Спектакль-перфоманс, как обозначили его организаторы, начался с небольшим опозданием. Зрители могли занять свободное время изучением программки, которую раздавали в этот раз совершенно бесплатно.

Фото автора
Фото автора

Для меня погружение в непростую жизненную историю Сергея Рахманинова, в его биографию, полную испытаний, началось еще в усадьбе Ивановка и продолжилось в Москве, на концерте на Новой сцене Большого театра.

Ивановка. Фото автора
Ивановка. Фото автора

Произведения Сергея Рахманинова, Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева, Камиля Сен-Санса и др. исполнил Московский государственный симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и дирижера - Заслуженного артиста России Ивана Рудина. Вместе с оркестром выступили Иван Бессонов, Борис Березовский, Полина Шабунина, Арсений Тарасевич-Николаев, Глеб Перязев и другие талантливые артисты.

Но вместе с реальными артистами настоящими действующими лицами стали сам Сергей Рахманинов, Галина Уланова, исполнившая «Умирающего лебедя», Александр Скрябин, вступивший со своим однокурсником по Московской консерватории в музыкальную дуэль.

Многочисленные видео зарисовки были сгенерированы при помощи искусственного интеллекта. Все они так или иначе соприкасались с жизнью и творчеством гениального пианиста и композитора. Все это было очень динамичным, эмоциональным, полным живых эмоций. Удивительно, но мы увидели "настоящего" Рахманинова с мобильным телефоном в руках в современной Москве, Париже, Нью-Йорке. И его лёгкая улыбка подтверждала, он рад, что его музыка нам нравится.

Мы слушали фрагменты произведений Сергея Рахманинова, при этом на большом экране мы могли видеть различные формы линии элементы которые постоянно менялись двигались сверкали скажу честно меня это немного напрягало слишком много этих визуальных эффектов было. То ли я потом привыкла, то ли эффекты стали более органичными, но мне стало комфортно.

И вдруг дирижер Иван Рудин откланялся и под аплодисменты ушёл. Странно, подумала я, а ведь антракт не предусмотрен. И тут на сцену вышел робот-дирижёр. Изумлённая публика встретила его не менее бурными аплодисментами, чем провожала Рудина. Робот был блестящим, и он блестяще справился с поставленной задачей. Оркестр под его руководством виртуозно исполнил "Танец рыцарей" из балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". А значит, с поставленной задачей справились и те, кто создал и обучил робота-дирижёра.

Иван Рудин вернулся, а инновационные эффекты продолжились. Их было немало: голографическое изображение Галины Улановой, фантазийная пещера в Кащеевом царстве, огромная сказочная Жар-Птица, кинетические зеркала на радиоуправлении.

Элегантно звучали романсы Сергея Рахманинова "Сирень" и "Не пой, красавица, при мне". И в изящной перекличке двух голосов - певицы Полины Шабуниной и искусственно сгенерированного голоса - я не смогла отличить, где настоящий голос, а где искусственный.

Симфония инноваций. Фото из открытых источников Интернет
Симфония инноваций. Фото из открытых источников Интернет

А когда зазвучала Первая часть концерта №2 Сергея Рахманинова, за роялем оказался сам автор! Потрясающе, он был здесь, с нами! Реально! Мы видели его. Он гениально играл с оркестром! Специалистам удалось, используя уникальные технологии и искусственный интеллект, воспроизвести оригинальный звук исполнения самого Рахманинова. Завершив партию, пианист встал, поклонился, и публика одарила его бурными аплодисментами.

Памятник Рахманинову в Ивановке. Фото автора.
Памятник Рахманинову в Ивановке. Фото автора.

По замыслу организаторов, зрители сами должны сделать выводы о том, как современные технологии могут взаимодействовать с человеком в сфере музыки и искусства.

На мой взгляд, в этот раз получился настоящий живой спектакль который оказал положительное воздействие на тех, кто пришёл в театр.

Симфония инноваций. Фото из открытых источников Интернет.
Симфония инноваций. Фото из открытых источников Интернет.

Букет получил даже робот.

А вот с выходом из зала вышла заминка. Не выпускали нас... Пришлось подождать минут 10.

-9

А благодарю вас, уважаемые подписчики и гости канала, за то, что знакомитесь с моими материалами и делитесь впечатлениями в комментариях.

До новых театральных встреч и путешествий!

Ранее я рассказала о путешествии в Ивановку - усадьбу Рахманинова.