Найти в Дзене

Спектакль «Буря». Театр Пушкина. Премьера 2025 года.

Режиссер - Николай Рощин. Драматурги - Михаил Смирнов и Николай Рощин. Художник-сценограф - Николай Рощин. Художник по костюмам - Екатерина Коптяева. Композитор - Иван Волков. Продолжительность спектакля - 3 часа с одним антрактом. Спектакль поставлен по мотивам пьесы Шекспира «Буря», но на самом деле, режиссер скрестил «Бурю» с «Потерянным раем» Мильтона и получился, на мой взгляд, Франкенштейн. Думаю, изначальная версия была интересная, но что-то пошло не так. В первой части волшебник Просперо (Владимир Майзингер) вместе с духом Ариэлем (Александра Урсуляк), заманив брата-предателя Алонзо (Антон Феоктистов) и его сообщников на остров, наказывает своих обидчиков. Когда-то они лишили его престола и отправили с дочерью в море «на волю волн». Пьеса о мести поставлена в жанре гротесковой комедии. Два мира - прошлое и настоящее («дивный новый мир» технологий с серыми безликими стенами) контрастны, а люди остаются такими же: насилие процветает и в эпоху рыцарей, и в наше время. Там убивали

Режиссер - Николай Рощин.

Драматурги - Михаил Смирнов и Николай Рощин.

Художник-сценограф - Николай Рощин.

Художник по костюмам - Екатерина Коптяева.

Композитор - Иван Волков.

Продолжительность спектакля - 3 часа с одним антрактом.

Спектакль поставлен по мотивам пьесы Шекспира «Буря», но на самом деле, режиссер скрестил «Бурю» с «Потерянным раем» Мильтона и получился, на мой взгляд, Франкенштейн. Думаю, изначальная версия была интересная, но что-то пошло не так.

В первой части волшебник Просперо (Владимир Майзингер) вместе с духом Ариэлем (Александра Урсуляк), заманив брата-предателя Алонзо (Антон Феоктистов) и его сообщников на остров, наказывает своих обидчиков. Когда-то они лишили его престола и отправили с дочерью в море «на волю волн».

Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.
Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.

Пьеса о мести поставлена в жанре гротесковой комедии. Два мира - прошлое и настоящее («дивный новый мир» технологий с серыми безликими стенами) контрастны, а люди остаются такими же: насилие процветает и в эпоху рыцарей, и в наше время. Там убивали мечами. На острове (в современности) Просперо выключает и включает всех пультом, даже свою дочь. На рыцарях шлемы железные, на Просперо - шлем для компьютерных игр.

Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.
Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.

В первой части много пародийного. Очень смешно сыграна сцена, когда прекрасный белокурый рыцарь Фердинанд (Александр Дмитриев) в доспехах отправлен Ариэлем, словно в казарме, мыть туалет и он атакует его с ершиком, издавая крики, как при взятии крепости. Или, когда боцман (Александр Анисимов) и капитан (Алексей Рахманов), вооруженные дикарем Калибаном (Александр Матросов), идут мстить Просперо, но не могут устоять перед красивым шмотками и, нарядившись, забывают обо всем.

Прекрасна и зажигательна, как всегда, Александра Урсуляк. Она походит в своем сером современном костюме не на сказочного персонажа, а усталую секретаршу босса, которая по его прихоти развлекает гостей острова. Сцена всеобщего примирения тиха и грустна. Труп короля Алонзо, брата Просперо, чье сердце не выдержало всех перипетий, свален на диван, торчат только его ноги. Но и он поднимается и присоединяется к застолью наигравшихся в пьесе Шекспира актеров. Пьют они за свободу.

Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.
Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.

Компьютерная игра - основной режиссерский прием, отражающий мир управляемых людей. Пророческий сон о том, что волшебник остался без помощников в игре, сбывается во второй части, в которой она вроде бы выходит из-под контроля. Вторая часть начинается с бунта Ариэля против Просперо. Дух воздуха на наших глазах превращается в Люцифера с черными крыльями. Теперь он мстит Просперо. Провозгласив принцип невмешательства, Ариэль, тем не менее, руководит всеми, словно режиссирует «трешовый» триллер в духе братьев Коэнов, который заканчивается символической картиной.

Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.
Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.

На сцену выплывает корабль, с которого начиналось действие. На палубе Ариэль отбивает на барабане ритм для гребцов на галерах, в которых обращены все участники действия. Не трудно догадаться, что это модель нашего мира. По версии режиссера, свержение Просперо привело к торжеству дьявола, свобода - к горе трупов. В первой части власть Просперо держалась на рабстве. После его устранения пришли к тому же. И там, и там люди действовали по заданной кем-то схеме.

Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.
Сцена из спектакля «Буря». Театр Пушкина. Фото автора.

Брат Алонзо наконец задумывается о том, что это он запустил цепь убийств. Речь в финале про совесть и про нравственный выбор каждого: лизать ботинки или не лизать, совершать подлость или нет, звучит пафосно и нравоучительно. По крайней мере, братья Коэны или Тарантино - самые большие мастера жанра, никогда не доходили до соединения треша с морализаторством.

С финалом явно что-то не так. Концепция интересная! Спектакль мне понравился актерской игрой.

Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma