На прошлой неделе я ходила на премьеру спектакля «Зона отчуждения» в киноконцертном зале «Эльдар». Увидела на афише — «по мотивам братьев Стругацких», и вопросов идти или не идти не осталось. Театральная научная фантастика — это же редкость и почти всегда лотерея и эксперимент.
А еще это был пресс-показ, и такие вечера в моем сердце давно занимают отдельную теплую полочку, потому что спектакль всегда раскрывается чуть больше, чувствуешь себя посвященной в секрет, который пока неизвестен другим зрителям. И актеры тоже раскрываются с разных сторон и становятся ближе. В этот вечер на пресс-конференции я открыла нового для меня актера, Артема Елисеева. Но вообще-то, он уже очень известный, играет и поет во многих мюзиклах.
Обо всем по порядку
С порога чувствовалось хорошее легкое и приятное волнение. Администраторы улыбались, зрители, кто уже пришел искали глазами знакомых. Нас ждало вкусное приветственное угощение и напитки перед показом — приятное дополнение, которое тоже задает общее настроение.
Спектакль идет 2 часа 10 минут, а с антрактом где-то — 2:30.
Но премьера есть премьера: аплодисменты чуть дольше, поздравления чуть теплее, пресс-конференция — обязательная точка напряжения перед показом. Когда актеры и режиссер еще волнуются и пытаются подобрать слова, чтобы рассказать о спектакле, но без спойлеров и сохранить интригу постановки.
Мария Тихонова, режиссёр-постановщик и автор пьесы, сказала честно:
«Актерам тяжело существовать в фантастическом реализме… те или иные фантастические обстоятельства мы не можем пережить в реальной жизни, и нужно искать ключи к сегодняшнему дню — как мы их проживаем, как существуем на сцене».
Музыку для спектакля написал Сергей Пантыкин, хореографию — Валерия Мигалина, свет — Евгений Лисицын. И все это вместе собирается в странный, мир будущего, я бы сказала в стиле рок, потому что звучали музыка и песни в стиле рок.
Единственное, мне бы хотелось больше живого исполнения на сцене, потому что в составе заявлено несколько актеров с хорошими вокальными данными, было бы здорово услышать их.
На премьере в главных ролях были:
Редрик — Денис Авхаренко
Гута — Ирина Дубкова
Господин Лемхен — Валерий Панков
Аслан Джамаев — Артём Елисеев
Нина Вольфрам — Джулия Аммади
Мария Соколова — Полина Шелехова
Профессор Берг — Эдриан-Роман Бернада
Доктор Грин — Игорь Афанасьев
Доктор Пильман — Руслан Суров
А еще — агенты, аномалии, ученые и горожане, их играли артисты Москонцерта, которые дополняли эмоциональный уровень.
О чем вообще эта история
По жанру спектакль заявлен как фантастическая мелодрама по мотивам вселенной Стругацких, то есть это переосмысление произведений, а не четкое их воспроизведение.
2025 год — столетие Аркадия Стругацкого, и режиссер-постановщик и автор пьесы – Мария Тихонова переносит сюжеты в XXII век, где «Зона отчуждения» — уже не просто аномалия, а почти живая сущность, что-то вроде зеркала, которое видит тебя глубже, чем ты сам.
Интересно, что этот спектакль создавался с использование гранта Российского фонда культуры.
«Одна из немногих театральных постановок, основанных на русской фантастике, «Зона отчуждения», на первый взгляд, похожа на философскую притчу, но мы не отказываемся от сценических эффектов полностью, хотя и сводим их к минимуму. В этом спектакле мы стремимся ответить на главный вопрос: что происходит с человечеством во время погони за прогрессом? Попытки запереть счастье в медицинскую колбу оборачиваются потерей самого главного – любви и человечности. Как далеко готов пойти человек ради своего личного счастья? И готов ли он отказаться от личного счастья в угоду всеобщему? Эти и другие вопросы поставлены в «Зоне отчуждения» остро», – прокомментировала премьеру режиссер Мария Тихонова.
Спектакль не развлекает, он задает вопросы, причем, они как бы для всех одинаковые, но уверена, что у каждого зрителя они были свои.
У меня , например, во время просмотра были мысли:
— а что для нас значит счастье чужое и свое собственное?
— и нужно ли делать счастливым человека насильно?
В общем, в постановке много смыслов и философии, но что хорошо — без нравоучений.
Что запомнилось больше всего
Я впечатлилась игрой Полины Шелеховой в роли Марии Соколовой. Настолько она была живая, как будто каждое ее движение рождалось прямо в моменте. Я просто сидела и ловила ее движения и эмоции, они были глубокие и настоящие. Не буду отдельно перечислять актерский состав, потому что все играли хорошо. Они смогли погрузить зрителей в другой мир.
Сценография — необычная, но это ведь фантастика: ползающие аномалии, агенты в почти киношных фантастических костюмах, странные конструкции, свет, который иногда разрывает пространство.
Продуманная хореография, которая как раз создает сильное ощущение фантастического мира. Об этом сказал на пресс-конференции Артем Елисеев, и я с ним соглашусь. Артисты балета прекрасно танцуют или играют, не знаю как тут будет правильно сказать. В общем, они очень добавляют спектаклю ощущения нереальности происходящего.
Про зрителей
В антракте я наблюдала, как люди выходили из зала с разными впечатлениями: кто-то в восторге, кто-то в растерянности. Конечно, это абсолютно нормально.
Думаю, что спектакль не станет массовым, он для тех, кто любит копаться в себе, кто замечает в героях реальные человеческие черты: слабости, страхи, попытки быть лучше. Кто любит наблюдать, как на сцене герои меняются из положительных в отрицательные и наоборот, как они похожи на людей вокруг и проживают те же чувства, что и все остальные. Тут главное смотреть и слушать с открытой головой.
Спасибо, что читаете
Рада видеть вас в канале Гулена Путешественница