Найти в Дзене
Культуру - в массы!

Ариадна на Камерной сцене. Пух и прах

На безрыбье, как говорится, и рак рыба. И потому как опера Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе", не идёт в Москве на больших сценах, приходится довольствоваться тем, что есть, то есть теснотой и неудобством Камерной сцены, на просторные постановки не рассчитанной. И загоняют большие оперы на эту мизерную сцену, как в Прокрустово ложе. Возможно, нужно будет посмотреть эту "оперу-игрушку" в Мариинском театре, где, как пишет обозреватель из газеты "Культура", "режиссеру Сергею Новикову удалось заключить действие изначально рыхлого либретто в захватывающе красивые рамки, продемонстрировав различные методы и техники и призвав исполнителей к напряженному труду. Эффект от зрелища сногсшибателен". Премьера оперы в Мариинском состоялась в 2024 году. Ну, верю обозревателю. Сергей Новиков зарекомендовал себя в моих глазах с положительной стороны. Раз поставил Сергей Новиков, надо посмотреть. Новиков плохо не поставит. В Москве премьера данного чудодейства в постановке Ханса-Иоахима Фрая состояла
Поклоны
Поклоны

На безрыбье, как говорится, и рак рыба. И потому как опера Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе", не идёт в Москве на больших сценах, приходится довольствоваться тем, что есть, то есть теснотой и неудобством Камерной сцены, на просторные постановки не рассчитанной. И загоняют большие оперы на эту мизерную сцену, как в Прокрустово ложе.

Возможно, нужно будет посмотреть эту "оперу-игрушку" в Мариинском театре, где, как пишет обозреватель из газеты "Культура", "режиссеру Сергею Новикову удалось заключить действие изначально рыхлого либретто в захватывающе красивые рамки, продемонстрировав различные методы и техники и призвав исполнителей к напряженному труду. Эффект от зрелища сногсшибателен". Премьера оперы в Мариинском состоялась в 2024 году. Ну, верю обозревателю. Сергей Новиков зарекомендовал себя в моих глазах с положительной стороны. Раз поставил Сергей Новиков, надо посмотреть. Новиков плохо не поставит.

Фото их интернета. Артисты Мариинского театра
Фото их интернета. Артисты Мариинского театра

В Москве премьера данного чудодейства в постановке Ханса-Иоахима Фрая состоялась 30 июня 2016 года. А а 2019 году один журналист с грузинской фамилией написал:

"Для меня «Ариадна на Наксосе» – необычный спектакль с плохо запоминающимся сюжетом, но богатством интересных режиссёрских и актёрских находок, с запоминающимися образами героев и фрагментами. Поэтому, этот спектакль, наверное, можно рекомендовать. А если что-то из увиденного потом вспоминаешь и вспоминаешь с хорошим настроением, то по-видимому это хороший спектакль, во всяком случае интересные образы и талантливые артисты".

Его статья такая же длинная и невнятная, как и не запомнившаяся ему опера, хотя сюжет оперы выеденного яйца не стоит, но вспомнить, действительно, нечего и некого.

Вот как пишет об этой опере зрительница Елена Дубеник:

"Пружина сюжета - конфликт между классической оперной дивой, олицетворяющей венскую академическую музыкальную чопорность, в лучшем ее понимании; и актрисой площадного театра, Одна страдает от трагической любви, другая наслаждается совершенствами все новых и новых своих возлюбленных, в каждом из которых она видит бога.
Прекрасная режиссерская работа со множеством оригинальных и остроумных находок.
Еще острее воспринимается эта трактовка, если посмотреть какую-то из существующих постановок и сравнить.
Какими же скучными, растянутыми и нудными кажутся существующие вариант на фоне этого гротескного карнавала"!

Я именно так и сделала: сравнила постановку Большого театра с постановками 1988 года в Метрополитен-опера, где Ариадну пела Джесси Норман

а Цербинетту - очаровашка Кэтлин Бэттл,

Цербинетта
Цербинетта

с Венской постановкой 1978 года, где Ариадну пела Гундула Яновиц,

Ариадна
Ариадна

а Цербинетту Эдита Груберова.

Цербинетта
Цербинетта

Далее я посмотрела позднейшие постановки в той же Метрополитен-опера 2022 года

-7

А также постановку опять же Венской оперы, но уже 2025 года.

-8

И скажу одно: чем современней опера, тем она бледнее предыдущих. Я считаю лучше постановкой постановку 1988 года в Метрополитен-опера с Джесси Норман и Кэтлин Бэттл. Я даже не подозревала, что эта опера может быть так интересна и привлекательна, и её можно смотреть и слушать не один раз.

По поводу нашей постановки на Камерной сцене сложилось впечатление неоднозначное, как у журналиста с грузинской фамилией. Во-первых, всё, что ставится на Камерной сцене, не приживается и не живёт больше сезона-двух. Это всё-таки Камерная сцена, а когда на этом пятачке толпится двадцать с лишним человек, то это уже перебор. Потому четыре несчастных клоуна, по-моему, не находили себе нормального места: то посидят, то постоят, поскакать и попрыгать-то негде, потому они как паралитики, больные болезнью Паркинсона, трясут своими кулачками, делая нам смешно с умученным видом.

А Цербинетта во что одета? Что у неё там за тряпки болтаются по сторонам ног, сзади крылышки, и один конец тряпки находится пол крылышком, а другой выбился наверх. Эта небрежность в костюме натуральная или нарочитая, чтобы нам смешно было?

Наша Цербенетта
Наша Цербенетта

Больше всего вызывала недоумение некая эскортница, которую постоянно фотографировал якобы богатенький папик. Чуть что, она выходила на сцену и присаживалась к артистам, а папик её фотографировал. И вот эта артистка без слов, у которой задача дефилировать по сцене и демонстрировать свою прекрасную фигуру. Отличная роль, надо сказать, прекрасная. Даёт понять, ради кого и чего эти артисты трудятся, глотки свои надрывают. В общем, нигде больше при просмотрах Ариадны на Наксосе, я таких персонажей не заметила. Так что это находка Ханса-Иоахима Фрая. По-моему, ненужная, никчёмная находка, заполняющая и так переполненную сцену ненужными персонажами.

Эскортница
Эскортница

Если Соловей, Сын мандарина, Король, Похождения повесы находятся на своей сцене, то, увы, Ариадна на Наксосе, Линда да Шамуни и Аскольдова могила Верстовского должны быть поставлены на большой сцене. Особенно Аскольдову могилу жалко, что она получилась куцая и сошла на нет.

Ну, а содержание оперы начинается с пролога, в котором рассказывается речитативом на русском языке о том, что на своей вилле богатый аристократ хочет развлечь своих гостей постановкой новой оперы на тему мифа об Ариадне, которая на острове Наксос сидит и ждёт своего возлюбленного Тесея, а он всё не приплывает на корабле. Опера получается грустная, конечно. С другой стороны, здесь находится труппа паяцев со своей лёгкой комедией дель арте, которая должна была идти после серьёзной оперы. Но вдруг дворецкий объявляет, что хозяин хочет слушать и оперу и комедию одновременно.

Здесь наступает антракт. И о том, как артистам удаётся выкрутиться из сложного положения, мы узнаем из действия после перерыва.

Брошенная Тесеем Ариадна проводит большую часть своего времени во сне. Она в отчаянии. Актёры комедии дель арте в это же время (по сценарию) оказываются на острове. Они сожалеют о судьбе Ариадны и пытаются развлечь её, в то время как она жаждет лишь смерти. Цербинетта пытается доказать Ариадне, что проводы любви — вовсе не трагедия. Она хвастается своим свободным и независимым образом жизни и способностью менять кавалеров как перчатки. Но Ариадна не слушает её. Однако внезапное появление бога Вакха, вначале принятого Ариадной за Тесея, приводит к возникновению взаимной любви между ними, и Ариадна понимает, что горевать не надо и что на смену одного бога приходит другой бог.

Так что, всё у всех получилось. Артисты счастливы, гости аристократа на вилле довольны. Я довольна не совсем. Зареклась сидеть в первом ряду, когда излишние артисты разгуливают перед носом и отвлекают от происходящего на сцене.

А вы видели эту оперу в каком-либо театре?