Автор: Алексей Портанский, к.э.н., ведущий научный сотрудник Отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики ИМЭМО РАН
1 января 1995 г. начала функционировать Всемирная торговая организация, соглашение о создании которой было подписано 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко).
Процесс создания ВТО занял почти полвека сложнейших торговых переговоров. Первоначально решения Бреттон-Вудской конференции 1944 г. предполагали создание наряду с МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) третьего института – Международной торговой организации. Был выработан ее устав, однако саму организацию создать не удалось в силу ряда противоречий между сторонами. Договорились сохранить 4-ю главу устава «Торговая политика», которую подписали 23 государства в 1947 году на временной основе и получила название «Генеральное соглашение о тарифах и торговле» (ГАТТ-1947). В рамках ГАТТ стартовали торговые переговоры, которые были посвящены снятию торговых барьеров и выработке правил. Эти переговоры привели в итоге к подписанию в апреле 1994 г. пакета документов по созданию Всемирной торговой организации. Число участников переговоров к тому моменту кратно возросло, и Заключительный акт о создании ВТО подписали 111 государств. Сегодня членами Организации являются 166 государств в том числе четыре члена ЕАЭС, и ряд стран ведет переговоры о присоединении.
Несомненный успех ВТО состоял в том, что закрепленные в ней механизм принятия решений путем консенсуса и принцип «единого пакета» («не согласовано ничего, пока не согласовано все») обеспечили надежность правовой базы и эффективность механизма по разрешению споров. Это придало ВТО уникальный характер, ибо ни один другой универсальный институт в мире не располагал подобным механизмом. Число зафиксированных торговых споров в ВТО с 1995 г. давно перевалило за 600, и одним из самых активных участников этих споров остаются США, откуда как раз чаще всего и доносятся упреки в адрес ВТО. Огромную важность функции ВТО по разрешению споров признают все, включая ее ярых противников-антиглобалистов. Именно эта функция обеспечивает реализацию задуманной еще в Бреттон-Вудсе задачи – обеспечения безопасности торгово-экономических отношений.
Однако в XXI веке ситуация стала меняться. В начале первого десятилетия из-за разногласий главным образом между развитыми и развивающимися странами в глубокий кризис вошли торговые переговоры Доха-раунда. Это незамедлительно сказалось на важнейшей функции ВТО – генерировании новых правил торговли, что критически важно в связи с появлением новых сфер торговли (глобальные цепочки добавленной стоимости, торговля и окружающая среда, электронная торговля и др). Отсутствие необходимых правил в рамках ВТО породило создание мегарегиональных торговых соглашений (МРТС), где эти правила были прописаны. Одновременно их возникновение не могло не стать фактором ослабления ВТО и риска фрагментации торговли.
Создание ВТО идеально совпало с «золотым веком» глобализации, который пришелся на 1990-е годы, когда вслед за разрушением Берлинской стены рухнули преграды для установления прямого и взаимовыгодного сотрудничества между вчерашними идеологическими противниками. Фрэнсис Фукуяма на философском уровне осмыслил произошедшие в мире эпохальные перемены, предложив концепцию «конца истории».
К сожалению, первая четверть XXI века изменила прежние представления о непрерывном поступательном развитии взаимовыгодного международного сотрудничества и «игре с положительной суммой» (Win-Win Game). Если в 1990-х ключевым показателем экономических связей между государствами являлась эффективность, то в XXI веке ее стала вытеснять безопасность. Понятие «золотой век» глобализации отошло в историю, финансовый кризис 2008 г. дал пищу сторонникам деглобализации, пытавшимся поставить жирный крест на недавней эпохе глобализации. Но они явно поторопились – глобализация не прекратилась и не может прекратиться, она продолжается медленнее и в иных формах.
Разумеется, перечисленные выше кризисные события и конфликты начала столетия не могли не замедлить глобализацию. Вкупе с вышедшими на первый план соображениями безопасности они породили риски фрагментации торговли. Среди ее причин наряду с появлением МРТС следует назвать такое явление, как значительное возрастание влияния геополитики на торговлю. Подтверждением тому следует считать торговую войну США и Китая; последствия технологической расстыковки (decoupling) между ними, а также напряженности вокруг Тайваня; негативное воздействие новой промышленной политики крупных государств на торговлю. Примером последнего можно считать резкое недовольство ЕС принятым в США в августе 2022 г. Законом о сокращении инфляции с его разрушительными последствиями для европейских экономик.
В этих условиях встал естественный вопрос: способна ли ВТО разрешить новые проблемы и конфликты в торговле? Первым признаком отсутствия позитивного ответа на него стал досрочный уход со своего поста предыдущего главы ВТО бразильца Роберто Азеведо весной 2020 г. со ссылкой на личные обстоятельства. В том, что у ВТО действительно не было достаточных возможностей для остановки торговой войны США–Китай, Азеведо был прав.
Сегодня крупнейшие игроки глобальной экономики предпринимают шаги, которые напрямую противоречат нормам ВТО. Примеров тому немало: ограничения США на поставки чипов Китаю, ответные ограничения Поднебесной на экспорт редкоземельных металлов в США и ЕС, принцип френдшоринга. Последний пример, пожалуй, самый яркий. О желании следовать принципу френдшоринга, то есть вести торговлю со странами, разделяющими общие с Америкой ценности, не раз заявляла бывший министр финансов США Джанет Йеллен. Но это означает прямое нарушение базового принципа ВТО – взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Он есть, но лежит через долгий, тернистый путь реформирования ВТО. Об этом знают все и согласны, что это необходимо. Но активно приступить к реформе пока не представляется возможным в силу отсутствия ключевого условия – сближения позиций крупнейших игроков США и Китая по содержанию реформы. Что касается США, то здесь с большим сожалением приходится признать, что тарифная политика президента Трампа после прихода его к власти в 2025 г. наносит разрушительное воздействие на многостороннюю систему, т.е. ВТО. Де-факто, эта политика идет вразрез с базовыми принципами и правилами ВТО. Вашингтоном предпринимаются попытки создания «нового международного экономического порядка», претендующие на преодоление наследия ВТО, однако пока они выглядят достаточно безграмотно и неубедительно.
Тем временем среди представителей государств-членов никто ни разу не высказывался за прекращение или ограничение деятельности ВТО. И страны, заключающие ныне торговые сделки с администрацией Трампа, делают это скорее вынужденно, имея в виду огромный экономический вес и влияние США на мировой арене. Тем не менее все они сохраняют приверженность ВТО.
Что касается России, ставшей полноправным членом ВТО в августе 2012 г., то она всегда выступала и выступает за сохранение и укрепление многостороннего характера сотрудничества в рамках ВТО и будет готова активно участвовать в реформировании Организации.