Найти в Дзене

Москва и немного окрестностей. Абрамцево. Часть 6/7

Церковь Спаса Нерукотворного находится совсем рядом с Избушкой на курьих ножках. В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… Наталья Поленова (супруга Василия Поленова), художница, член Мамонтовского кружка. Вообще молодец Поленов, всей семьей в Абрамцево на постоянной основе тусовались. 👍 🤣 В принципе удивительно тут только одно - то, что Мамонтов потерял большую часть своего состояния на господрядах на строительство железных дорог, а не на прокорме Абрамцевского кружка.😜 Было принято решение, что часовня слишком мала для усадьбы, поэтому нужно строить хоть небольшую, но всё же церковь во имя Спаса Нерукотворного по образцу старых русских соборов. Первоначальный про

Часть 33

Церковь Спаса Нерукотворного находится совсем рядом с Избушкой на курьих ножках.

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного
В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни…
Наталья Поленова (супруга Василия Поленова), художница, член Мамонтовского кружка.

Вообще молодец Поленов, всей семьей в Абрамцево на постоянной основе тусовались. 👍 🤣

В принципе удивительно тут только одно - то, что Мамонтов потерял большую часть своего состояния на господрядах на строительство железных дорог, а не на прокорме Абрамцевского кружка.😜

Было принято решение, что часовня слишком мала для усадьбы, поэтому нужно строить хоть небольшую, но всё же церковь во имя Спаса Нерукотворного по образцу старых русских соборов.

Первоначальный проект, прообразом для которого послужил храм Спаса на Нередице (XII век) под Новгородом, создал В.Д. Поленов, но его проект производил несколько тяжеловесное впечатление.

Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он был виден из Главного усадебного дома и имел не меньшее значение, чем западный. Не придя к консенсусу с Мамонтовым, Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.

Работу над проектом продолжил В.М. Васнецов, который вдохновлялся храмами Московского кремля. Он изменил пропорции постройки и перенес северный фасад, спроектированный Поленовым, на место южного.

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

Васнецов также внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными, после чего храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж Абрамцевского парка.

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

В течение лета 1881 года храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами.

Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану.

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами.

В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала всё тому же Поленову. Именно по его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас изготовлен по образцу сельских церквей русского Севера.

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.

Церковь Спаса Нерукотворного. Схема иконостаса
Церковь Спаса Нерукотворного. Схема иконостаса

В иконостасе «Спас Нерукотворный» И.Е. Репина,

И.Е. Репин «Спас Нерукотворный»
И.Е. Репин «Спас Нерукотворный»

«Николай Чудотворец» Н.В. Неврева, «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» В.М. Васнецова,

В.М. Васнецов «Сергий Радонежский»
В.М. Васнецов «Сергий Радонежский»
В.М. Васнецов «Богоматерь»
В.М. Васнецов «Богоматерь»

«Благовещение» В.Д. Поленова

В.Д. Поленов «Благовещение»
В.Д. Поленов «Благовещение»

и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере,

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

На северной стене – барельеф «Голова Иоанна Крестителя» работы М.М. Антокольского,

 М.М. Антокольский «Голова Иоанна Крестителя»
М.М. Антокольский «Голова Иоанна Крестителя»

на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» Е.Д. Поленовой.

Е.Д. Поленова «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом»
Е.Д. Поленова «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом»

Над каждым окном – шестикрылый Серафим по наброскам Андрея Саввовича Мамонтова.

Окна работы А.С. Мамонтова
Окна работы А.С. Мамонтова

Клиросы расписаны Васнецовым изображениями цветов и бабочек, и по его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком.

В.М. Васнецов, церковный пол
В.М. Васнецов, церковный пол

Печь в церкви поставил М.А. Врубель.

Изразцы М.А. Врубеля
Изразцы М.А. Врубеля

Плащаница в витрине, выполненная по эскизу В.М. Васнецова, вышита женщинами Абрамцевского художественного кружка и дочерями Саввы Мамонтова – хорошо знакомой нам Верой и Александрой, в традициях древнерусского лицевого шитья.

Плащаница по эскизу В.М. Васнецова
Плащаница по эскизу В.М. Васнецова

Это шитье отличается сложным процессом создания. Выполняется оно по камке, тафте или атласу шелковыми, серебряными и золотыми (позолоченными) нитями.

Над одним произведением обычно работают несколько художников (так называемые «знаменщики»), которые рисуют изображения, узоры и надписи «под шитье» на бумаге, а затем переводят на ткань. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали. Если на знаменование «под шитье» художнику требовалось несколько дней, то само вышивание было гораздо более длительным и трудоемким процессом, занимавшим несколько лет.

Фотография даже в малейшей степени не передает бесподобную красоту этой вышивки. Шелковые нити в ней лежат так плотно, что только при подсветке можно их различить.

Освятили церковь имя Спаса Нерукотворного уже летом 1882 года.

В 1891 году, после смерти Андрея Саввовича Мамонтова, ризницу церкви,

Часовня
Часовня

где он был похоронен, перестроили в часовню по проекту Васнецова.

Часовня
Часовня

Причем входа из церкви в часовню нет, разве что в окошко влезть. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление.

Часовня
Часовня

Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера, сын Веры Сергей, Елизавета Григорьевна Мамонтова, и сам Савва Иванович.

Семейное кладбище
Семейное кладбище

Церковь заново освящена в 1993 году и отреставрирована в 2014 году.

Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

В настоящее время здесь проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.

Продолжение следует...