Как же я люблю необычные музеи! Естественно, классические художественные и историко-краеведческие музеи я тоже уважаю и регулярно посещаю, но любопытные отраслевые или этнографические экспозиции - самые для меня интересные. Также мне нравятся археологические музеи, рассказывающие о необычных находках прошлого. И до ноября 2025 года я знать не знала о таком направлении научной деятельности, как "музыкальная археология". Но отдыхая в Великом Новгороде и изучая варианты культурного досуга, я случайно наткнулась на сайт музея «Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина». Начала изучать разделы сайта и загорелась желанием непременно посетить этот необычный музей!
Меня сразу же заинтересовала следующая информация на официальном сайте музея:
"Центр музыкальных древностей основан в 1990 году художником, учёным и музыкантом Владимиром Ивановичем Поветкиным благодаря начатой им в середине 1970-х годов реконструкторской работе по восстановлению в формах и звучании легендарных гудков, гуслей и сопелей".
Захотелось не только увидеть реконструированные музыкальные инструменты средневекового города, но и услышать их звучание!
Музей работает только с экскурсионными группами. Записываться надо заранее. Нам повезло: в воскресенье, 23 ноября, в музее проводилась лекция-экскурсия на тему "Звучащий мир древнего Новгорода". Записываемся на экскурсию, которая начинается в 14.00. Стоимость билета для взрослого посетителя - 500 рублей. Обратите внимание: оплата только наличными.
К 13.50 мы подходим к зданию музея, расположенному по адресу Ильина ул., д.9Б.
Здание музея построено в стиле старинной деревенской избы. В декоре использованы элементы украшений, которые встречались на крышах древних новгородских домов: причелины, полотенца, солярные символы:
Немного о музее и истории его создания:
Инициатором создания музея стал Владимир Иванович Поветкин - художник, учёный, музыковед и реставратор, создатель и первый директор Новгородского Центра музыкальных древностей.
Поветкин занимался реставрацией и реконструкцией археологических находок — деревянных предметов быта древних новгородцев и музыкальных инструментов. Им были восстановлены уникальные в звучании гусли середины XI века с надписью на обломке «Словиша».
В.И. Поветкин — автор множества научных и популярных статей, посвящённых вопросам народной культуры, истории и реконструкции древних новгородских музыкальных инструментов, реставрации берестяных грамот.
Идею создания Центра музыкальных древностей первым поддержал академик Д.С. Лихачёв.
Организация "Центр музыкальных древностей" существует с 1990 года, когда специально для неё в Великом Новгороде было построено здание на Ильиной улице.
До 2009 год В.И. Поветкин проводил постоянную работу по украшению Центра. Им создано убранство музейного зала-лектория и других внутренних помещений, построена бревенчатая пристройка с резными "полотенцами" и коньком на крыше (1999).
Центр музыкальных древностей выполняет научную программу по выявлению и восстановлению в формах и звучании древних музыкальных инструментов X–XV вв., свидетельства которых археологи открывают в старой части Великого Новгорода.
И именно благодаря работе центра и непосредственной деятельности В.И. Поветкина в российской археологии на новый уровень вышло новое и необычное направление - музыкальная археология.
Экскурсантов провожают в главный зал музея, украшенный предметами деревенского быта и музыкальными инструментами:
Ждём лектора, рассматривая музыкальные инструменты, с которыми нас будут знакомить:
Лекцию по музыкальной археологии древнего Новгорода проводит Антон Каменский, сотрудник Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.
Вводная часть экскурсии начинается с рассказа о том, что изучает музыкальная археология и как сформировалось это ответствление исторической дисциплины.
Далее несколько слов посвящают основателю музея - Владимиру Ивановичу Поветкину.
А после окончания теоретической части экскурсии у гостей музея появляется возможность услышать живое звучание воссозданных по археологическим находкам X-XV веков старинных музыкальных инструментов и звучащих приспособлений.
Для начала мы слушаем, как звучали средневековые трещётки, колотушки, свистульки, бубенчики и боталы (колокольчики для коров). Сами по себе эти предметы не являются музыкальными инструментами, но даже из них можно извлекать музыкальные звуки. Эти предметы вполне могли использоваться средневековыми музыкантами как вспомогательные.
В археологических раскопках Древнего Новгорода найдены варганы — самозвучащие музыкальные инструменты в виде подковообразной рамки с язычком, который приводят в движение пальцем. Удивительно, но в средние века на варганах играли и в Западной Европе, и в Новгородской республике.
Варганы, найденные в раскопках Древнего Новгорода, датируются второй половиной XIII–XVI веками, но преобладают находки XIV века.
Возможно, именно так и звучали средневековые новгородские варганы:
Удивительно, но на волынках в древнем Новгороде тоже играли.
В 2018 году во время археологических раскопок в Великом Новгороде нашли кожаный мешок от волынки, датируемый XII–XIII веками.
Сейчас волынка ассоциируется у жителей нашей страны с Шотландией, но в средние века на ней играли и на территории Новгородской республики:
В XIX веке на теоритории современной Новгородской области самым популярным музыкальным инструментом была гармонь, пришедшая на смену гуслям.
К XIX веку гусли почти исчезли из народного быта, сохранившись лишь в отдельных регионах (Новгородская, Псковская, Архангельская области).
А в средние века именно гусли были самым популярным инструментом на территории Новгородской республики. Их знали и любили в княжеских палатах, боярских домах, крестьянских избах. Гусляры передавали своё мастерство из поколения в поколение. В какой-то момент о гуслях практически забыли. Разучились на них играть. Но благодаря, в том числе, центру музыкальных древностей забытое искусство игры на гуслях возрождается.
Для начала нам показали игру на гуслях-псалтире:
Именно с таким инструментом чаще всего изображается былинный Садко.
Но такие гусли появились на Руси в XIV веке. А историки полагают, что в основе былины о гусляре Садко лежит песня о новгородском купце Содко Сытинце, который жил в XII веке.
Оказывается, во времена былинного Садко в Новгороде были популярны гусли другой формы - лирообразные гусли.
В Великом Новгороде в 1975 года на Троицком раскопе были обнаружены лирообразные гусли XI века — «Гусли Словиши».
На одной из боковых поверхностей инструмента сохранилась резная кириллическая надпись «СЛОВИША ѰЛЪ» («Словиша писал»). Как предположили археологи, Словиша — имя владельца гуслей. Среди фрагментированных частей сохранилась почти неповреждённая дека с характерными ушками струнодержателя. Владимир Поветкин восстановил конструкцию и внешний вид гуслей, а также создал звучащие экспериментальные модели.
Первые новгородские гусли могли звучать так:
А этот музыкальный инструмент - гудок - хоть и яаляется смычковым, но тоже вполне может называться гуслями:
У историков есть версия, что в средние века все струнные инструменты могли называлься гуслями.
На экскурсии нам ещё много интересного рассказали. И показали. Я внимала лектору затаив дыхание. Очень интересно! 1,5 часа пролетели незаметно.
Несмотря на несколько отрешенный вид, на этом фото я испытываю восторг от услышанного:
Мне настолько понравилось, что я даже расстроилась окончанию экскурсии. Приуныла. Погружение в музыку древнего Новгорода прошло великолепно!
Я искренне советую Вам посетить этот необычный музей, где без машины времени можно, пусть и всего на 1,5 часа, переместиться на 6 или 7 веков назад. Пусть мы никогда не услышим подлинных средневековых мелодий Новгородской республики, но никто не мешает пофантазировать о том, как могли бы тогда играть музыканты на городских праздниках и пышных застольях.