Найти в Дзене

Поганкины палаты. Псковский музей-заповедник

Интересные музеи - моя слабость. В детстве я уважала только Зоологический музей в Петербурге, в юности мне нравились исключительно художественные галереи, ну а в зрелом возрасте я искренне полюбила исторические и краеведческие музеи. Меня живо интересуют история нашей страны, археология и предметы материальной культуры. Мы с мужем с 21 по 22 ноября были в Пскове: у нас были музейно-концертные выходные, которые мы проводили сначала в Пскове, а потом в Великом Новгороде. Утром 22 ноября у нас по программе был культурный досуг. В качестве места посещения я выбрала Поганкины палаты, являющиеся выставочными помещениями Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Оставляем машину в близлежащем дворе и идём в направлении Поганкиных палат. Поганкины палаты (ул. Некрасова, д.5) — каменное жилое, складское и производственное здание в черте Окольного города в Пскове, построенное в середине XVII века: Для начала несколько слов об истории палат и о том

Интересные музеи - моя слабость. В детстве я уважала только Зоологический музей в Петербурге, в юности мне нравились исключительно художественные галереи, ну а в зрелом возрасте я искренне полюбила исторические и краеведческие музеи. Меня живо интересуют история нашей страны, археология и предметы материальной культуры.

Мы с мужем с 21 по 22 ноября были в Пскове: у нас были музейно-концертные выходные, которые мы проводили сначала в Пскове, а потом в Великом Новгороде.

Утром 22 ноября у нас по программе был культурный досуг.

В качестве места посещения я выбрала Поганкины палаты, являющиеся выставочными помещениями Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Оставляем машину в близлежащем дворе и идём в направлении Поганкиных палат.

Поганкины палаты (ул. Некрасова, д.5) — каменное жилое, складское и производственное здание в черте Окольного города в Пскове, построенное в середине XVII века:

Для начала несколько слов об истории палат и о том, как в них стала размещаться музейная экспозиция:

Они были построены в период с мая 1671 по декабрь 1679 года по заказу одного из влиятельнейших людей Пскова — купца Сергея Ивановича Поганкина. Здание состояло из трёх частей: в самой крупной проживал сам купец с семьёй, в соседней — его старший сын со своей семьёй. Также в здании жила многочисленная дворня, а некоторые помещения использовались под склады и производства.

Примерно в 1693 году Сергей Поганкин умер, а ранее умерли и двое его сыновей — Еким и Юрий. Палаты были унаследованы последним оставшимся сыном — Иваном, а после его смерти достались сыну Юрия — Григорию Юрьевичу Поганкину. В 1710 году Григорий скончался во время эпидемии чумы, и род Поганкиных пресёкся. После смерти Григория Поганкина по его завещанию всё имущество, в том числе палаты, было передано церкви.

В 1747 году помещение было выкуплено государственной казной. После этого здесь размещались склады военного ведомства. 

В 1900 году по указу царя Николая II здание перешло Псковскому археологическому обществу, а в 1902 году после ремонта в здании открылся исторический музей. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров СССР восстановленные после разрушений в годы Великой Отечественной войны палаты были признаны памятником архитектуры республиканского значения. Сегодня в Поганкиных палатах представлены экспозиция икон XIV–XVII веков, деревянные скульптуры XVI–XVIII веков, фрагменты росписей, серебра, прикладного искусства, а также проводятся временные выставки.

Мы подошли к палатам, но вход в них не обнаружили: везде нас встречал забор. На одной из музейных построек мы увидели вывеску, сообщающую, что вход в Поганкины палаты осуществляется через главный корпус Псковского музея со стороны улицы Некрасова.

Заходим внутрь и направляемся к кассе. Стоимость билетов я, увы, не запомнила, так как мы оплатили посещение всех экспозиций Поганкиных палат.

Возле кассы музея продают сувениры, стоимость которых несколько удивляет.

Небольшой подсвечник в форме башни за 8500 рублей, а в форме часовни за 10000 рублей - по мне так перебор:

-2

В холле первого этажа главного корпуса музея размещён герб Пскова в обрамлении кованых деталей:

-3

Удивительно, но на гербе этого города явно различается крупный хищник семейства кошачьих.

История герба Пскова начинается с изображений на монетах и печатях Псковской республики. 

Напомню, что Псковская республика существовала с 1348 года (независимость от Новгорода) по 1510 года (подчинение Москве).

Ориентировочно в 1460-х годах на монетах и печатях Псковской республики появился «лютый зверь» — представитель семейства кошачьих. Впоследствии его в качестве эмблемы Пскова продолжили использовать московские князья и русские цари. 

В «Росписи всем Государевым печатям» 1626 года содержится описание псковского герба: «Печать Псковская: барс, под барсом земля». Но в указе 1666 года об изготовлении гербового знамени царя Алексея Михайловича есть такое описание: «Печать псковская, на ней рысь бежащая».

Герб Пскова впервые учреждён 28 мая 1781 года наряду с гербами других городов:  по указу Екатерины II хищный зверь окончательно был определён — им стал барс. Герб Пскова гласил: «В голубом поле барс, и над ним из облака выходящая рука»

В советские годы основа исторического герба была сохранена.

В 2010 году утверждён современный герб Пскова, основанный на историческом. Геральдическое описание герба гласит: «В лазоревом поле вверху — выходящая вниз из серебряных облаков правая длань телесного цвета (десница Божия), внизу — идущий золотой барс с червленым языком, серебряными глазами, когтями и зубами с чёрными отметинами и с кистью на конце хвоста».

То есть в XXI веке было ещё раз утверждено, что псковский «лютый зверь» - это всё-таки барс.

Барс в Пскове? Очень странно, конечно. Есть версия некоторых историков, что изначально "лютым зверем" был лев, как символ величия и силы, великокняжеской власти. Но после подчинения Пскова Русскому государству царский зверь на гербе, печатях и монетах Пскова был преобразован в барса. Но это всего лишь одно из множества предположений.

Как я уже ранее писала, вход в Поганкины палаты осуществляется через главный корпус музея. Но это не совсем так. Поганкины палаты - отдельно стоящее здание. Поэтому нужно с билетами в палаты выйти из главного корпуса во внутренний двор музейного комплекса и через этот двор по улице дойти по палат.

Во дворе музейного комплекса установлены советские скульптуры и церковный колокол:

-4

-5

-6

Сначала мы направились на временную выставку "Деньга Псковская".

Выставка очень интересная! На ней представлен нумизматический материал, начиная от периода обращения восточных куфических монет до прекращения работы Псковского Денежного двора во второй половине XVII века. Среди предметов – арабские, византийские, западноевропейские монеты, древнерусские монеты, монеты Псковской республики и Московского царства, а также предметы, сопровождавшие монетное обращение на территории Псковской земли.

Я не очень понимаю, как описывать экспонаты выставок. Ведь если делать это подробно, то посетителям музея попросту будет скучно изучать информацию о предметах музейной коллекции. Поэтому сделаю акцент лишь на некотором нумизматическом материале.

На выставке представлено множество монет, ходивших на территории Северо-Запада Руси в средние века.

Монета — денежный знак, изготовленный из металла или другого материала определённой формы, веса и достоинства.

Само слово «монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница».

Появление монет вызвано развитием товарно-денежных отношений. Первые монеты почти одновременно появились в Лидии (VII век до н. э.) и в Древней Греции (VI век до н. э.). В V веке до н. э. выпуск монет распространился в государствах Передней Азии и Средиземноморья.

Ранний этап истории монеты на территории Северо-Запада России связан с функционирование сети "большой восточной торговли".

На территории Арабского халифата существовали денежные дворы, которые чеканили серебряные монеты - дирхамы:

-7

Дирхамы были популярны на Руси до XI века, ну а потом качество этих монет существенно ухудшилось. Начался период обращения денариев.

Европейский денарий стал основным средством обращения на территории современной Псковской области до начала XII века:

-8

В денежном обращении древней Руси встречались и византийские монеты:

-9

Византийские монеты в кладах Северо-Западной Руси являются редкими находками. Такие монеты могли выступать в качестве официальных даров, а не средства платежа.

Производство собственной монеты на Руси началось в X веке при князе Владимире:

-10

А эти витрины посвящены так называемому "безмонетному периоду":

-11

-12

Безмонетный период — период в истории денежного обращения Древней Руси, характеризовавшийся практически полным отсутствием в обращении как иностранных, так и отечественных монет. Этот период охватил XII и XIII века, а также часть XIV века. Очень странно, учитывая, что на Руси уже давно чеканили монету.

Историки предполагают, что В XII веке приток серебра на Руси начал сокращаться с западного направления, а в XIII веке — и с восточного. Ну а своего серебра в Древнерусском государстве не было.

В безмонетный период роль денег выполняли товарные деньги и гривны — серебряные слитки определённой формы и веса. Также, возможно, для мелких расчётов служили мех, стеклянные браслеты, бусы и другие стандартные изделия древнерусских промыслов.

Безмонетный период закончился в XIV веке, но вопрос о конкретных формах денежного обращения в безмонетный период остаётся спорным.

Монеты периода Василия III и Ивана IV:

-13

Самостоятельное производство монеты в Пскове было налажено в период с сентября 1424 г. по февраль 1425 г. 

Выпуск собственных денег продолжался до утраты Псковом независимости в 1510 г. 

На аверсе псковских монет помещался погрудный портрет покровителя города - князя Довмонта - с мечом в правой руке и левой рукой, прижатой к груди.

Оформление реверс известно двух типов:

  • на монетах первого типа — надпись в четыре строки «ДЕНГА ПСКОВСКАЯ»;
  • на монетах второго типа — изображение животного (предположительно барса), окружённого надписью «ДЕНГА ПСКОВСКАЯ».

На выставке, среди многочисленных средневековых монет, можно увидеть и монеты независимой Псковской республики:

-14

После 1510 года чеканка монет в Пскове продолжилась, но денежный двор служил единому Русскому государству.

Монеты периода Бориса Годунова чеканки псковского денежного двора:

-15

Работа Псковского Денежного двора окончательно прекратилась после медного бунта 1662 г. и последующего указа о закрытии дворов «медного дела».

Мне настолько понравилась экспозиция, что уходить не хотелось. Муж настоял на осмотре следующей залов музея, иначе бы я торчала на выставке "Деньга Псковская" до вечера.

Ещё одна выставка, которую мы посетили в Поганкиных палатах, называлась "Клады великих потрясений".

На выставке представлена часть крупнейшего за всю историю раскопок в Пскове клада 2016 года, обнаруженного рядом с музейным кварталом. Клад был обнаружен в нескольких емкостях – шесть жестяных банок с монетами и два крупных серебряных сосуда. Позднее неподалеку в раскопе нашли еще два комплекса: жестяную коробку, наполненную сокровищами, и сильно заржавевший комок находок:

-16

Основной состав клада представлен нумизматической коллекцией, которая позволяет проследить историю чеканки российской монеты от XV века до начала XX века. Среди находок:

  • монеты-чешуйки Новгорода, Пскова, Твери, Москвы;
  • коронационные монеты;
  • монета Бориса Годунова, монеты Петра I, Петра II и Петра III;
  • много зарубежных монет, польские монеты и российские монеты, которые чеканились для Польши;
  • аффинажный слиток;
  • коллекция орденов и медалей XVIII–XIX веков, в том числе два ордена Станислава и орден Анны;
  • наградной ковш с имперским гербом и дарственной надписью;
  • предметы мелкой культовой пластики: иконы-складни, образки, киотные кресты.

Хозяином коллекции оказался Александр Семёнович Хвоинский.

Кем же был человек, собравший такую значительную коллекцию?

Александр Семёнович Хвоинский — губернский секретарь, член Псковского археологического общества. Хвоинский совмещал гражданскую службу с активным участием в общественной жизни Пскова. С 1906 года был членом Псковского Археологического общества и Псковской губернской учётной архивной комиссии, а также был секретарём ряда других общественных организаций Пскова. Хвоинский был известен в Пскове как собиратель древних рукописей и документов. 

После революции Александр Семёнович покинул страну и его дальнейшая судьба неизвестна.

В составе клада выделяется группа ценностей, которые были семейными и личными реликвиями А.С. Хвоинского:

-17

Некоторые монеты из коллекции А.С. Хвоинского:

Монеты Павла I
Монеты Павла I

Монеты Екатерины I
Монеты Екатерины I

Монеты Елизаветы Петровны и Петра III
Монеты Елизаветы Петровны и Петра III

Полтина Петра I, 1704 г.
Полтина Петра I, 1704 г.

И эта выставка мне очень понравилась. Удивительно, что клад включал в себя множество монет чеканки всех представителей династии Романовых: от Михаила Федоровича до Николая II.

Далее мы отправились на осмотр постоянной экспозиции музея - собрания псковских икон XIV–XVII веков.

 В выставочных залах Поганкиных палат представлено более 100 сюжетов и персонажей из ветхозаветной и новозаветной истории.

Вот некоторые экспонаты богатой музейной коллекции:

Евангелие в окладе, 1689 г.
Евангелие в окладе, 1689 г.

Святая мученица Иудиания, 1380-е годы
Святая мученица Иудиания, 1380-е годы

Деисус с предстоящими святыми великомученицами Варварой и Параскевой, первая четверть XV века
Деисус с предстоящими святыми великомученицами Варварой и Параскевой, первая четверть XV века

Спас Пантократор, Византия,  XIV  век. Икона была обнаружена в замурованной нише собора Рождества Иоанна Предтечи в Пскове
Спас Пантократор, Византия, XIV век. Икона была обнаружена в замурованной нише собора Рождества Иоанна Предтечи в Пскове

Святая великомученица Варвара, первая половина XVI века
Святая великомученица Варвара, первая половина XVI века

Апостол и евангелист Лука, пишущий икону Богоматери, середина XVI века
Апостол и евангелист Лука, пишущий икону Богоматери, середина XVI века

Богоматерь на престоле. Из иконостаса церкви Николая Чудотворца на Усохе. 1536 г.
Богоматерь на престоле. Из иконостаса церкви Николая Чудотворца на Усохе. 1536 г.

Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама), 1610-е годы
Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама), 1610-е годы

Деревянная скульптура Николая Чудотворца, XVI век
Деревянная скульптура Николая Чудотворца, XVI век

В зале во время нашего посещения работали художники, делавшие копии с древних икон:

-31

-32

В проходе между залами можно увидеть интересные стенд и витрину, посвященные этапам создания иконы и материалам иконописи:

-33

-34

-35

Далее мы отправились на осмотр экспозиций «Международная торговля Пскова в XVI–XVII веках» и «Кабинет купца Поганкина». Очень интересно и познавательно.

В холле первого этажа я заметила необычную витрину, показывающую, на каких глубинах залегают археологические находки различных периодов в культурном слое:

-36

Далее отправляемся на осмотр ещё одной постоянной экспозиции Поганкиных палат - «Музей Псковского археологического общества».

Экспозиция зала знакомит посетителей с историей становления Псковского музея и рассказывает о направлениях экспозиционной деятельности в дореволюционном музее:

-37

-38

-39

-40

В выставочном пространстве представлены экспонаты из коллекций музея Псковского археологического общества, хранящиеся в фондах современного Псковского музея-заповедника. Это рукописи, книги, иконы, предметы церковной утвари, оружие, изделия из текстиля, монеты, награды, археологические находки.

Последняя выставка, которую мы посетили в Поганкиных палатах, называется «Его величество фарфор».

В выставочном пространстве экспонируется около 400 предметов из собрания фарфора Псковского музея-заповедника, значительная часть которых представлена широкой публике впервые.

Одной из жемчужин коллекции являются сервизы и предметы декора, сделанные по эскизам художницы Анны Лепорской на Ленинградском фарфоровом заводе. Они были переданы Псковскому музею-заповеднику самой Анной Александровной Лепорской в период с 1972 по 1980 годы, являются авторскими экземплярами тиражей и имеют личную подпись автора:

-41

В музейной коллекции есть предметы Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» (знаменитый кузнецовский фарфор):

-42

Кузнецовский фарфор знаменит разнообразием стилей и техник исполнения, а также историей производства, особенностями технологии и стилем декора. 

Дореволюционный фарфор представлен не только чайными и столовыми сервизами, но и иными изделиями, использовавшимися в повседневной жизни:

Чернильница. Фабрика Ф.Я. Гарднера. 1830-1860 гг.
Чернильница. Фабрика Ф.Я. Гарднера. 1830-1860 гг.

Огромным коллекционным спросом и по сей день пользуется серия «Народности России», выпускавшаяся на заводе Ф.Я. Гарднера с 1870 года. Всего было выпущено около 50 фигурок. Семь скульптур находятся в собрании Псковского музея-заповедника и представлены на выставке:

Крестьянка Воронежской губернии и грузин
Крестьянка Воронежской губернии и грузин

Лопарка и мезенская самоедка
Лопарка и мезенская самоедка

На основе иллюстраций ежемесячных журналов «Волшебный фонарь», «Русский художественный листок», «Уличные типы» мастера фарфоровых заводов Ф.Я. Гарднера, А. Попова, братьев Корниловых, Миклашевского, Кузнецовых и многих других создали множество фигурок жителей страны: обитателей городских и сельских улиц и ярмарок, торговок и ремесленников, военных, городских дам, деревенских мужиков и маленьких детей:

Скульптура "Старуха-торговка", фабрика Ф.Я. Гарднера, 1870-1900 гг.
Скульптура "Старуха-торговка", фабрика Ф.Я. Гарднера, 1870-1900 гг.

В коллекции музея есть замечательные изделия из фарфора европейских мастеров.

Английский фарфор, XIX век:

-47

В эпоху ампира парадные сервизы часто украшались портретами императоров и членов их семей. Так, на миске с клеймами 1810–1814 годов, представленной на выставке, на зеленом гладком надглазурном фоне в овальных медальонах изображены миниатюрные портреты Наполеона I, императриц Жозефины и Марии-Луизы, и наследника престола:

Миска из столового сервиза с портретом Наполеона. Севрская монуфактура, Франция, 1810-1814 гг.
Миска из столового сервиза с портретом Наполеона. Севрская монуфактура, Франция, 1810-1814 гг.

В целом, собрание фарфора Псковского музея-заповедника насчитывает 1400 единиц. Они были собраны сотрудниками музея в этнографических и археологических экспедициях, закуплены на аукционах, переданы в дар псковичами и жителями области.

Есть в музейной коллекции и восточный фарфор:

Бокал. Япония. XIX век
Бокал. Япония. XIX век

Вот и подошёл к концу наш культурно-просветительский отдых.

Все выставки в Поганкиных палатах замечательные! Я не устала от обилия экспонатов и информации о них, а вот муж мой в какой-то момент перестал делать вид, что ему интересно.

Пришлось закончить осмотр.

Экспозицию Поганкиных палат, однозначно, рекомендую к осмотру! Музейные коллекции очень богатые, интересные и познавательные.

В музейный Псков мы ещё непременно вернёмся, ведь нами были осмотрены далеко не все объекты Псковского музея-заповедника.