Найти в Дзене

Музей авиации и космонавтики Сан-Диего: Вступление…

Мы посетили этот музей 6 ноября 2012 года. Отбор и обработку снимков сделал во время длинных и навязанных нам выходных в апреле 2020 года. А публикую их еще спустя более чем пять лет… Музей был основан 12 октября 1961 года и открыт для публики 15 февраля 1963 года в здании Food and Beverage Building, которое было построено в 1915 году для Панамо-Калифорнийской выставки. В 1965 году музей был перемещен в более крупное здание Electrical Building. 22 февраля 1978 года это здание и музей были уничтожены в результате поджога. Было уничтожено более пятидесяти уникальных самолетов, а также обширная коллекция артефактов и архивов. Музей вновь открылся с меньшей, но растущей коллекцией в бывшем здании Ford Building в Balboa Park, которое было построено для Калифорнийской тихоокеанской международной выставки 1935-36 годов. Это произошло 28 июня 1980 года, а в 2005 году музей стал филиалом Смитсоновского института. С одной стороны, у входа нас встречает Convair F2Y Sea Dart — экспериментальный

Мы посетили этот музей 6 ноября 2012 года. Отбор и обработку снимков сделал во время длинных и навязанных нам выходных в апреле 2020 года. А публикую их еще спустя более чем пять лет…

Музей был основан 12 октября 1961 года и открыт для публики 15 февраля 1963 года в здании Food and Beverage Building, которое было построено в 1915 году для Панамо-Калифорнийской выставки. В 1965 году музей был перемещен в более крупное здание Electrical Building. 22 февраля 1978 года это здание и музей были уничтожены в результате поджога. Было уничтожено более пятидесяти уникальных самолетов, а также обширная коллекция артефактов и архивов. Музей вновь открылся с меньшей, но растущей коллекцией в бывшем здании Ford Building в Balboa Park, которое было построено для Калифорнийской тихоокеанской международной выставки 1935-36 годов. Это произошло 28 июня 1980 года, а в 2005 году музей стал филиалом Смитсоновского института.

С одной стороны, у входа нас встречает Convair F2Y Sea Dart — экспериментальный реактивный гидросамолёт-истребитель. Оснащён водными лыжами для глиссирования на взлёте и посадке. Построено пять прототипов. Предназначался для прикрытия стратегического реактивного гидросамолёта-бомбардировщика Martin P6M SeaMaster, проектируемого параллельно.

-2

В начале программы разработки атомные бомбы весили около 15 тонн, и используемые для их доставки стратегические бомбардировщики требовали очень длинных аэродромов, которые противник мог легко уничтожить первым ударом. ВВС начало проект, который делал стратегическую авиацию независимой от аэродромов - глиссирующий бомбардировщик Martin P6M SeaMaster и глиссирующий истребитель Convair F2Y Sea Dart для его прикрытия. Проект Convair был одобрен, постройка двух прототипов заказана в конце 1951. Ещё до полёта первого прототипа была заказана серия из 12 машин.

-3

Прототип имел треугольное крыло, водонепроницаемый корпус и гидролыжи для взлёта и посадки на глиссировании. В неподвижном состоянии или на малой скорости самолёт удерживался на воде за счёт водоизмещающего корпуса, при этом задняя кромка крыла касалась воды. На взлётном глиссировании, по достижении скорости 16 км/ч гидролыжи опускались вниз, поднимая корпус над водой: после взлёта они подтягивались к корпусу. Ещё до окончания цикла испытаний флот потерял интерес к самолётам столь экзотической схемы, в частности, были решены проблемы эксплуатации сверхзвуковых самолётов с авианосца. Появились альтернативные способы доставки, поскольку термоядерные бомбы стали весить менее 2,5 тонн, удалось реализовать запуск ракет «Поларис» из подводного положения. Заказ на серийное производство был аннулирован, программа свёрнута.

-4

А с другой стороны у входа, не менее интересный, но уже серийный, Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США секретным отделением корпорации Lockheed Corporation — Skunk Works. Самолёт был создан на основе идей американского авиаконструктора Кларенса «Келли» Джонсона. А-12 был в производстве с 1962 по 1964 год и находился в эксплуатации с 1963 по 1968 год, последний раз самолёт поднялся в воздух в мае 1968 года. Конструкция одноместного самолёта, первый полёт которого состоялся в апреле 1962 года, послужила основой для создания высокоскоростного высотного разведчика SR-71 Blackbird.

-5

Всего по программе разработки А-12 было произведено 18 самолётов. У входа в музей представлен десятый серийный самолет. Значительная часть деталей планера была изготовлена из титанового сплава, при чем титан закупался в СССР. Программа по производству и разработке А-12 была официально закрыта президентом Джонсоном ещё 28 декабря 1966 года в целях экономии бюджета и в связи с разработкой нового самолёта SR-71 Blackbird, основой которого и послужил А-12.

-6

А теперь пройдемся по залам музея…

Реплика балансирного планера Отто Лилиенталя. Работы немецкого инженера Отто Лилиенталя стали поворотным моментом в истории авиации. Он изучал аэродинамику и работал над проектированием планера, который мог бы летать, а затем продемонстрировал, что полетом можно управлять. Основываясь на своих исследованиях птиц и того, как они летали, он написал книгу «Birdflight as the Basis of Aviation», опубликованную в 1889 году, которой пользовались братья Райт для их проектов. Он управлял своими планерами, перемещая вес своего тела, как это делает современный пилот дельтаплана. Работая вместе со своим братом Густавом, он совершил более 2000 полетов на планерах своей конструкции между 1891 годом и своей смертью в катастрофе в 1896 году. Планер Лилиенталя в коллекции музея представляет собой модель № 11 1896 года. Эта реплика Джона Литченберга, созданная по оригинальным чертежам, была завершена в 1978 году.

-7

Восстановленный планер Монтгомери Evergreen. Джон Джозеф Монтгомери, также изучавший полеты птиц, на которых он основывал свои аэродинамические принципы и конструкции, вероятно совершил первый полет на планере с человеком в Америке. 28 августа 1883 года он поднялся в воздух на своем планере-моноплане и пролетел 600 футов на высоте 15 футов над Уилер-Хилл в Отай-Меса, недалеко от Сан-Диего. Монтгомери был первым человеком, который использовал термин «аэроплан» и написал брошюру с этим названием. Он получил первый патент на «аэроплан» в 1906 году. Его достижения принесли ему звание «Отец базовых полетов». Последний и самый совершенный проект Монтгомери – это планер Evergreen: моноплан с обычным оперением и пилотом, сидящим под крылом. Полеты планера начались 17 октября 1911 года в рамках подготовки к установке двигателя. Большинство из 55 полетов были успешными и имели длину около 800 футов (243 м). 31 октября, после регулировки угла установки стабилизатора, Монтгомери снова поднялся в воздух. Летя на высоте менее 20 футов (7 м), на одном крыле произошел срыв потока и планер перешел в скольжение, упал на правый конец крыла и перевернулся. Монтгомери ударился головой об открытый болт и умер два часа спустя. Планер, представленный в музее, был восстановлен с использованием многих оригинальных деталей. Реставрация была спонсирована Security Pacific Bank.

-8

Реплика планера братьев Райт 1902 года. Третий планер, построенный братьями Райт, широко признан историками авиации первым в мире практическим «самолетом». Основываясь на испытаниях в аэродинамической трубе, которые Райты провели после полетов своего планера 1901 года, они внесли в конструкцию новый и очень важный элемент — руль направления. Добавление руля направления помогло этому планеру первым осуществить полностью контролируемое движение по всем трем: тангаж, крен и рыскание. К концу лета 1902 года планер побил все мировые рекорды для самолетов такого типа, включая дальность полета (622 фута или 201 м), время полета (90 секунд) и наибольшее количество полетов (более 700). Этот планер привел непосредственно к первым полетам с двигателем. Воспроизведение планера братьев Райт 1902 года в коллекции музея — это работа, в основном, Майка Атена, Бена Баракмана, Карен Хейзел и Скотта Хейзела, которые строили его в 2002-03 годах при финансовой поддержке музея. Чертежей планера 1902 года не сохранилось, поэтому команда полагалась на фотографии того периода, сделанные Орвиллом Райтом. Были получены, изучены и измерены четкие копии фотографий. На протяжении всего строительства использовались аутентичные материалы и технологические процессы того периода. Планер 1902 года был передан в дар музею в декабре 2003 года и стал центральным элементом мероприятий, посвященных 100-летию полета с двигателем.

-9

Летающая копия NYP-3 Spirit of St. Louis. Официально известный как Ryan NYP (аббревиатура от «Нью-Йорк-Париж»), самолет был разработан Дональдом Холлом из Ryan Airlines на основе самолета Ryan M-2. Самолет был назван в честь Сент-Луиса из-за финансовой поддержки этого города. Холл и сотрудники Ryan Airlines тесно сотрудничали с Линдбергом, чтобы спроектировать и построить одноместный одномоторный моноплан всего за 60 дней, по цене чуть более 10 000 долларов.

-10

Линдберг был убежден, что небольшой самолет, спроектированный на основе надежного двигателя Wright Whirlwind J-5C, имеет наилучшие шансы на выполнение полета. Размах крыльев Ryan M2 был увеличен на 10 футов, чтобы создать площадь, достаточную для подъема 450 галлонов (1703 литров) топлива вместе с пилотом и оборудованием.

-11

Линдберг решил, что хвостовое оперение и рули самолета должны быть небольшими, чтобы снизить сопротивление, а это в свою очередь, привело к неустойчивости самолета в целом: говорят, что Линдберг просил сделать самолет таким, чтобы он не засыпал за управлением. Жесткое плетеное сиденье в кабине также было сделано намеренно неудобным. Линдберг чрезвычайно заботился о снижении веса самолета, например, он не брал с собой радио и отказался брать с собой в трансатлантическое путешествие памятные письма, настаивая на том, чтобы каждая лишняя унция была потрачена на топливо.

-12

21 сентября 1927 года Линдберг вернул Spirit of St. Louis в Датч-Флэт, где более 60 000 жителей Сан-Диего приветствовали его на стадионе Бальбоа. Последний полет Spirit of St. Louis состоялся 30 апреля 1928 года, когда Линдберг вылетел из Сент-Луиса в Боллинг-Филд, Вашингтон, округ Колумбия, где он представил исторический самолет Смитсоновскому институту.

-13

Самолет, принадлежащий Музею авиации и космонавтики Сан-Диего, является летающей копией оригинального Spirit of St. Louis. Музей потерял свою первую копию самолета во время пожара в музее в 1978 году. Однако 34 мастера, включая трех строителей оригинального Spirit, приступили к строительству еще одного. За восемь месяцев мастера потратили 4800 часов на постройку Spirit III, и 28 апреля 1979 года самолет пролетел над Сан-Диего. В честь 75-й годовщины перелета, 16 августа 2003 года Spirit III снова летал. Во время проверок, необходимых для возвращения самолета в состояние летной годности, были обнаружены коррозию и повреждения, которые требовали капитального ремонта. Spirit III был полностью разобран, а деревянные и металлические конструкции были полностью отремонтированы, затем самолет был заново обшит новой тканью. Spirit III вернулся на свое почетное место в музее 4 ноября 2006 года.

-14

RQ-4 Global Hawk (модель) — американский стратегический разведывательный беспилотный летательный аппарат. Разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman. Первый полёт совершил 28 февраля 1998 года. Первый аппарат Global Hawk был передан ВМС США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года. В январе 2012 года ВВС США решили прекратить закупку RQ-4 Global Hawk. Принятые на вооружение ранее аппараты запланировано перевести в резерв. Причиной такого решения стало их дорогостоящее обслуживание, значительно превышающее затраты на эксплуатацию Lockheed U-2.

-15

Predator был разработан для обеспечения ВВС США тактической платформой воздушной разведки. Этот авиационный комплекс на самом деле состоит из четырех самолетов, наземной станции управления, терминала спутниковой связи и 55 человек личного состава. В полете самолет управляется наземным экипажем с помощью прямой линии передачи данных или, когда он находится за пределами прямой линии связи, с помощью спутника. Оборудование, установленное в носовой части, обеспечивает видео в реальном времени, неподвижные изображения или радиолокационные изображения в любых погодных условиях, днем или ночью. Информация может мгновенно передаваться военным командирам по всему миру.

-16

В январе 1994 года Министерство обороны заключило контракт на поставку 10 самолетов Predator с компанией General Atomics Aeronautical Systems из Сан-Диего, штат Калифорния, и первый Predator поднялся в воздух всего через шесть месяцев, в июле 1994 года.

-17

Оснащенный четырехцилиндровым поршневым двигателем Rotax, который приводит в движение двухлопастной толкающий винт, самолет RQ-1K может летать со скоростью 87 миль в час в течение 16 часов. Самолет имеет перевернутое V-образное хвостовое оперение, полностью убирающееся трехопорное шасси и взлетает и приземляется как обычный самолет. Он имеет фиксированную цветную телевизионную камеру в носовой части для дистанционного пилотирования; для автоматической навигации он оснащен инерциальной навигационной системой с GPS-навигацией.

-18

Музейный Predator совершил свой первый полет 24 октября 1997 года и участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в бывшей Югославии во время развертываний в 1999 и конце 2000 года. За время своей истории эксплуатации в ВВС он совершил 418 полетов. Демонстрируемый RQ-1K Predator является восемнадцатым построенным экземпляром и находится во временном пользовании у Национального музея ВВС США.

А еще про один аналогичный дрон с «трагической» судьбой мы узнаем во время экскурсии по авиационному музею в Белграде чуть позже…