Часть 31
Как я уже говорила, участники Мамонтовского кружка создавали не только картины, но и архитектурные проекты, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Основанные в Абрамцеве столярно-резчицкая и керамическая мастерские положили начало возрождению резьбы по дереву и производства майолики.
Идея возрождения русской майолики со временем воплотилась в Гончарном заводе «Абрамцево» в деревне Бутырки.
Если в эскизах не было равных Врубелю, то в химических технологиях непревзойдён Петр Ваулин. Их авторские изразцы, собственно, и прославили Абрамцево.
Ну а идея проекта, разумеется, принадлежала Савве Ивановичу, который всё это финансировал. Поэтому завод работал, пока был жив Мамонтов, до 1918 года. Хотя учитывая пертурбации в стране, может дело не только в жизни и смерти промышленника.
На заводе выполняли только штучные авторские заказы, поэтому каждое изделие было единственным в своем роде и очень дорогим.
Мы направляемся в мастерскую, в которой работали В.М. Васнецов, И.Е. Репин и сам Мамонтов, увлекавшийся скульптурой.
Мастерская, щедро украшенная пропильной резьбой, построена в 1873 году по проекту архитектора В.А. Гартмана.
Это единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение архитектора. Однако Сергей Мамонтов отзывался о мастерской сдержанно:
Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…
Тем не менее, в мастерской хорошо продуманно естественное освещение: в северной и южной стенах обычные прямоугольные окна, а в верхней части восточной стены находится широкое окно во всю стену, под которым расположена застекленная дверь, ведущая в парк.
В мастерской на постоянной основе развёрнута экспозиция произведений «Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»,
на которой представлены наиболее известные произведения М.А. Врубеля: керамическая сюита «Снегурочка»,
декоративные вазы,
а также изразцы для печей.
Третьяковская галерея с залом Врубеля, в котором также представлена врубелевская майолика, скромно пошла за угол покурить.
И я даже не то чтобы совсем шучу.
Не менее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской.
Серов, кстати, не только «Девочку с персиками» написал, но и создал вот такую мистическую фигурку.
Талантливый человек талантлив во всем!
Это тот самый Главный усадебный дом, в который мы не пошли – самое старое здание усадьбы.
Он построен еще в конце XVIII века и является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма. Хотя, конечно, перестраивали его неоднократно.
Если многочисленная семья Аксаковых считала дом «поместительным», то Мамонтовым, представителям другого поколения, он показался тесноватым. Новые владельцы не только отремонтировали дом, но и достроили нижний этаж с юга,
мезонин с севера, а со стороны паркового фасада пристроили эркер-фонарик.
Дом потребовал больших переделок и, вернее, многое надо было сделать наново. Фундамента не было… Крыша была совершенно гнилая – пришлось крыть железом. Полы все перекосились и сели, накаты сгнили, все надо было заменить. Печи все были в развалинах, ни одна не годилась. Нижние венцы во всем доме пришлось подвести новые – словом, как копнули дом со всех сторон, работы оказалось масса.
С.И. Мамонтов «Летописи сельца Абрамцева»
Продолжение следует...