Найти в Дзене

Москва и немного окрестностей. Абрамцево. Часть 4/7

Как я уже говорила, участники Мамонтовского кружка создавали не только картины, но и архитектурные проекты, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Основанные в Абрамцеве столярно-резчицкая и керамическая мастерские положили начало возрождению резьбы по дереву и производства майолики. Идея возрождения русской майолики со временем воплотилась в Гончарном заводе «Абрамцево» в деревне Бутырки. Если в эскизах не было равных Врубелю, то в химических технологиях непревзойдён Петр Ваулин. Их авторские изразцы, собственно, и прославили Абрамцево. Ну а идея проекта, разумеется, принадлежала Савве Ивановичу, который всё это финансировал. Поэтому завод работал, пока был жив Мамонтов, до 1918 года. Хотя учитывая пертурбации в стране, может дело не только в жизни и смерти промышленника. На заводе выполняли только штучные авторские заказы, поэтому каждое изделие было единственным в своем роде и очень дорогим. Мы направляемся в мастерскую, в которой работали В.М. Васнецов, И.Е. Репи

Часть 31

Как я уже говорила, участники Мамонтовского кружка создавали не только картины, но и архитектурные проекты, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Основанные в Абрамцеве столярно-резчицкая и керамическая мастерские положили начало возрождению резьбы по дереву и производства майолики.

Идея возрождения русской майолики со временем воплотилась в Гончарном заводе «Абрамцево» в деревне Бутырки.

Гончарный завод «Абрамцево»
Гончарный завод «Абрамцево»

Если в эскизах не было равных Врубелю, то в химических технологиях непревзойдён Петр Ваулин. Их авторские изразцы, собственно, и прославили Абрамцево.

Изделия гончарного завода «Абрамцево»
Изделия гончарного завода «Абрамцево»

Ну а идея проекта, разумеется, принадлежала Савве Ивановичу, который всё это финансировал. Поэтому завод работал, пока был жив Мамонтов, до 1918 года. Хотя учитывая пертурбации в стране, может дело не только в жизни и смерти промышленника.

На заводе выполняли только штучные авторские заказы, поэтому каждое изделие было единственным в своем роде и очень дорогим.

Изделия гончарного завода «Абрамцево»
Изделия гончарного завода «Абрамцево»

Мы направляемся в мастерскую, в которой работали В.М. Васнецов, И.Е. Репин и сам Мамонтов, увлекавшийся скульптурой.

Студия-мастерская
Студия-мастерская

Мастерская, щедро украшенная пропильной резьбой, построена в 1873 году по проекту архитектора В.А. Гартмана.

Студия-мастерская
Студия-мастерская
Студия-мастерская
Студия-мастерская

Это единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение архитектора. Однако Сергей Мамонтов отзывался о мастерской сдержанно:

Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…

Тем не менее, в мастерской хорошо продуманно естественное освещение: в северной и южной стенах обычные прямоугольные окна, а в верхней части восточной стены находится широкое окно во всю стену, под которым расположена застекленная дверь, ведущая в парк.

Студия-мастерская
Студия-мастерская
Студия-мастерская
Студия-мастерская

В мастерской на постоянной основе развёрнута экспозиция произведений «Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»,

Какой-то очень современно-толерантный афроновгородец Садко получился, в духе сериалов Netflix
Какой-то очень современно-толерантный афроновгородец Садко получился, в духе сериалов Netflix

на которой представлены наиболее известные произведения М.А. Врубеля: керамическая сюита «Снегурочка»,

М.А. Врубель, керамическая сюита «Снегурочка»
М.А. Врубель, керамическая сюита «Снегурочка»
М.А. Врубель, керамическая сюита «Снегурочка»
М.А. Врубель, керамическая сюита «Снегурочка»

декоративные вазы,

Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»
Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»

а также изразцы для печей.

Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»
Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»
Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»
Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»

Третьяковская галерея с залом Врубеля, в котором также представлена врубелевская майолика, скромно пошла за угол покурить.

Камин «Микула Селянинович и Вольга». Третьяковская галерея
Камин «Микула Селянинович и Вольга». Третьяковская галерея
Третьяковская галерея
Третьяковская галерея

И я даже не то чтобы совсем шучу.

Не менее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской.

Абрамцевская гончарная мастерская
Абрамцевская гончарная мастерская
Абрамцевская гончарная мастерская
Абрамцевская гончарная мастерская
Абрамцевская гончарная мастерская
Абрамцевская гончарная мастерская

Серов, кстати, не только «Девочку с персиками» написал, но и создал вот такую мистическую фигурку.

Абрамцевская гончарная мастерская
Абрамцевская гончарная мастерская

Талантливый человек талантлив во всем!

Это тот самый Главный усадебный дом, в который мы не пошли – самое старое здание усадьбы.

Главный усадебный дом
Главный усадебный дом

Он построен еще в конце XVIII века и является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма. Хотя, конечно, перестраивали его неоднократно.

Если многочисленная семья Аксаковых считала дом «поместительным», то Мамонтовым, представителям другого поколения, он показался тесноватым. Новые владельцы не только отремонтировали дом, но и достроили нижний этаж с юга,

Главный усадебный дом
Главный усадебный дом

мезонин с севера, а со стороны паркового фасада пристроили эркер-фонарик.

Главный усадебный дом
Главный усадебный дом
Дом потребовал больших переделок и, вернее, многое надо было сделать наново. Фундамента не было… Крыша была совершенно гнилая – пришлось крыть железом. Полы все перекосились и сели, накаты сгнили, все надо было заменить. Печи все были в развалинах, ни одна не годилась. Нижние венцы во всем доме пришлось подвести новые – словом, как копнули дом со всех сторон, работы оказалось масса.
С.И. Мамонтов «Летописи сельца Абрамцева»

Продолжение следует...