В какие #игры вы играли в детстве?
Когда собиралась компания детей, то мы играли в жмурки, вышибалы, прятки.
Как-то в прятки стали играть, будучи в Дегтярске, с кузиной Таней и её друзьями. Кто-то из детей галил в очередной раз. Остальные дети разбежались и попрятались. А тут вышла бабушка Галя и позвала нас на обед. Мы с сестрой, никому ничего не сказав, шмыгнули домой и приступили к приёму пищи. После обеда, возможно, ещё повалялись на кровати (типа сончаса), почитали, дела свои поделали. А когда снова вышли на улицу, пацан, который галил, ещё продолжал нас искать.
Бабушки занимали меня игрой в лото, домино или карты. Очень расстраивался, когда несколько раз подряд проигрывал и оставался «дураком». Тогда я злился, кричал, бросал карты, а прабабушку это веселило и она начинала заливисто смеяться, чем заводила меня ещё больше. И я в порыве гнева восклицал:
- Не буду я больше играть!
Но проходило несколько минут, и я сам предлагал сыграть.
С батей «резались» в шашки.
Как-то дядя привёз нарды и научил в них играть. На несколько недель эта игра стала для нас ежедневным занятием, как и «Монополия», которую он привёз в другой раз.
Ещё среди освоенных интеллектуальных игр могу назвать шахматы (хотя не ценитель) – играл немного в детстве, а потом уже в зрелом возрасте со старшим сыном, когда он заинтересовался этой темой. Сын насмотрелся всяких обучалок, почитал про схемы, приёмы игры и в скором времени начал меня обыгрывать.
Также к интеллектуальным (правда с некоторой натяжкой) можно отнести игры «Чёрное-белое» и «Бери, да помни».
Суть первой в том, чтобы при ответе на вопросы ведущего не использовать ответы «да», «нет», не называть белый и чёрный цвет и не смеяться.
Играли, обычно перед сном, лёжа на кровати долгими зимними вечерами, когда на улице уже темно, но спать, вроде как ещё рано и не хочется.
Начиналась игра с присказки: «Да и нет не говорите, чёрное с белым не берите, а покажется смешно – так смеяться не должно (второй вариант: что ж, смеяться не грешно)». Далее следовал стандартный первый вопрос: «Вы на бал поедете?». Часто для неопытных игроков игра заканчивалась после этого вопроса, когда они давали один из запрещённых ответов.
Если первый этап был благополучно пройден, вторым задавали вопрос: «Что наденете?»… А дальше вопросы следовали по ситуации - в зависимости от фантазии участников и развития сюжета, пока игра не заканчивалась запрещённым ответом или безудержным смехом ведущего и игрока.
«Бери, да помни» - больше на память. Рассчитана на двух игроков. Начиналась, как правило, за столом, во время трапезы, когда из варёной или жареной тушки курицы извлекалась кость от грудины в виде рогатки.
Человек, нашедший такую косточку, выбирал себе партнёра по игре и протягивал ему косточку, держа за одну сторону Рогатины, а противник брался за вторую. Соперники тянули каждый на себя, и косточка разламывалась. После этого нельзя было брать из рук оппонента никакие вещи и предметы, либо перед тем, как взять, нужно было произнести фразу: «Беру, да помню».
Проигрывал тот, кто забывал о игре и принимал от партнёра какой-то предмет. Тогда счастливый победитель сопровождал свой триумф словами: «Бери, да помни»!
На переменах и после уроков пацаны «резались» в пробки. Таскали с собой целые кучи разноцветных цилиндриков в полиэтиленовых мешках, потому что в карманы уже не помещались. Была какая-то градация по шкале ценностей: ёжик, дамка, король, простая (т.е. белая), цветная или золотая. Выставляли на кон только равнозначные пробки, либо за одну очень ценную могли давать сразу две менее ценных. Для того, чтобы они летели дальше и уверенней выбивали пробки противника, запихивали внутрь пластилин, утяжеляя их таким образом.
Однажды и я загорелся этой игрой и решил попробовать свои силы. Но вот незадача – пробок у меня не было, я их не копил и не выигрывал. Тогда я снял позолоченные пробки с двух флакончиков маминых духов. И отправился на улицу.
Возможно, я даже не собирался играть, а просто хотел похвастаться, продемонстрировать, какие у меня есть пробочки. Эти пробки оказались золотыми королями и на них сразу нашёлся претендент. Он предложил мне сыграть на какую-то редкую ценную пробку из своей коллекции.
Игра началась. Мы вдвоём играли, а остальные пацаны были зрителями. Мне, как новичку повезло. Первую партию я выиграл и стал обладателем ещё одной пробки. Пацан, естественно, захотел отыграться.
В следующей партии он одержал верх и вернул свою пробку. Каждый остался при своём. Но на этом ничего не закончилось. Мы вновь сыграли. Пацан выбил мою пробку. Но я отыграл её с помощью второй. Удача была то на моей стороне, то сопутствовала ему.
Так повторялось несколько раз, пока мой соперник не выбил обе мои пробки, выиграв дважды подряд. Мне нечем стало отыгрываться и я, понурив голову, побрёл домой, где меня ещё ожидал нагоняй от мамы, которая обнаружила отсутствие красивых колпачков на флаконах духов.
С развитием электроники и кибернетики появились компактные индивидуальные игры типа «Ну, погоди», где волк ловил яички, а игровые автоматы отошли в прошлое. С Электроникой и Тетрисом нас также познакомил дядя Саша.
Позже появилась игровая приставка «Денди». Впервые мы увидели и начали её осваивать у Дяди Андрея – любителя всяких новинок техники и обладателя самых современных и прогрессивных устройств (фотоаппарата полароид, говорящих электронных часов, видеомагнитофона…). Затем родители раскошелились и приобрели такую нам с братом. Но приставку разрешалось подключать только к старому чёрно-белому телевизору, чтобы экран у новенького Самсунга не испортился, не выгорел. Дни напролёт (иногда с самого утра и допоздна) мы играли в танчики, черепашек-ниндзя, Пакмэна, Марио и другие игры. Покупали картриджи, обменивались ими с другими детьми или в пунктах обмена. Иногда уже даже пластиковые корпуса картриджей не выдерживали и ломались, оставалась только плата, которая продолжала работать.
Эта техника казалась нам вершиной эволюции в области электронных игр и апофеозом человеческой изобретательности в этом направлении… Но потом наступила эпоха компьютерных игр.
Однажды мы с товарищами - одногруппниками на всю ночь зависли у одного из них – Якова, в отсутствие его родителей и по очереди гоняли на виртуальной машине по виртуальному городу.
Компьютерных игр со временем развелось очень много, на любой вкус – и бродилки, и стрелялки, и стратегии, и страшилки, и гонки, и леталки…
Дядя Андрей, например, увлекался игрой Call of Duty. Мои коллеги постоянно играли в танки. Кто-то не смог устоять соблазну и «рубился» в Wolfenstein или DOOM.
Я же на третьем десятке лет, после службы в армии «подсел» на GTA San Andreas, случайно увидев её у брата на компе (который купили ему для учёбы!), и посвятил ей не один вечер (а то и год).
В настоящее время каких только игр не разработано и не адаптировано для смартфонов и планшетов, бесконечное множество их можно скачать из приложения. Техника тоже не стоит на месте – появились очки виртуальной реальности для большего погружения в игру.
Ведь любому человеку (ребёнку с его неокрепшей психикой в том числе) кроме удовлетворения естественных потребностей нужно зрелищ или развлечений. Человек так устроен, что он стремится получать удовольствия и избегать страданий. И индустрия развлечений идёт на встречу человечеству в этом вопросе, удовлетворяя любой каприз за наши деньги. Хотите похулиганить, пострелять в людей, угнать машину, что-то взорвать без всяких последствий? Добро пожаловать в игру!
Так почему же мы требуем от детей отказаться от игр, если даже взрослые не всегда могут противостоять их влиянию на свою жизнь и судьбу и контролировать себя?
С недавних пор проводятся соревнования по компьютерным играм, появилось такое понятие, как «киберспорт», а люди могут купить и продать экипировку, оборудование, вооружение, какие-то улучшения для своей техники в игре, заработать (выиграв турнир) приличные деньги.
Тем не менее, я не сторонник малоподвижного образа жизни и того, чтобы заменять реальную жизнь виртуальной.
А в какие игры вы играли в детстве?
Как помочь ребёнку сохранить связь с реальностью и не дать полностью провалиться в виртуальный мир и минимизировать зависимость от гаджетов?