Найти в Дзене

История коллекционера: как виниловые пластинки объединили три поколения

Пять лет назад Андрей приобрёл на аукционе ничем не примечательную коллекцию пластинок. Среди них оказался конверт с детской фотографией — и этот снимок изменил его жизнь. Сегодня его пятилетняя дочь Маша рисует обложки для «The Dark Side of the Moon», а по вечерам они слушают вместе пластинки, которые когда-то спасали от одиночества, объединяли влюблённых и хранили запрещённые голоса. Эта история — о том, как аналоговый звук может связать поколения. Здравствуйте мои дорогие и любимые читатели, подписчики и гости канала. Старые пластинки хранят голоса эпохи. Как вы, вероятно, догадались я продолжаю цикл «Коллекционер коллекций» и сегодня представляю вам интервью с коллекционером виниловых пластинок, хотя меломаном он себя не считает. В квартире Андрея пахнет старым деревом, воском и особенным, ни на что не похожим ароматом — смесью пыли и истории, который источают пластинки. На полках — не книги, а ровные ряды конвертов с грампластинками. — Вот мой первый трофей, — Андрей бережно доста
Оглавление

Пять лет назад Андрей приобрёл на аукционе ничем не примечательную коллекцию пластинок. Среди них оказался конверт с детской фотографией — и этот снимок изменил его жизнь. Сегодня его пятилетняя дочь Маша рисует обложки для «The Dark Side of the Moon», а по вечерам они слушают вместе пластинки, которые когда-то спасали от одиночества, объединяли влюблённых и хранили запрещённые голоса. Эта история — о том, как аналоговый звук может связать поколения.

Здравствуйте мои дорогие и любимые читатели, подписчики и гости канала. Старые пластинки хранят голоса эпохи.

Как вы, вероятно, догадались я продолжаю цикл «Коллекционер коллекций» и сегодня представляю вам интервью с коллекционером виниловых пластинок, хотя меломаном он себя не считает.

Первый аккорд

В квартире Андрея пахнет старым деревом, воском и особенным, ни на что не похожим ароматом — смесью пыли и истории, который источают пластинки. На полках — не книги, а ровные ряды конвертов с грампластинками.

— Вот мой первый трофей, — Андрей бережно достаёт пластинку 1983 года с записью Альбома группы «Кино». — Мне было 14, я отдал за неё месяц карманных денег и три марки из дедушкиной коллекции. Родители не понимали, зачем тратить деньги на «какую-то музыку», но для меня это был билет в другой мир.

— Андрей, как правильно называется коллекционирование виниловых пластинок?

По-научному — филофония (от греческого «phileo» — любить и «phone» — звук). Коллекционеров винила называют филофонистами. Есть ещё термин «винилофилия», но он более разговорный. Тех, кто специализируется на определённых жанрах или лейблах, так и называют — «джазовые филофонисты» или «коллекционеры «Мелодии».

— С чего началось ваше увлечение?

С подарка отца — проигрывателя «Вега-108-стерео» 1987 года. Он до сих пор работает, вот здесь стоит. Помню, как впервые услышал голос Высоцкого с винила — это был шок. Цифровой звук плоский, а здесь — объём, тепло, даже шорох иглы стал частью музыки. Первую пластинку купил в комиссионке на Арбате — ту самую, «Кино». Продавец, видя мой интерес, подарил ещё и чистую иглу.

— Сколько всего пластинок в вашей коллекции?

На сегодня — 3247 экземпляров. Самые старые — дореволюционные записи на «Экстрафоне» 1910 года, самые ценные — первые советские стереозаписи 1965 года. Но для меня ценность не в возрасте, а в истории. Вот, например, пластинка с записью голоса Юрия Гагарина — её выпустили тиражом 500 экземпляров к 20-летию полёта.

— Почему вы не перешли на цифровые форматы?

У меня есть и современный проигрыватель Project Debut Carbon, и подписка на стриминги. Но винил — это не про удобство, это про ритуал. Достать пластинку, очистить её специальной щёткой, установить скорость — 33 или 45 оборотов, опустить тонарм... Это как чайная церемония. Ты не просто слушаешь музыку — ты участвуешь в процессе.

— Какая пластинка самая ценная в коллекции?

Пластинка The Beatles «A Collection of Beatles Oldies» 1966 года — её привезли в СССР дипломаты, и всего несколько экземпляров оказалось в стране. Я нашёл её в 2005 году на блошином рынке в Питере — бабушка продавала за 500 рублей, не понимая ценности. Но я заплатил ей 5 000 — столько она стоила на тот момент. Совесть не позволила обмануть.

— Где вы храните такое собрание?

Специальные стеллажи в комнате с климат-контролем — температура 18-20 градусов, влажность 40-50%. Для особо ценных экземпляров — антистатические внутренние конверты. Жена шутит, что наши гости спят в гостиной, а пластинки — в спальне. Но это правда — лучшие условия как раз в спальне.

— Были ли курьёзные случаи?

Как-то раз я приобрёл на аукционе партию пластинок из дома известного дирижёра. Среди них оказалась пластинка с автографом Шостаковича — бывший владелец не заметил её. Я разыскал внука дирижёра и вернул пластинку — она должна была остаться в семье. В благодарность он подарил мне редкую запись репетиции Святослава Рихтера.

-2

Голоса на "костях"

Андрей открывает специальный деревянный ящик с бархатной подложкой, где лежат самые необычные экземпляры его коллекции.

— Вот они — «музыка на рёбрах», — он бережно достаёт гибкую прозрачную пластинку с призрачными изображениями позвонков. — Это 1957 год, джаз, записанный на рентгеновском снимке. В СССР такие пластинки называли «костями» или «рентгенидами».

— Как вообще появились такие пластинки?

В послевоенные годы в СССР был дефицит винила, но огромная потребность в музыке — джаз, рок-н-ролл, запрещённые западные исполнители. Медики тайно выносили списанные рентгеновские снимки, на кустарных станках нарезали на них записи. Качество ужасное — 2-3 прослушивания, зато каждая такая пластинка была актом сопротивления.

— Как они звучат?

Как голоса из подполья. Вот послушайте, — Андрей ставит «кость» на проигрыватель. — Слышите эти потрескивания? Это не только дефекты записи, но и шумы самого снимка. Иногда сквозь музыку проступают фразы на немецком — это трофейные немецкие рентген-аппараты. А вот на этой пластинке 1961 года виден снимок ребёнка — и поверх него записан «The Beatles». Впрочем, в этом фоне каждый слышит своё необычное.

— Какие ещё технологические редкости есть в коллекции?

Особая гордость — первые советские стереопластинки 1965 года. Технология была украдена у англичан, но усовершенствована. У меня есть пробный экземпляр с записью оркестра Олега Лундстрема — всего 50 штук таких выпустили. Ещё коллекция гибких пластинок из журнала «Кругозор» — их можно было вырезать и играть, правда, всего 5-6 раз. Потом они портились.

— Как отличить оригинал от пиратской копии?

По матричным номерам — они как отпечатки пальцев. Вот смотрите: оригинальная пластинка «Мелодии» 1978 года имеет номер с буквой «А», а пиратская — с «Р». Но самые хитрые фальшивки — когда на старый винил наносят новую запись. Выдаёт только тест на вес и толщину.

— Есть ли в коллекции пластинки с особыми историями?

Вот эта — с автографом Элвиса Пресли, привезённая из США в 1973 году дипломатом. Её хранили за подкладкой пальто на таможне. А эта — с записью голоса Анны Ахматовой 1946 года, её сделали в домашних условиях на алюминиевой пластине. Но самая трогательная — самодельная пластинка, которую парень в 1980-х записал для девушки на рентгеновском снимке её же руки. Они до сих пор вместе, кстати.

— Что самое сложное в сохранении таких раритетов?

«Кости» буквально рассыпаются со временем. Приходится создавать особые условия: полная темнота, температура 15 градусов, вертикальное хранение. Некоторые экземпляры я перевожу в цифру, но это тоже риск — можно безвозвратно повредить иглой.

— Были ли необычные находки?

На чердаке дома на Арбате нашёл коробку с пластинками 1960-х. Среди них — уникальная запись голоса Бродского с пометкой «не для распространения». А в пластинке «Песни советской эстрады» обнаружил вложенное письмо 1968 года с антисоветскими стихами — видимо, так передавали запрещённые тексты.

-3

Звук, который объединяет

Андрей проводит меня в комнату, где на стене висит необычный коллаж — детские рисунки рядом с конвертами от пластинок.

— Это наша семейная история, — улыбается он. — Моя пятилетняя дочь Маша рисует обложки для моих любимых альбомов.

— Расскажите историю, как винил помог вам найти дочь

Это была удивительная цепочка событий. В 2015 году я приобрёл на аукционе коллекцию пластинок известного ленинградского меломана. Среди них оказался конверт с фотографией девочки и надписью: «Саше, играй громче!». Я разместил фото в тематическом сообществе — и через неделю мне написала женщина, узнавшая свою детскую фотографию. Оказалось, это была дочь того самого коллекционера, с которой он потерял связь после распада СССР. Мы встретились, подружились, а потом образовалась семья. Я удочерил пятилетнюю Машу.

— Изменилось ли звучание современных пластинок?

Кардинально! Раньше винил записывали через аналоговые пульты, сохраняя естественные гармоники. Современные пластинки часто делают с цифровых мастер-записей — звук становится чётче, но теряет «тёплое» аналоговое звучание. Вот сравните: советская пластинка 1980-х звучит как живой оркестр в комнате, а современная — как студийная запись. Хотя есть и приятные исключения — некоторые лейблы специально используют ретро-оборудование.

— Какие курьёзные случаи происходили за годы коллекционирования?

Как-то раз я приобрёл партию пластинок из дома известного учёного. Среди них оказалась запись с голосом Леонида Брежнева — но при прослушивании выяснилось, что на обратной стороне кто-то нарезал запрещённые на тот момент песни Галича. Двойной сюрприз! А ещё помню, как на барахолке бабушка продавала пластинку за 100 рублей — она не знала, что это первый тираж «Металлики» в СССР, который сейчас стоит больше 50 000.

— Что будет с вашей коллекцией в будущем?

Маша уже сейчас с интересом слушает пластинки и рисует обложки. Надеюсь, коллекция останется в семье — я веду подробный каталог с историями каждого экземпляра. Также оцифровываю редкие записи для Виртуального музея советской звукозаписи, который мы создаём с единомышленниками. Важно сохранить не только пластинки, но и память о людях, которые их создавали и слушали.

— В чём главная ценность винила для вас?

Это мост между поколениями. Когда я ставлю пластинку, которую слушал мой отец, а теперь слушает моя дочь — возникает уникальная связь времен. Недавно Маша спросила: «Папа, а почему на пластинке трещит?». Я объяснил, что это как морщины на лице — знаки прожитой жизни. И она поняла.

— Ваш совет начинающим коллекционерам?

Начинайте с музыки, которую любите — не гонитесь за раритетами. Учитесь определять состояние пластинок по маркировке. Не используйте дешёвые проигрыватели с керамическими головками. Знакомьтесь с другими коллекционерами — они лучшие учителя. Помните: ценность не в стоимости, а в истории.

Если бы вам, дорогие мои читатели и подписчики, подарили одну пластинку, которая должна рассказать о нашем времени потомкам, что бы это была за запись?

Все картинки данной публикации взяты из открытых источников сети интернет
Все картинки данной публикации взяты из открытых источников сети интернет

Вот ссылка на подборку статьей цикла "Коллекционер коллекций":

Коллекционер коллекций | Записки трудного ребёнка | Дзен

Друзья, спасибо, что прочитали эту историю до конца!

Для меня важна каждая ваша реакция — не просто цифра в статистике, а важный сигнал, что я делаю нужное дело. Если этот материал отозвался в вашем сердце, пожалуйста, поддержите — это поможет создавать новые интересные проекты.

Вот как вы можете это сделать:

· Оценки (лайки) — самый простой способ сказать «спасибо». Для меня это как аплодисменты.

· Комментарии — мне безумно важно ваше мнение! Поделитесь своими мыслями, историями или просто напишите, какая часть интервью тронула вас больше всего.

· Репосты — помогите мне найти единомышленников. Поделитесь статьей с друзьями, которые поймут эту магию коллекционирования.

· Донаты (добровольные пожертвования) — если у вас есть возможность и желание материально поддержать мою работу, мы будем безмерно благодарны. Каждая копейка пойдет на съемки, архивы и новые истории.

Ваша поддержка дает мне силы, время и ресурсы, чтобы продолжать.