"Иногда любовь — это не решение. Иногда любовь — это проблема." - Лу Саломе.
"When Nietzsche Wept" - кинофильм режиссёра Пинхаса Перри, снятый в 2007 году. Экранизация основана на одноимённом романе, написанного известным американским психотерапевтом и писателем Ирвином Яломом в 1992 году. Книга стала мировым бестселлером, объединив психоанализ, философию и исторический вымысел.
Действие происходит в Вене 1882 года. Молодая и очаровательная Лу Саломе, чувствуя себя виноватой в душевных страданиях философа Фридриха Ницше, который был в нее безнадежно влюблен, обращается к знаменитому врачу-новатору Йозефу Брейеру. Она просит его найти способ вылечить Ницше от отчаяния и суицидальных мыслей, при этом не задевая его гордости.
Брейер и его друг Зигмунд Фрейд придумывают хитрый план: Брейер убеждает Ницше, что его гениальный ум нужен для лечения самого Брейера от его собственных душевных мук и навязчивых идей. Так начинается сложная психологическая дуэль между двумя великими умами — философом и врачом. В процессе их "сеансов" роли пациента и врача постоянно меняются, стирая границы между тем, кто кого лечит. В основу сюжета легли реальные исторические личности, но сама история является художественным вымыслом.
Фильм снял Пинхас Перри, израильско-американский режиссер, который специализируется на интеллектуальных драмах и часто обращается к еврейской тематике.
Интересно, что молодой Зигмунд Фрейд (его играет Джейми Элман) является учеником и протеже Брейера в фильме. Это соответствует исторической правде. Многие идеи, которые позже разовьет Фрейд (например, значение снов, истерия, вытеснение), здесь показаны в зародыше через практику Брейера.
Несмотря на международный состав, ключевые сцены снимались в Вене, что придало фильму аутентичную атмосферу Австро-Венгерской империи конца XIX века.
Каст фильма был очень сильным, и актеры глубоко погрузились в свои роли.
• Арманд Ассанте (Ницше): Актёр известен своей уникальной способностью перевоплощаться в сложных персонажей. Он гениально исполнил роль Наполеона в 1987 году в фильме "Наполеон и Жозефина: история любви".
Для роли Ницше он отрастил знаменитые усы и работал над созданием образа человека, разрываемого внутренними демонами и физической болью (мигрени, от которых страдал реальный Ницше). Ассанте старался передать не только безумие и гнев философа, но и его уязвимость.
Ницше, который оставил свою академическую должность в 1879 году из-за проблем со здоровьем, считается основоположником философии жизненной дисциплины. Он не создал систематической философии, предпочитая афоризмы для выражения своих мыслей. Часто путешествуя в поисках климата, благоприятного для здоровья, Ницше жил как независимый писатель в разных городах.
Постоянные мигрени Ницше в фильме показаны не просто как болезнь, а как физическое воплощение его душевных страданий и "трансценденции" через боль.
• Бен Кросс (д-р Йозеф Брейер): Актёр блестяще сыграл конфликт успешного, уважаемого врача, который сам оказывается в ловушке собственных неврозов, страстей и экзистенциального кризиса. Его персонаж — мост между рациональной медициной и зарождающейся иррациональной психологией.
Брейер родился в Вене 15 января 1842 года и был еврейским врачом. Интересуясь физиологией, Брейер учился в Венском университете в 1859 году и получил докторскую степень по медицине в 1864 году. Помимо научных исследований, он поддерживал своего коллегу Фрейда в лечении невротических и истерических расстройств. Женившись на Матильде Альтман в 1868 году, от которой у него было пятеро детей, Брейер был врачом видных деятелей венского общества.
• Кэтрин Винник (Лу Саломе): До своей известной роли в сериале "Викинги" Кэтрин Винник сыграла Лу Саломе - интеллектуалку, которая манипулирует мужчинами, но при этом искренне хочет им помочь.
Лу Андреас-Саломея родилась в Санкт-Петербурге, Российская империя, в 1861 году. Она была единственной дочерью в богатой семье. После смерти ее отца, русского генерала, в 1879 году она и ее мать отправились в Цюрих, где она училась в качестве приглашенной ученицы. В течение своего первого года в Цюрихском университете, одном из немногих учебных заведений, принимавших женщин, она посещала курсы философии, логики, психологии и теологии. В 1882 году, в возрасте 21 года, она отправилась в Рим из-за болезни легких. Там, на литературном собрании, она встретила Пола Рэ, а затем Фридриха Ницше, что создало между ними прочную романтическую связь.
Они становятся неразлучны, называя себя «несвятой (грешной) троицей», а любовь втроём Ницше называет «пифагорейскими отношениями». Они решают жить вместе, но затем возникают конфликты, из-за того, что Ницше по уши влюбляется в Саломею. Он дважды делал ей предложение, но оба раза был отвергнут. В результате у Ницше случился психический срыв. Позже Саломея опубликовала работу Ницше в 1894 году — эссе о личности и философии Ницше.
Некоторые зрители и критики отмечали, что фильм несколько "театрален" и местами слишком вербален, что характерно для экранизаций таких диалоговых романов.
Сны Брейера о его пациентке Берте Паппенхайм (Анне О.) — прямая отсылка к реальной истории, которая позже легла в основу психоанализа.
Сеанс, где Брейер пытается гипнотизировать Ницше, а в итоге сам попадает под воздействие своего же метода, — поворотный момент, где власть окончательно переходит от врача к пациенту.
Фильм исследует темы свободы, ответственности, дружбы, смысла страдания и того, как отношения "врач-пациент" могут превратиться во взаимное исцеление. Он красноречиво показывает, что иногда, чтобы исцелить себя, нужно помочь исцелиться другому.
Это интеллектуальный и эмоциональный фильм, который будет интересен тем, кто увлекается философией, психологией и сложными человеческими драмами.