На канале в подборке "Кое-что из теории литературы" уже собрано много терминологических подборок для тех, кто хочет сдать ЕГЭ, ОГЭ и прочие экзамены или подготовиться к каким-нибудь конкурсным работам, типа олимпиад. Но у меня появился опыт обучения иностранцев, которым очень тяжело даётся терминология и не всегда понятны разные абстракции. Для них я придумал разные способы объясениня специфики художественного произведения и некоторых терминов. Некоторыми вещами я здесь поделюсь, потому что мне интересно, понятно ли это и полезно ли это.
В этой подборке о том, что уже было, поэтому здесь будет много ссылок. Но в то же время это некоторое обобщение самых основных проблем художественного текста. Это литературоведение в картинках...
И, как всегда, хочу напомнить, что:
Основные компоненты содержания произведений из кодификатора ЕГЭ можно посмотреть на нашем канале.
А основная информация о произведениях здесь. На нашем Boosty можно получить файлы с основами историко-литературных знаний о каждом произведении, входящем в перечень кодификатора ОГЭ и ЕГЭ (материалы пополняются).
И первое, о чём нужно сказать: мы знаем, что художественный мир - это мир не настоящий. То есть условный (этот термин мы уже определяли - условность).
А это означает, что здесь нет ни вещей, ни людей, ни событий - есть только образы. Художественные образы.
И значит, в произведении не вещи, а детали, не люди, а персонажи.
Можно представить эту картину так:
Можно приблизится к художественому миру и посмотреть на него во всех подробностях, автор не может заставить своего персонажа жить в пустоте, там обязательно должно быть что-то - хоть диван, чтобы на нём лежать. Все предметы, появляющиеся в художественном мире, имеют какую-нибудь функцию: одежда указывает на статус или характер персонажа, пейзаж может отражать внутренний мир героя, а может контрастировать с ним.
К деталям нужно обязательно присмотреться.
Также нужно помнить, что художественного мира не существует без того, кто нам о нём рассказывает. И мы знаем, что это не автор, а повествователь или рассказчик.
Важным оказывается и то, какое место повествователь занимает в мире, какова его точка зрения. От неё зависит, что увидит говорящий - все детали и мотивы героев, или только общую картину, которая для него останется не до конца понятна.
Есть повествователь, который близок к точке зрения "автора", а есть рассказчик, который представляет очень ограниченную точку зрения.
Повествователь говорит на понятном, обычном языке. А рассказчик - представитель особой группы (социальной или географической), это отражено в его речи, но это же делает его точку зрения специфической, она очень ограничена, он не умеет говорить объективно, он всегда относится к рассказываемому очень лично, а это не позволяет увидеть всей картины.
Это два отрывка из произведений одного автора - Степана Писахова. Первый - из очерков, в которых он фиксирует свои впечатления от происходящего с ним в жизни. Второй - из архангельских сказов, которые он пишет (рассказывает - это всегда имитация устной речи) от лица жителя севера, видящего мир изнутри.
Если мы будем помнить о специфике художественной речи, то у нас будет больше шансов понять произведение, а главное - автора. А кроме того, с помощью этих понятий можно сделать анализ текста, который невозможен без терминологии.
- Если у вас есть вопросы по представленному материалу, нужна консультация по написанию сочинения, проекта, научной работы, необходимо подготвится к экзамену, ЕГЭ, ОГЭ, можно обратиться напрямую к автору.
- Я готов делиться своим опытом с каждым, накопленные мной материалы обязательно пригодятся для успешной сдачи экзамена любой сложности. Работаю с теми, кому нужно разобраться со сложной темой или кому нужны систематические занятия для подготовки к экзамену, конкурсу, олимпиаде.
- Есть опыт работы с учениками 5-11 классов, студентами, учителями.
- Темы для мастер-классов, открытых лекций о писателях и по теории литературы, созданию текста и многом другом.
Если вам понравился материал, скажите спасибо, буду благодарен и за обратную связь, что очень важно!
И спасибо нейросетям за то, что и я научился рисовать...