Подборка уникальных цитат из недавно вышедшего интервью композитора, профессора МГК, исследователя Юрия Абдокова, которое он дал главе издательства «Шостаковичи и Стравинские» и своей бывшей ученице Алине Небыковой:
•Есть книги, музыка, произведения изобразительного искусства и зодчества, созданные как бы только для тебя. На их поиски иногда уходит целая жизнь. Надо искать…
•Никогда я не задыхался в восторгах от запаха театрального занавеса, а театральную богему считал, как выражался Борис Чайковский, «сернокислотной», весьма опасной для художника средой.
•Как-то Б.А. Чайковский мне сказал после визита одного гипотетического биографа: «Почитаешь про себя такое и будто у собственной могилы постоял. Нет, старайтесь сторониться искателей жемчуга. Не позволяйте никому паразитировать на собственном тщеславии. Должно пройти время…»
•Незадолго до смерти Борис Александрович написал на мой счет рекомендательное письмо Карэну Суреновичу Хачатуряну, которого знал с юности и очень любил. Хачатурян был председателем госкомиссии на моем выпускном экзамене в Гнесинке и заведовал о ту пору кафедрой в консерватории. Об этом письме я узнал лишь через два года после смерти Бориса Александровича, уже работая в консерватории.
•Только сейчас я понимаю глубинный смысл такого сердечного внимания. Он неспроста тратил свое время. Это был сложныйдля меня период: погибла младшая сестра и страшно пострадала в аварии мама… А книга — может и запоздалое объяснение в любви, без всяких сантиментов.
•Мир Чайковского — мир свободы и одиночества. Этому он и учил. Его мысли никогда не воспринимались как директивы или манифестарные лозунги. Только сущность. И в ремесле, и по самому широкому кругу вопросов искусства, жизни, морали его рассуждения заставляли крепко думать и точно соизмерять слова и поступки.
•Чайковский был наделен удивительным даром генерировать вокруг себя тишину. Как и другие немногочисленные воспитанники мастера, я имел счастье не только показывать ему свою музыку, говорить с ним, обсуждать самые разнообразные вопросы музыки, литературы, философии, истории, творческой педагогики, но — и это главное — молчать вместе с ним: слушая ли музыку, наблюдая ли заявлениями природы, словом, в самых разных обстоятельствах. Опыт этого безмолвия — подарок судьбы.
•«Заниматься композиторской педагогикой необходимо смолоду, и очень немногим — одному из тысячи среди тех, кто за это берётся. Вам это на роду написано. Учить мне вас, по большому счёту, нечему. Да я и не знаю — как это делать…» Я был сражен и лишь со временем понял смысл этих слов.
•Кредо оркестрового стиля Бориса Чайковского —феноменальная точность и незаменимость всех тембровых решений… Я уверен, что именно оркестр как некий метаинструмент позволил этому молчаливому, сосредоточенному на тишине человеку первозданно выразить себя в музыке…
Читать полное интервью на портале «Печорин.нет»🤗