Найти в Дзене
Магистерия

Что такое модернизм и в чем его отличия от предшествующей эпохи?

Модернизм (от лат. modernus - современный) возник в рамках индустриальной культуры в начале XX века и просуществовал до Второй мировой войны. Новая культура утверждала разрыв с историческим опытом традиционной культуры и была тесно связана с наукой, философией, психологией, политикой своего времени. Однако именно искусство ярче всего выразило изменения во всех этих сферах. В своих картинах художники XX века отражали новое мышление, общественную ситуацию, психологическое состояние современного человека, а также исследовали саму природу своего творчества.

Переосмысление или разрушение классического канона как главная черта модернистской парадигмы затронула, в первую очередь, художественные принципы. Живопись XIX века - это, с одной стороны, традиционные мотивы эпохи Возрождения, с другой, стремление к реализму, живописи с натуры. Но отдельные представители этой эпохи уже демонстрируют отход от старых ценностей: женщины все меньше похожи на ренессансных Венер и все больше напоминают об экзотической красоте заморских колоний, а перспективные изображения уступают место условному пространству плоскости.

Поль Гоген “Никогда больше”, 1897
Поль Гоген “Никогда больше”, 1897

Яркой фигурой такого перехода к искусству XX века был Поль Гоген. Он много путешествовал по Полинезии, писал экзотических женщин и орнаментальные мотивы, подсмотренные в “примитивном” искусстве чужой страны. Что изображали орнаменты полинезийцев его интересовало мало - этот яркий, дикий мир был для художника способом уйти в свое воображение, в мир фантазий.

Стоит сказать также о смене восприятия как еще одной особенности эпохи модернизма. Вопрос восприятия в искусстве XX века затрагивает и художника, и зрителя.

Говоря о художнике, мы имеем ввиду, что в XX веке его видение становится автономным, оторванным от конкретного мотива и композиции. Художник чувствует себя свободно в обращении с жанрами. Теперь пейзаж, например, можно представить в виде абстрактных элементов, потому что так хочет автор, в одной композиции совместить пейзаж, портрет и натюрморт.

Жанровая трансформация начинается еще в XIX веке, но на рубеже веков особенно заметна. Кирилл Светляков в онлайн-курсе «Искусство XX века. Модернизм» приводит в пример творчество Поля Сезанна. Его индивидуальное видение художника позволяло в одной картине сочетать пейзаж и натюрморт, делать резкие переходы от переднего плана к заднему. Сезанн знаменит умением реализовать пространственное ощущение внутри маленькой картины, заставить предметы на своих полотнах парить. Поэтому его творчество часто связывают с влиянием научных открытий того времени, особенно в сфере оптики.

Поль Сезанн “Яблоки и апельсины”, ок 1899
Поль Сезанн “Яблоки и апельсины”, ок 1899

Помимо игры с классическими пространственными моделями, происходит заигрывание со зрителем, с его восприятием. Зритель модернизма перестает быть просто наблюдателем как в XIX веке. Авторы пробуют поместить его внутрь изображения, заставить немного помучиться от непонимания происходящего, испытать неприятные эмоции, разгадать загадку.

Вернемся к экзотике. Интерес к культуре колониальных стран не ограничился заимствованием тем и орнаментов. Ведь XIX век был веком дарвинизма, интереса к физиологии, биологии. В то же время появился Фрейд со своей теорией устройства человеческой психики и психоанализом. И, конечно, это поспособствовало тому, что знаменитая концепция “естественного” человека Жан-Жака Руссо встроилась в новую систему взглядов.
Поль Гоген “Идол” 1898
Поль Гоген “Идол” 1898

Теперь дикарь из французских колоний воспринимался как человек естественный, то есть живущий согласно своим инстинктам, сфере подсознательного, пребывающий в гармонии с собой и природой. Мир дикого человека - это наше «оно», свобода страстей, и этот мир стал привлекать человека западноевропейской цивилизации, «невротика».

На этой почве в искусстве на рубеже веков происходит сильная культурная аккумуляция. Художники очень свободно обращаются с каноном изображения Христа, проецируя на него языческие образы, представляя его первобытным идолом с лицом, похожим на маску. Более того, они отождествляют себя с Христом как мучеником цивилизации - и в этом находит выражение крайняя эгоцентричность, нарциссизм художников модернизма.

Такое искусство для европейского человека и художника, в частности, было своего рода терапией, снятием напряжения. Им хотелось простоты, которую можно было найти в сельской жизни или архаических культурах.

Столкновение массового и элитарного вкусов - очень актуальная тема XX века. В модернистской культуре разделение происходит, потому что толпа становится активной политической силой, которая готова взять власть в свои руки - такой ее изображают и художники эпохи.

Начало XX века - время массовых политических движений, популяризации марксизма и других социалистических течений. Искусство начинает подстраиваться под эту новую реальность. Одни художники пытаются соответствовать политической повестке, другие ищут и находят свои элитарно-массовые компромиссы. Так появилось, например, течение поп-арт, которое сочетало в себе авангардное искусство и китч (проявление массовой культуры с примитивным содержанием, ориентированное на серийное производство).

Илья Репин “Манифестация 17 октября 1905”, 1907
Илья Репин “Манифестация 17 октября 1905”, 1907

Толпа требовала зрелищ, но отрицала авангардное искусство как несоответствующее ее пониманию высокого искусства. Так родилась неоклассика и социалистический реализм. Люди получили право участвовать в создании художественных ценностей, говорить, что им нравится или не нравится, то есть проблема высокого и низкого вкусов - это отчасти и рождение демократического выбора в искусстве.

Искусству XX века была свойственна эклектичность. Мы уже убедились в этом на примере синтеза культурных кодов, но сегодня поговорим о комбинаторном подходе к искусству.

Если говорить простыми словами, художники соединяли несколько изображений в одном, чтобы получить новые образы и смыслы или найти эталон. В качестве примера можно привести картины, цитирующие произведения других авторов, или серию картин одного художника с общим мотивом.

Комбинаторный подход - особенность мышления XX века, признак сближения искусства и массовой индустрии. Это процесс рационального переосмысления живописного языка, поиска оптимального решения при минимуме затраченных средств. Источник теряет свое значение: главное то, что мы можем вычленить из разных художественных традиций. Для художника такой “монтаж картинок” - инструмент рефлексии и над собственным творчеством.

Анри Матисс “Красная студия”, 1911
Анри Матисс “Красная студия”, 1911

Мы разобрали пять особенностей культуры модернизма. Эти черты берут свое начало еще в XIX веке в творчестве художников-отщепенцев, каждый из которых изменил привычный взгляд на искусство. Но именно культуре XX века предстояло из этих индивидуальных опытов составить программы направлений, вывести новые художественные системы.

В нашем онлайн-курсе «Искусство XX века. Модернизм» вы можете ближе познакомиться с модернизмом и его течениями. Первая лекция доступна бесплатно.