Модернизм (от лат. modernus - современный) возник в рамках индустриальной культуры в начале XX века и просуществовал до Второй мировой войны. Новая культура утверждала разрыв с историческим опытом традиционной культуры и была тесно связана с наукой, философией, психологией, политикой своего времени. Однако именно искусство ярче всего выразило изменения во всех этих сферах. В своих картинах художники XX века отражали новое мышление, общественную ситуацию, психологическое состояние современного человека, а также исследовали саму природу своего творчества.
Переосмысление или разрушение классического канона как главная черта модернистской парадигмы затронула, в первую очередь, художественные принципы. Живопись XIX века - это, с одной стороны, традиционные мотивы эпохи Возрождения, с другой, стремление к реализму, живописи с натуры. Но отдельные представители этой эпохи уже демонстрируют отход от старых ценностей: женщины все меньше похожи на ренессансных Венер и все больше напоминают об экзотической красоте заморских колоний, а перспективные изображения уступают место условному пространству плоскости.
Яркой фигурой такого перехода к искусству XX века был Поль Гоген. Он много путешествовал по Полинезии, писал экзотических женщин и орнаментальные мотивы, подсмотренные в “примитивном” искусстве чужой страны. Что изображали орнаменты полинезийцев его интересовало мало - этот яркий, дикий мир был для художника способом уйти в свое воображение, в мир фантазий.
Стоит сказать также о смене восприятия как еще одной особенности эпохи модернизма. Вопрос восприятия в искусстве XX века затрагивает и художника, и зрителя.
Говоря о художнике, мы имеем ввиду, что в XX веке его видение становится автономным, оторванным от конкретного мотива и композиции. Художник чувствует себя свободно в обращении с жанрами. Теперь пейзаж, например, можно представить в виде абстрактных элементов, потому что так хочет автор, в одной композиции совместить пейзаж, портрет и натюрморт.
Жанровая трансформация начинается еще в XIX веке, но на рубеже веков особенно заметна. Кирилл Светляков в онлайн-курсе «Искусство XX века. Модернизм» приводит в пример творчество Поля Сезанна. Его индивидуальное видение художника позволяло в одной картине сочетать пейзаж и натюрморт, делать резкие переходы от переднего плана к заднему. Сезанн знаменит умением реализовать пространственное ощущение внутри маленькой картины, заставить предметы на своих полотнах парить. Поэтому его творчество часто связывают с влиянием научных открытий того времени, особенно в сфере оптики.
Помимо игры с классическими пространственными моделями, происходит заигрывание со зрителем, с его восприятием. Зритель модернизма перестает быть просто наблюдателем как в XIX веке. Авторы пробуют поместить его внутрь изображения, заставить немного помучиться от непонимания происходящего, испытать неприятные эмоции, разгадать загадку.
Вернемся к экзотике. Интерес к культуре колониальных стран не ограничился заимствованием тем и орнаментов. Ведь XIX век был веком дарвинизма, интереса к физиологии, биологии. В то же время появился Фрейд со своей теорией устройства человеческой психики и психоанализом. И, конечно, это поспособствовало тому, что знаменитая концепция “естественного” человека Жан-Жака Руссо встроилась в новую систему взглядов.
Теперь дикарь из французских колоний воспринимался как человек естественный, то есть живущий согласно своим инстинктам, сфере подсознательного, пребывающий в гармонии с собой и природой. Мир дикого человека - это наше «оно», свобода страстей, и этот мир стал привлекать человека западноевропейской цивилизации, «невротика».
На этой почве в искусстве на рубеже веков происходит сильная культурная аккумуляция. Художники очень свободно обращаются с каноном изображения Христа, проецируя на него языческие образы, представляя его первобытным идолом с лицом, похожим на маску. Более того, они отождествляют себя с Христом как мучеником цивилизации - и в этом находит выражение крайняя эгоцентричность, нарциссизм художников модернизма.
Такое искусство для европейского человека и художника, в частности, было своего рода терапией, снятием напряжения. Им хотелось простоты, которую можно было найти в сельской жизни или архаических культурах.
Столкновение массового и элитарного вкусов - очень актуальная тема XX века. В модернистской культуре разделение происходит, потому что толпа становится активной политической силой, которая готова взять власть в свои руки - такой ее изображают и художники эпохи.
Начало XX века - время массовых политических движений, популяризации марксизма и других социалистических течений. Искусство начинает подстраиваться под эту новую реальность. Одни художники пытаются соответствовать политической повестке, другие ищут и находят свои элитарно-массовые компромиссы. Так появилось, например, течение поп-арт, которое сочетало в себе авангардное искусство и китч (проявление массовой культуры с примитивным содержанием, ориентированное на серийное производство).
Толпа требовала зрелищ, но отрицала авангардное искусство как несоответствующее ее пониманию высокого искусства. Так родилась неоклассика и социалистический реализм. Люди получили право участвовать в создании художественных ценностей, говорить, что им нравится или не нравится, то есть проблема высокого и низкого вкусов - это отчасти и рождение демократического выбора в искусстве.
Искусству XX века была свойственна эклектичность. Мы уже убедились в этом на примере синтеза культурных кодов, но сегодня поговорим о комбинаторном подходе к искусству.
Если говорить простыми словами, художники соединяли несколько изображений в одном, чтобы получить новые образы и смыслы или найти эталон. В качестве примера можно привести картины, цитирующие произведения других авторов, или серию картин одного художника с общим мотивом.
Комбинаторный подход - особенность мышления XX века, признак сближения искусства и массовой индустрии. Это процесс рационального переосмысления живописного языка, поиска оптимального решения при минимуме затраченных средств. Источник теряет свое значение: главное то, что мы можем вычленить из разных художественных традиций. Для художника такой “монтаж картинок” - инструмент рефлексии и над собственным творчеством.
Мы разобрали пять особенностей культуры модернизма. Эти черты берут свое начало еще в XIX веке в творчестве художников-отщепенцев, каждый из которых изменил привычный взгляд на искусство. Но именно культуре XX века предстояло из этих индивидуальных опытов составить программы направлений, вывести новые художественные системы.
В нашем онлайн-курсе «Искусство XX века. Модернизм» вы можете ближе познакомиться с модернизмом и его течениями. Первая лекция доступна бесплатно.