Уроки обобщающего повторения — важная часть учебного процесса. Для чего нужны такие уроки и как их проводить, чтобы они не превращались в скуку? Попробуем дать ответы на эти вопросы.
Зачем нужны уроки обобщения и повторения?
Обобщающее повторение предусмотрено программой не случайно: благодаря ему дети лучше запоминают понятия, закономерности и правила. Кроме того, на уроке повторения восполняются пробелы в знаниях. Ученики переходят на новый уровень применения знаний, учатся выделять главное, делать выводы.
Учитель тоже выносит немало полезного для себя: видит, кто из ребят добился прогресса, а кто нуждается в помощи, какие темы усвоены хорошо, а какие требуют доработки.
Кроме того, эти уроки помогают подготовить ребят к контрольной работе.
Каким может быть обобщающее повторение?
В зависимости от места в учебном процессе выделяют 3 основных вида таких уроков.
- Тематические — направлены на систематизацию и обобщение учебного материала, пройденного на нескольких занятиях.
- Заключительные — проводятся в конце большого раздела или курса в целом.
- Предшествующие изучению — помогают восстановить в памяти материал, забытый после длительного перерыва (например, каникул), актуализировать знания.
Как проводить такие уроки?
Соответственно задачам урока подбираются методы и приёмы.
- Работа с обобщающими материалами: заполнение таблиц, опорных схем, выполнение заданий по изученному алгоритму. Они помогают привести в систему и структурировать материал.
- Мультисенсорный подход: основан на том, чтобы задействовать при повторении все 5 чувств. Самые распространённые мультисенсорные приёмы: рисование, раскрашивание или выделение цветом, ролевые игры, рассказывание историй, работа с карточками, настольные игры.
- Групповая работа: помогает ученикам полностью вовлечься в процесс повторения, способствует взаимообучению. Учителю важно продумать состав групп так, чтобы каждый ученик мог проявить себя. Также необходимо разработать систему оценок.
- Активные формы урока: урок-путешествие, дискуссия, ролевые и деловые игры. Отличный инструмент для такой работы — интерактивная презентация с картинками и заданиями.
- Командное соревнование или викторина: на таких уроках можно использовать и групповую работу, и презентацию, и игры.
Примеры заданий для обобщающего повторения (конец 7 класса)
Пример 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1) Пр…морский край далёкий и красивый р…гион где шумит Япон…кое море и ра…кинулась Уссурий…кая тайга. 2) Воздух тут напита(н/нн) (не) луговыми травами а сол…ю и туманом. 3) Мес…ные жители проводят выходные ныряя со скал и…следуя бухты на парусных яхтах и соб…рая в лесу лианы-дикоросы для домашнего чая. 4) К осен… бабушки на ярмарках (в) месте с тыквами продают связа(н/нн)ый в кольца лимо(н/нн)ик корни элеутерококка и см…листые к..дровые шишки. 5) Это край где ходят тигры и леопарды где дайвинг продолжае(т/ть)ся даже зимой а жителям об…ясняют, куда звонить, если они увид…ли ране(н/нн)ого тюленя.
Выпишите из текста:
грамматическую основу из первой части предложения 1;
номер предложения с деепричастными оборотами, обозначьте их графически;
краткое страдательное причастие прошедшего времени;
полное страдательное причастие прошедшего времени;
отглагольное прилагательное.
Пример 2
Найдите грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
Приморский край находится в составе России меньше двести лет.
Согласно документов он был образован в 1938 году, но сами земли стали частью государства в середине XIX века после определения границ с Китаем.
В 1860 году, сняв с корвета «Гридень» батарею из четырёх пушек, началось строительство военной крепости в бухте Золотой Рог.
Первых переселенцев не только встретили огромные территории густой тайги, но и пустынные побережья и быстрые горные реки.
Лишь по прибытию крестьяне понимали, что их ожидает.
Примеры заданий для обобщающего повторения (конец 8 класса)
Пример 1
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять указанные знаки препинания.
(1) Страны Севера показывают с приходом или угасанием дня целую гамму тонов совершенной живописности и неописуемой гармонии (2), (3) писал автор (4) Трёх мушкетеров (5) после посещения острова Валаам. Сюда стремятся попасть не только простые туристы (6) но и паломники (7) так как здесь находится знаменитый Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас на Валааме живут около 150 человек (8) которые возрождают старые традиции трудового монашества (9) сельское хозяйство (10) кузнечное дело (11) строительство.
Запятые: __________________
Тире: ____________________
Двоеточие: ________________
Кавычки: _________________
Пример 2
Прочитайте текст. Выполните задания.
На севере Териберки есть необычный каменный пляж с огромными валунами, местные жители прозвали их «яйцами динозавров». А на въезде в посёлок раскинулось так называемое кладбище старых кораблей. Когда районный центр перенесли в Североморск, рыболовецкий промысел здесь сошёл на нет, и со временем остовы заброшенных (судно) стали излюбленным местом для атмосферных фотосессий.
- Раскройте скобки и запишите слово «судно» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка: __________________________
- Выделенное в тексте словосочетание, построенное на основе управления, замените синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка: ____________________________________________
- Найдите в тексте и выпишите фразеологический оборот: __________________________
- Найдите в тексте и выпишите слово со значением «внутренняя опорная часть здания, сооружения, устройства, на которой укрепляются все остальные его части; каркас»: __________________________
Здесь вы можете прочитать другие наши статьи об организации уроков обобщающего повторения:
Как «оживить» уроки перед каникулами. https://dzen.ru/a/Z9fu8kr0GilvWgeq
Советы по проведению уроков обобщающего повторения. https://dzen.ru/a/Z2UzFFMDTWf4p1G4
Обобщающее повторение по теме «Причастие». https://dzen.ru/a/ZSOkZIuKX0PUqa8d
Интересные материалы для обобщающего повторения можно посмотреть на этой страничке https://учительская-мастерская.рф/product-category/обобщающее-повторение/
Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.