Найти в Дзене

Урок обобщающего повторения: важно, полезно, интересно

Уроки обобщающего повторения — важная часть учебного процесса. Для чего нужны такие уроки и как их проводить, чтобы они не превращались в скуку? Попробуем дать ответы на эти вопросы. Обобщающее повторение предусмотрено программой не случайно: благодаря ему дети лучше запоминают понятия, закономерности и правила. Кроме того, на уроке повторения восполняются пробелы в знаниях. Ученики переходят на новый уровень применения знаний, учатся выделять главное, делать выводы. Учитель тоже выносит немало полезного для себя: видит, кто из ребят добился прогресса, а кто нуждается в помощи, какие темы усвоены хорошо, а какие требуют доработки. Кроме того, эти уроки помогают подготовить ребят к контрольной работе. В зависимости от места в учебном процессе выделяют 3 основных вида таких уроков. Как проводить такие уроки? Соответственно задачам урока подбираются методы и приёмы. Примеры заданий для обобщающего повторения (конец 7 класса) Пример 1 Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и
Оглавление

Уроки обобщающего повторения — важная часть учебного процесса. Для чего нужны такие уроки и как их проводить, чтобы они не превращались в скуку? Попробуем дать ответы на эти вопросы.

Зачем нужны уроки обобщения и повторения?

Обобщающее повторение предусмотрено программой не случайно: благодаря ему дети лучше запоминают понятия, закономерности и правила. Кроме того, на уроке повторения восполняются пробелы в знаниях. Ученики переходят на новый уровень применения знаний, учатся выделять главное, делать выводы.

Учитель тоже выносит немало полезного для себя: видит, кто из ребят добился прогресса, а кто нуждается в помощи, какие темы усвоены хорошо, а какие требуют доработки.

Кроме того, эти уроки помогают подготовить ребят к контрольной работе.

Каким может быть обобщающее повторение?

В зависимости от места в учебном процессе выделяют 3 основных вида таких уроков.

  • Тематические — направлены на систематизацию и обобщение учебного материала, пройденного на нескольких занятиях.
  • Заключительные — проводятся в конце большого раздела или курса в целом.
  • Предшествующие изучению — помогают восстановить в памяти материал, забытый после длительного перерыва (например, каникул), актуализировать знания.

Как проводить такие уроки?

Соответственно задачам урока подбираются методы и приёмы.

  • Работа с обобщающими материалами: заполнение таблиц, опорных схем, выполнение заданий по изученному алгоритму. Они помогают привести в систему и структурировать материал.
  • Мультисенсорный подход: основан на том, чтобы задействовать при повторении все 5 чувств. Самые распространённые мультисенсорные приёмы: рисование, раскрашивание или выделение цветом, ролевые игры, рассказывание историй, работа с карточками, настольные игры.
  • Групповая работа: помогает ученикам полностью вовлечься в процесс повторения, способствует взаимообучению. Учителю важно продумать состав групп так, чтобы каждый ученик мог проявить себя. Также необходимо разработать систему оценок.
  • Активные формы урока: урок-путешествие, дискуссия, ролевые и деловые игры. Отличный инструмент для такой работы — интерактивная презентация с картинками и заданиями.
  • Командное соревнование или викторина: на таких уроках можно использовать и групповую работу, и презентацию, и игры.

Примеры заданий для обобщающего повторения (конец 7 класса)

Пример 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

1) Пр…морский край далёкий и красивый р…гион где шумит Япон…кое море и ра…кинулась Уссурий…кая тайга. 2) Воздух тут напита(н/нн) (не) луговыми травами а сол…ю и туманом. 3) Мес…ные жители проводят выходные ныряя со скал и…следуя бухты на парусных яхтах и соб…рая в лесу лианы-дикоросы для домашнего чая. 4) К осен… бабушки на ярмарках (в) месте с тыквами продают связа(н/нн)ый в кольца лимо(н/нн)ик корни элеутерококка и см…листые к..дровые шишки. 5) Это край где ходят тигры и леопарды где дайвинг продолжае(т/ть)ся даже зимой а жителям об…ясняют, куда звонить, если они увид…ли ране(н/нн)ого тюленя.

Выпишите из текста:

грамматическую основу из первой части предложения 1;

номер предложения с деепричастными оборотами, обозначьте их графически;

краткое страдательное причастие прошедшего времени;

полное страдательное причастие прошедшего времени;

отглагольное прилагательное.

Пример 2

Найдите грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

Приморский край находится в составе России меньше двести лет.

Согласно документов он был образован в 1938 году, но сами земли стали частью государства в середине XIX века после определения границ с Китаем.

В 1860 году, сняв с корвета «Гридень» батарею из четырёх пушек, началось строительство военной крепости в бухте Золотой Рог.

Первых переселенцев не только встретили огромные территории густой тайги, но и пустынные побережья и быстрые горные реки.

Лишь по прибытию крестьяне понимали, что их ожидает.

Примеры заданий для обобщающего повторения (конец 8 класса)

Пример 1

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять указанные знаки препинания.

(1) Страны Севера показывают с приходом или угасанием дня целую гамму тонов совершенной живописности и неописуемой гармонии (2), (3) писал автор (4) Трёх мушкетеров (5) после посещения острова Валаам. Сюда стремятся попасть не только простые туристы (6) но и паломники (7) так как здесь находится знаменитый Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас на Валааме живут около 150 человек (8) которые возрождают старые традиции трудового монашества (9) сельское хозяйство (10) кузнечное дело (11) строительство.

Запятые: __________________

Тире: ____________________

Двоеточие: ________________

Кавычки: _________________

Пример 2

Прочитайте текст. Выполните задания.

На севере Териберки есть необычный каменный пляж с огромными валунами, местные жители прозвали их «яйцами динозавров». А на въезде в посёлок раскинулось так называемое кладбище старых кораблей. Когда районный центр перенесли в Североморск, рыболовецкий промысел здесь сошёл на нет, и со временем остовы заброшенных (судно) стали излюбленным местом для атмосферных фотосессий.

  1. Раскройте скобки и запишите слово «судно» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка: __________________________
  2. Выделенное в тексте словосочетание, построенное на основе управления, замените синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка: ____________________________________________
  3. Найдите в тексте и выпишите фразеологический оборот: __________________________
  4. Найдите в тексте и выпишите слово со значением «внутренняя опорная часть здания, сооружения, устройства, на которой укрепляются все остальные его части; каркас»: __________________________

Здесь вы можете прочитать другие наши статьи об организации уроков обобщающего повторения:

Как «оживить» уроки перед каникулами. https://dzen.ru/a/Z9fu8kr0GilvWgeq

Советы по проведению уроков обобщающего повторения. https://dzen.ru/a/Z2UzFFMDTWf4p1G4

Обобщающее повторение по теме «Причастие». https://dzen.ru/a/ZSOkZIuKX0PUqa8d

Интересные материалы для обобщающего повторения можно посмотреть на этой страничке https://учительская-мастерская.рф/product-category/обобщающее-повторение/

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.